г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А56-92362/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Трофимова Ю.В. по доверенности от 15.01.2019
от заинтересованного лица: Масимцова Е.Н. по доверенности от 23.01.2019, Горошко М.В. по доверенности от 09.01.2019
от 3-го лица: Бесланеев З.З. по доверенности от 15.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33176/2018) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2018 по делу N А56-92362/2018 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Администрация Калининского района Санкт-Петербурга
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: ТСЖ "КРИСТАЛЛ"
об оспаривании предписания
установил:
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) от 31.05.2018 N 12/8372-р.
Решением суда от 22.10.2018 заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействительным оспариваемое предписание Инспекции.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Администрацией требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание выдано Инспекцией правомерно, в связи с допущенными Обществом нарушениями требований действующего жилищного законодательства, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Обществом требования.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Администрации и третьего лица просили оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.05.2018 N 12/8372-р Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка за соблюдением лицензионных требований Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга, по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 3, корп. 2, лит. А, д. 5, корп. 1, лит. А.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение требований части 4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2013 N 1019 "О порядке осуществления контроля за целевым расходованием владельцем специального счета денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств" Администрация Калининского района Санкт-Петербурга не обеспечила сохранность денежных средств на спецсчетах ТСЖ "Кристалл", израсходованных в 2016 и 2017 годах ТСЖ "Кристалл" на частичный ремонт фасадов по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 3, корп. 2, лит. А, д. 5, корп. 1, лит. А.
Инспекцией 31.05.2018 выдано предписание N 12/8372-р, согласно которому Администрации предписано в срок до 30.07.2018 принять исчерпывающие меры по обеспечению сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на специальных счетах ТСЖ вернуть денежные средства, израсходованные не по назначению, в добровольном или судебном порядке.
Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Администрация оспорила его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 16 постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
В силу положений ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в том числе, относятся принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии со ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо по собственной инициативе.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что из протокола N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Учительская, д. 3, корп. 2, составленного 15.03.2014, следует, что собственники помещений выбрали способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. Также согласно протоколу, собственники приняли решение о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт; утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; установлены сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; владельцем специального счета определен региональный оператор.
Из протокола N 3 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Учительская, д. 3, корп. 2, составленного 12.04.2015, следует, что собственники помещений приняли решение прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, формировать фонд капитального ремонта на специальном счете с перечислением денежных средств со счета регионального оператора на специальный счет; утвердили размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт; утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; в качестве владельца специального счета выбрана некоммерческая организация ТСЖ "Кристалл"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбрано ОАО "Сбербанк России".
Из протокола N 4 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Учительская, д. 3, корп. 2, составленного 12.05.2016, следует, что собственники помещений приняли решение принять долгосрочную программу капитального ремонта фасада здания; утвержден перечень работ по капитальному ремонту; утверждена смета расходов на капитальный ремонт; утверждены источники финансирования капитального ремонта; принято решение о проведении капитального ремонта фасада в 2016 году; утвержден перечень работ и сроки проведения капитального ремонта; утверждена смета расходов на капитальный ремонт.
Из протокола N 5 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Учительская, д. 3, корп. 2, составленного 15.04.2017, следует, что собственники помещений приняли решение о проведении капитального ремонта фасада в 2017 году; утвержден перечень работ и сроки проведения капитального ремонта; утверждена смета расходов на капитальный ремонт; утверждены источники финансирования капитального ремонта.
Из протокола N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Учительская, д. 5, корп. 1, составленного 15.03.2014, следует, что собственники помещений выбрали способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. Также согласно протоколу, собственники приняли решение о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт; утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; установлены сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; владельцем специального счета определен региональный оператор.
Из протокола N 3 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Учительская, д. 5, корп. 1, составленного 12.04.2015, следует, что собственники помещений приняли решение прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, формировать фонд капитального ремонта на специальном счете с перечислением денежных средств со счета регионального оператора на специальный счет; утвердили размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт; утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; в качестве владельца специального счета выбрана некоммерческая организация ТСЖ "Кристалл"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбрано ОАО "Сбербанк России".
Из протокола N 4 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Учительская, д. 5, корп. 1, составленного 12.05.2016, следует, что собственники помещений приняли решение принять долгосрочную программу капитального ремонта фасада здания; утвержден перечень работ по капитальному ремонту; утверждена смета расходов на капитальный ремонт; утверждены источники финансирования капитального ремонта; принято решение о проведении капитального ремонта фасада в 2016 году; утвержден перечень работ и сроки проведения капитального ремонта; утверждена смета расходов на капитальный ремонт.
Из протокола N 5 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Учительская, д. 5, корп. 1, составленного 15.04.2017, следует, что собственники помещений приняли решение о проведении капитального ремонта фасада в 2017 году; утвержден перечень работ и сроки проведения капитального ремонта; утверждена смета расходов на капитальный ремонт; утверждены источники финансирования капитального ремонта.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 86 определен порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге и порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком Администрацией письмом от 12.04.2018 N 11-83/18-0-1 в Жилищный комитет направлены сведения об увеличении физического износа фасадов объектов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно техническому заключению ООО "УниверсалСтройПрроект" от 2015 года процент физического износа фасада многоквартирного дома по адресу: Учительская ул., д. 3 корп. 2 литера А составляет 55,56%, а многоквартирного дома по адресу: Учительская ул., д. 5 корп. 1 литера А - 55,58%.
