г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А56-56513/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Подоляк Е.С., по доверенности от 07.11.2018
от ответчика: Сазонов Г.В., по доверенности от 21.09.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31085/2018) ОАО "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2018 по делу N А56- 56513/2018 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ОАО "Сити Сервис"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Сити Сервис" (далее - ОАО "Сити Сервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 05.04.2018 N 01/5053-р.
Решением суда от 20.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Сити Сервис" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Сити Сервис" указывает, что начисление повышающего коэффициента на коммунальную услугу "отопление" за период с октября по ноябрь 2016 года предусматривалось Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, в частности, его пунктами 42.1, 59-60.1 в редакции от 29.06.2016 и возникло ввиду бездействия собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), которые не обеспечили восстановление работоспособности коллективного (общедомового) прибора учета или его замену. Податель жалобы также указывает, что предпринял все возможные действия по недопущению выявленного нарушения и получения технической документации, что также подтверждается решением суда по делу N А56-73767/2018. Считает предписание неисполнимым, поскольку последнее не содержит перечня помещений, для которых Общество должно произвести перерасчет.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании распоряжения от 04.04.2018 N 01/5053-р в целях проверки поступившего обращения граждан в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 05.04.2018 N 01/5053-р.
Проверкой зафиксировано, что в соответствии с Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2015 N 97-р для дома по адресу: пр. Ветеранов, д. 109, корп.1 установлен норматив 0,0203 Гкал на м2, однако, при расчете норматива потребления ОАО "Сити Сервис" был принят норматив 0,0209 Гкал на м2, что не соответствует категории данного МКД, а именно: "Дома постройки 1980-1999 гг. включительно "Новое строительство кирпичные".
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 N 119-р норматив по данной категории домов установлен в размере 0,0215 Гкал на м, однако ОАО "Сити Сервис" при расчетах используется норматив 0,0293 Гкал на м2.
Таким образом, расчет платы за отопление за октябрь 2016 года должен быть произведен исходя из норматива 0,203 Гкал на м2, за ноябрь 2016 года исходя из норматива 0,0215 Гкал на м2. С декабря 2017 года расчет платы производился исходя из показаний общедомового прибора учета.
Инспекция пришла к выводу, что в октябре и ноябре 2016 года, требование подпункта "к" статьи 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила, Правила N 491), не исполнено, а именно: коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию (находится в нерабочем состоянии), таким образом, начисление управляющей организацией повышающего коэффициента по услуге отопление неправомерно.
Инспекция выдала Обществу предписание от 05.04.2018 N 01/5053-р, в соответствии с которым Обществу необходимо в срок до 11.05.2018 произвести перерасчет по услуге "отопление" за октябрь и ноябрь 2016 года без учета повышающего коэффициента.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
- плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД. Капитальный ремонт общего имущества в МКД проводится за счет собственника жилищного фонда;
- плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании лицензии от 09.04.2015 N 78-000057.
МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 109, корп.1 перешел в управление Общества с 05.10.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В связи с этим в части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) закреплено обязательное требование об оснащении МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги установлены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 внесены дополнительные пункты 36(1), 37(1) и 39(1).
По смыслу приведенных правовых норм, установление повышающих коэффициентов обусловлено необходимостью стимулировать потребителей к оборудованию жилых помещений приборами учета.
Повышающий коэффициент к нормативу потребления, который применяется при расчете платы за коммунальную услугу, фактически увеличивая ее размер для собственников помещений в МКД, не может считаться объемом переданной электрической энергии и влиять на объем оказываемых сетевыми организациями услуг по передаче электрической энергии, определяемый в соответствии с пунктом 15(1) Правил.
В рассматриваемом случае собственниками МКД был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии в 2013 году.
МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 109, корп.1 перешел в управление Общества с 05.10.2015.
Между тем в счет-квитанциях за октябрь и ноябрь 2016 года собственникам помещений в МКД произведено начисление платы за отопление с учетом повышающего коэффициента в связи с тем, что коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии находится в нерабочем состоянии.
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество МКД должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно письму Минстроя России от 18.09.2015 N 30162-ОЛ/04 при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в МКД за счет платы за содержание жилого помещения.
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.
Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД.
В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на обще домовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Также пунктом 60(1) Правил N 354 установлено, что по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в МКД не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил.
Согласно абзацу 2 пункта 42 (1) Правил N 354 (в редакции, действующей на спорный период - октябрь, ноябрь 2016 года) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в МКД, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Абзацем 3 пункта 42 (1) Правил N 354 установлено, что при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в МКД размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Из материалов дела следует, и не оспаривается заявителем, что в октябре, ноябре 2016 года МКД был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, собственники помещений в МКД передали управление МКД Обществу, которое в соответствии с требованиями Правил N 491 было обязано обеспечить ввод общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию и которое согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ несет ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей.
Довод Общества о несвоевременной передаче ТСЖ "Балтика" технической документации на приборы учета не может являться основанием для неисполнения обязанностей, возложенных на управляющую организацию.
Доказательств своевременного истребования у ТСЖ "Балтика", в том числе по суду, недостающей технической документации, восстановление документации за счет обязанного лица, установки нового общедомового прибора учета заявителем в материалы дела не представлено.
Судом установлено, что Общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об истребовании у ТСЖ "Балтика" технической документации на общедомовые приборы учета тепловой энергии только 09.06.2018 (дело N А56-73767/2018), что не может свидетельствовать о своевременном принятии мер по введению (ремонту) общедомового прибора учета в эксплуатацию.
Общество не доказало, что имевшиеся дефекты состояния не позволяли произвести ремонт прибора без недостающей технической документации по модели прибора и при привлечении специалистов, доказательств невозможности замены (приобретения и установки нового) прибора учета не представлено.
Ссылка Общества на неисполнимость предписания, со ссылкой на отсутствие в последнем перечня помещений, для которых Общество должно произвести перерасчет, отклоняется, поскольку из распоряжения от 04.04.2018 N 01/5053-р (л.д. 54-55) следует, что проверка проводится, в том числе, в целях проверки начислений по квартплате в МКД по адресу: пр. Ветеранов, д. 109, корп.1, кроме того, в поданном в суд заявлении заявитель ссылался, что оспоренным предписанием Инспекции на Общество возложена обязанность по осуществлению перерасчета платы за отопление по адресу: пр. Ветеранов, д. 109, корп.1, доводов о неясности и неисполнимости приведено не было.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований для его отмены не имеется.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2018 по делу N А56-56513/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сити Сервис" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 10.10.2018 N 7108.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56513/2018
Истец: ОАО "СИТИ СЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА