Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2019 г. N Ф08-3508/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А15-2447/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.10.2018 по делу N А15-2447/2018 (судья Батыраев Ш.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолит-Строй" (ОГРН 1100561000210, ИНН 0561061496)
к Дагестанской таможне (ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036)
о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в выпуске товара, обязании выпустить товар в соответствии с заявленной процедурой,
при участии в судебном заседании от ООО "Монолит-Строй" - Наврузбеков М.У. по доверенности от 09.01.2019,
от Дагестанской таможни - Тагирова Ш.Г. по доверенности от 26.02.2016, Абдусаламова Х.М. доверенность от 17.09.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит - Строй" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в выпуске товара, заявленного по декларации на товары N 10801050/220518/0000086 (далее - ДТ N 86) и устранении нарушений прав и законных интересов общества путем обязания таможни выпустить товар.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.10.2018 требования заявителя удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что таможенным органом не доказано, что на день подачи ДТ N 86 действие сертификата соответствия N РОСС IR.AБ51.В00163 приостановлено или прекращено, не доказано несоблюдение запретов и ограничений в отношении цемента, заявленного по ДТ N 86, соответственно его действия по отказу в выпуске названного товара являются незаконными.
Не согласившись с решением, таможня подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
От общества поступил отзыв, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 12.12.2018 рассмотрение дела отложено на более поздний срок.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 22.05.2018 на таможенный пост Морской торговый порт Махачкала Дагестанской таможни обществом подана ДТ N 86, в которой заявлен товар - портландцемент типа ЦЕМ I класса 42,5Н, бездобавочный, не окрашенный, для общестроительных работ, выпускаемый по EN 197-1:2011, производитель "MAZANDARAN CEMENT COMPANY", ввезенный из Ирана.
Общество представило таможенному органу пакет документов, в числе которых и сертификат соответствия N РОСС IR.AБ51.В00163 от 05.10.2017, выданный органом сертификации - ООО "РЕИ-ТЕСТ".
В адрес общества таможней направлены запросы о представлении документов, в том числе и документа, подтверждающего инспекционный контроль данной партии товара (акт по результатам инспекционного контроля, предусмотренный пунктом 8.2 ГОСТ Р 56836-2016) и решения о подтверждении действия сертификата соответствия (запрос от 23.05.2018).
Общество представило в таможенный орган сертификат соответствия N РОСС IR.AБ51.В00163, указанные в нем протоколы испытательный и письмами от 24 и 28 мая 2018 года сообщила о невозможности представления решения о подтверждении действия сертификата соответствия и акта инспекционного контроля, поскольку орган по сертификации отказался их выдать. Общество также указало, что запрошенные таможней документы не являются документами, необходимыми для таможенного оформления и выпуска товара.
28.05.2018 таможней на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС отказано в выпуске товара по ДТ N 86.
В качестве основания для отказа в выпуске товара в графе "С" ДТ N 86 указано, что не соблюдены условия выпуска, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС, не выполнены требования пункта 5 статьи 118, пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС - не представлены акт инспекционного контроля и решение о подтверждении действия сертификата соответствия.
Не согласившись с указанным действием таможни, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правильно исходил из следующего.
По правилам пункта 1 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в законную силу с 01.01.2018 и являющегося приложением N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 444 ЕАЭС).
К документам, удостоверяющим соответствие продукции обязательным требованиям, относится сертификат соответствия (п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляется декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В силу ч. 10 ст. 310 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
Положениями статьи 324 ТК ЕАЭС установлено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - ПП РФ N 982) утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, согласно которому портландцемент подлежит обязательной сертификации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 930 "О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации", с 07.03.2016 цемент различных видов, классифицируемый в товарной позиции 2523 ТН ВЭД ЕАЭС, включен в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный ПП РФ N 982.
Для разъяснения содержания процедур и порядка проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным ПП РФ N 982, в рамках его реализации разработан "ГОСТ Р N 56836-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р N 56836-2016).
В отношении цементной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации из третьих стран согласно пункту 8.2 ГОСТа Р N 56836-2016 осуществляется дополнительный инспекционный контроль каждой поставляемой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных национальным стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия.
По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно пункту 8.19 ГОСТа Р N 56836-2016, а именно: о подтверждении действия сертификата соответствия; о приостановке сертификата соответствия; о прекращении действия сертификата соответствия.
