г. Вологда |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А66-10003/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Журавлева А.В. и Писаревой О.Г., при ведении протокола секретарём судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 октября 2018 года по делу N А66-10003/2018 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СКВТ РОТОР" (адрес: 170023, Тверская обл., г. Тверь, ул. Ржевская, д. 12 А, ком. 128; ОГРН 1147746919210; ИНН 7731476990; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции от 05.04.2018 N 4633А об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества, возложении на Инспекцию обязанности устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (далее - Учреждение).
Решением суда от 02.10.2018 признано недействительным решение Инспекции от 05.04.2018 N 4633А об отказе в государственной регистрации Общества в связи с ликвидацией. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
Инспекция с судебным актом не согласилась, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просила решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт изложил аргументы, аналогичные по смыслу и содержанию доводам, приведенным суду первой инстанции, также указал на неверную, по его мнению, оценку данных доводов судом предыдущей инстанции. В частности указала, что в нарушение статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидационный баланс составлен и утвержден до завершения расчетов с кредиторами, соответственно, представленный в регистрирующий орган баланс (бухгалтерская отчетность) уже по данному основанию ликвидационным не является. Кроме того указанный баланс не отражает действительное имущественное положение ликвидируемого общества, в частности, относительно его расчетов с кредиторами. По мнению апеллянта, ликвидация организации-налогоплательщика, у которой возникла объективная обязанность по уплате налога, независимо от того выявлена эта обязанность налоговым органом или нет, не может считаться правомерным прекращением обязанности по уплате налога на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как такая ликвидация прямо нарушает предусмотренные данной нормой условия признания существующей обязанности прекращенной только после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" (далее - Постановление N 57).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления N 57, судебный акт (копия судебного акта) считается полученным лицом, которому он в силу положений процессуального законодательства высылается посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа, на следующий день после дня его размещения на указанном сайте.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, единственным участником Общества 11.01.2017 принято решение о добровольной ликвидации данного юридического лица и назначении Ефремовой А.Н. ликвидатором.
Сообщение о ликвидации Общества опубликовано 01.02.2017 в "Вестнике государственной регистрации" N 4 (618), часть 1, где предложено в течение двух месяцев с момента опубликования заявить требования кредиторов.
Обществом 28.04.2017 представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения.
В регистрирующий орган 29.03.2018 представлен комплект документов о завершении процедуры ликвидации, а именно: заявление о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией, по форме N Р16001; ликвидационный баланс; документ об оплате государственной пошлины от 26.03.2018; решение от 26.03.2018 N 6 об утверждении ликвидационного баланса; ликвидационный баланс от 26.03.2018; документ о состоянии расчетов на 02.03.2018 с приложением квитанций по оплате задолженности от 07.03.2018.
По результатам рассмотрения представленных на регистрацию документов Инспекцией 05.04.2018 принято решение N 4633А об отказе в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным указанного решения.
Управление, рассмотрев указанное заявление, решением от 28.04.2018 N 08-31/26 отказало в удовлетворении заявления Общества.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с рассматриваемым требованием, удовлетворенным судом первой инстанции.
Оценив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований для несогласия с принятым решением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно статье 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
В силу пунктов 2, 6 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Судом первой инстанции установлено, что сообщение о ликвидации Общества опубликовано в Вестнике государственной регистрации от 01.02.2017 N 4 (618), следовательно, срок для предъявления требований кредиторами, в том числе Инспекцией, истек 01.04.2017.
В ЕГРЮЛ 23.01.2017 внесены сведения о начале процедуры ликвидации Общества.
Общество после истечения срока для предъявления требований кредиторами 28.04.2017 представило в налоговый орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.
Ликвидационный баланс был составлен и представлен в налоговый орган 29.03.2018 в составе пакета документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
На основании пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием отказа в государственной регистрации является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд установил, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 ГК РФ, Обществом соблюден и им представлены в Инспекцию все необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Соответствие представленного пакета документов в надлежащий регистрирующий орган требованиям пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Материалы дела не содержат доказательств проведения в отношении заявителя налоговой проверки, которой установлены факты недостоверности налоговой отчетности Общества, не исчисления и не уплаты налогов, несмотря на то, что с момента публикации о ликвидации и до момента подачи заявления в налоговый орган по форме N Р16001 прошло более года.
Доказательств вручения заявителю акта проверки, решения по её результатам, требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также обращения в суд с исками о взыскании задолженности налоговым органом не представлено.
Таким образом, недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе общества, налоговым органом не доказана.
Налоговый орган не использовал предоставленные ему законом как кредитору и контролирующему органу права и полномочия на предъявление требований непосредственно к должнику в двухмесячный срок, на проведение налоговой проверки в порядке пункта 11 статьи 89 НК РФ, на инициирование судебного процесса в отношении общества.
Поскольку в рассматриваемом случае заявителем для государственной регистрации был представлен полный пакет документов и налоговым органом не доказана недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, решение об отказе в государственной регистрации принято с нарушением закона.
Непредставление налогоплательщиком бухгалтерской и налоговой отчетности за предыдущие периоды не может являться единственным и достаточным доказательством недостоверности содержащихся в ликвидационном балансе сведений.
Поскольку материалами дела подтверждается совокупность оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа (решение не соответствует Закону N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности), суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02 октября 2018 года по делу N А66-10003/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий |
О.Н. Виноградов |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10003/2018
Истец: ООО "СКВТ РОТОР"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N12 по Тверской области
Третье лицо: Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области