В соответствии с ч. 4_1. ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем у о установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
16.11.2017 N ОБ-2220-7614/17-0-0 в адрес Администрации от Инспекции, поступило обращение о предположительно нецелевом использовании ТСЖ "Кристалл" средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: Учительская ул., д. 3, корп. 2 литера А (далее - счет 1), Учительская ул., д. 5, корп. 1 литера А (далее - счет 2) и в связи с этим необходимости осуществления Администрацией внеплановой проверки расходования средств капитального ремонта со специального счета.
В соответствии с Постановлением N 1019 Администрацией письмом от 04.12.2017 N ОБ-2220-7614/17 у ТСЖ "Кристалл" запрошены следующие документы:
- протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, содержащие решения такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- акты приемки оказанных и (или) выполненных работ по договору;
- в случае если имеются, предписания обслуживающих организаций и (или) вышестоящих органов;
- подтверждение оплаты выполненных работ.
В ходе рассмотрения представленных документов в отношении Счета N 1 выявлено, что правлением ТСЖ "Кристалл" в Северо-Западный банк ПАО "Сбербанк России", где открыт Счет N 1, для снятия денежных средств в пользу подрядной организации ООО "СтройСистем" были предоставлены следующие документы:
-протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Учительская ул., д. 3, корп. 2, литера А от 15.04.2017 N 5, содержащий решение о выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- договор подряда с ООО "СтройСистем" от 28.04.2017 N 28/04/17 (панельная часть многоквартирного дома) (далее - Договор N 1);
- акт от 03.07.2017 N 51 об оказанных услугах на сумму 1 340 000,00 руб.;
-договор подряда с ООО "СтройСистем" от 01.08.2017 N 01/08/17 (кирпичная часть многоквартирного дома) (далее - Договор N 2);
- акт от 25.10.2017 N 78 об оказанных услугах на сумму 920 000,00 руб.;
В соответствии с Договором N 1 на счет подрядной организации со Счета N 1 для авансового платежа была перечислена сумма в размере 51 111,90 руб.
В подтверждение предоставлен счет на оплату от 03.05.2017 N 42 и платежное поручение от 04.05.2017 N 119. Для заключительной оплаты по Договору N 1 со Счета N 1 на счет подрядной организации была перечислена сумма в размере 119 261,10 руб., согласно платежному поручению от 04.07.2017 N 182 (счет на оплату от 04.07.2017 N54).
В соответствии с Договором N 2 на счет подрядной организации со Счета N 1 для авансовой оплаты была перечислена сумма в размере 276 000,00 руб.
В подтверждение предоставлен счет на оплату от 17.08.2017 N 74 и платежное поручение от 25.08.2017 N 241. Для заключительной оплаты по Договору N 2 со Счета N 1 на счет подрядной организации была перечислена сумма в размере 361 600,00 руб. согласно платежному поручению от 07.11.2017 N 339.
В ходе рассмотрения представленных документов в отношении Счета N 2 выявлено, что правлением ТСЖ "Кристалл" в Северо-Западный банк ПАО "Сбербанк России", где открыт Счет N 2, для снятия денежных средств в пользу подрядной организации ООО "СтройСистем" были предоставлены следующие документы:
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Учительская ул., д. 5, корп. 1, литера А от 12.05.2016 N 4, содержащий решение о выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- договор подряда с ООО "СтройСистем" от 17.05.2016 N 23/05 (далее - Договор N 3);
- акт от 06.09.2016 N 62 об оказанных услугах на сумму 1 759 500,00 руб.;
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Учительская ул., д. 5, корп. 1, литера А от 15.04.2017 N 5, содержащий решение о выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- договор подряда с ООО "СтройСистем" от 27.04.2017 N 27/04/17 (далее - Договор N 4);
- акт от 24.07.2017 N 58 об оказанных услугах на сумму 2 200 000,00 руб.
В соответствии с Договором N 3 для заключительной оплаты со Счета N 2 на счет подрядной организации была перечислена сумма в размере 536 000,00 руб., согласно платежному поручению от 06.09.2016 N 274.
В соответствии с Договором N 4 на счет подрядной организации со Счета N 2 для авансового платежа была перечислена сумма в размере 222 586,20 руб. В подтверждение предоставлен счет на оплату от 03.05.2017 N 41 и платежное поручение от 04.07.2017 N184. Для заключительной оплаты по Договору N 4 со Счета N 2 на счет подрядной организации была перечислена сумма в размере 519 997,80 руб. согласно платежному поручению от 21.09.2017 N 282 (счет на оплату от 24.07.2017 N 60).
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что использование средств капитального ремонта на капитальный ремонт фасада объектов не противоречит ч. 4 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", а именно, соответствует перечню услуг и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленному п. 5 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 36.1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае нецелевое расходование денежных средств со специальных счетов ТСЖ "Кристалл" отсутствует.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование и признал недействительным оспариваемое предписание Инспекции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 октября 2018 года по делу N А56-92362/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92362/2018
Истец: Администрация Калининского района Санкт-Петербурга
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ТСЖ "КРИСТАЛЛ"