Таким образом, результаты инспекционного контроля позволяют сделать однозначное заключение в отношении сертификата соответствия.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТа Р N 56836-2016 объектами обязательной сертификации являются цементы, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный ПП РФ N 982, и выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.12 ГОСТа Р N 56836-2016 сертификат соответствия является действительным в отношении продукции, изготовленной (выпускаемой в обращение) во время действия сертификата соответствия, в течение гарантийного срока, установленного в национальных (межгосударственных) стандартах на конкретную продукцию.
Таким образом, оценка соответствия ввозимых на территорию Евразийского экономического союза цементов должна осуществляться в соответствии с ГОСТом Р N 56836-2016.
При этом, ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов", на который ссылается таможенный орган, имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1-ст "Об утверждении национального стандарта", согласно которому указанный стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом. Данная правовая позиция изложена в решении Верховного суда России по делу N АКПИ16-560 от 11.08.2016, в мотивировочной части которого содержится вывод о том, что ГОСТ Р 56836-2016 не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.
Кроме того, названный ГОСТ, в том числе пункт 8.2 ГОСТа, не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации (акта инспекционного контроля) таможенному органу.
Как следует из материалов дела, общество представило в таможенный орган пакет документов, который наряду с другими включал сертификат соответствия N РОСС IR.AB51.B00163 от 05.10.2017.
Данный сертификат подтверждает соответствие требованиям ГОСТ продукции серийного выпуска - портландцемента типа ЦЕМ I класса 42,5Н бездобавочный (СЕМ I 42,5N) для общестроительных работ, выпускается по EN 197-1-2011 во время действия сертификата соответствия, производитель "MAZANDARAN CEMENT COMPANY" (Иран).
Портландцемент, сведения о котором заявлены ДТ N 86,выпущен изготовителем во время действия представленного при декларировании сертификата соответствия, что следует из товаросопроводительных документов (инвойс, коносамент).
Проанализировав все доводы таможенного органа, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что при решении вопроса о выпуске товара, должностным лицом таможенного органа не были указаны все основания для отказа, и не истребованы документы в объеме, позволяющем решить вопрос о выпуске товаров.
В данном случае таможенным органом не доказано, что декларант помимо сертификата соответствия на портландцемент, должен представить в таможенный орган акт дополнительного инспекционного контроля ввезенных образцов товара, необходимых для проведения сертификации.
Таможенным органом не доказано, что на день подачи ДТ N 86 действие сертификата соответствия N РОСС IR.AБ51.В00163 приостановлено или прекращено, не доказано несоблюдение запретов и ограничений в отношении цемента, заявленного по ДТ N 86, соответственно его действия по отказу в выпуске названного товара являются незаконными.
Довод апелляционной жалобы о том, что декларация на товар была подана 22.05.2018 г. после вступления в силу ГОСТ Р 56836-2016, следовательно, оценка соответствия продукции "портландцемент" должна была производиться с учетом положений ГОСТ Р 56836-2016, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГОСТ Р 56836-2016, в том числе пункт 8.2 ГОСТа, не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу.
Согласно названному пункту и пункту 8.19 названного ГОСТа соответствующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, в целях принятия решения о подтверждении либо о приостановке и прекращении действия сертификата соответствия.
Указанный ГОСТ имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1-ст "Об утверждении национального стандарта", утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом (решение Верховного суда России по дела NАКПИ 16-560 от 11.08.2016 г.).
Весь объем портландцемента типа ЦЕМ I класса 42,5Н производства компании MazandaranCementCompani Иран, Исламская Республика обществом (декларантом) задекларирован, таможенные платежи уплачены.
Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в выпуске товара в соответствии со ст. 125 ТК ЕАЭС.
Доводы таможенного органа о не соблюдении обществом ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов", вступившего в законную силу 01.02.2016 года и нарушении Обществом мер технического регулирования судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016, настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2019 года N 982. Стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц. Указанный стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом (Решение Верховного суда РФ от 11.08.2016 года N АКПИ16-560, апелляционное определение Верховного суда РФ от 10.11.2016 года N АПЛ16-470).
Довод таможни о том, что при выдаче сертификата соответствия N РОСС IR.AБ51.В00163 не предшествовала обязательная процедура ввоза образцов продукции, судом отклоняется, поскольку по ДТ N 10005010/140418/0000438 образцы товара ввезены на территорию Российской Федерации после исследования которых выдан указанный сертификат соответствия.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доказательства того, что представленные обществом документы содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела документов не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.10.2018 по делу N А15- 2447/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2447/2018
Истец: ООО " МОНОЛИТ-СТРОЙ "
Ответчик: Дагестанская таможня
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3508/19
30.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2447/18
30.01.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5167/18
23.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2447/18
12.12.2018 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2447/18
01.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2447/18