г.Москва |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А40-175392/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веклича Б.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.10.2018 по делу N А40-175392/18, принятое судьей Немтиновой Е.В. (шифр 142-1353) в порядке упрощенного производства
по иску НО "Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области"
к ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
НО "Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 95 744 руб. 22 коп.
Решением суда от 15.10.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик - ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, задолженность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах за период с июля 2015 года по декабрь 2017 года перед истцом составляет 95 744 руб. 22 коп.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Вопреки утверждениям ответчика, по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России является собственником помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, согласно приложения.
В силу ст.169 Жилищного кодекса РФ и ч.5 ст.3 Закона Тамбовской области от 23.07.2013 N 309-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом за исключением случая, установленного ч.5.1 ст.4 настоящего Закона.
Многоквартирные дома, указанные в приложении к данному исковому заявлению, помещения в которых принадлежат ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, включены в региональную программу капитального ремонта, утверждённую Постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2013 N 1359 "Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов" (Первоначальный текст документа опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь", http://www.tamlife.ru, 26.11.2013.).
В связи с чем, обязанность собственников помещений, в том числе ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, расположенных в вышеуказанных указанных многоквартирных домах, по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, возникла с июня 2014 года.
Согласно положений ст.170 Жилищного кодекса РФ и в соответствии с постановлениями администрации города Тамбова от 05.05.2014 N 3453 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", способами формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Тамбов, ул.Полынковская, д.65В, корп. 3: г.Тамбов, ул.Сенько, д.16; г.Тамбов, Тамбов-4, д.31, отдельные помещения в которых принадлежат ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, определено перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Кроме того, в соответствии со ст.170 Жилищного кодекса РФ и протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г.Тамбов, ул.Рылеева, д.63Б; г.Тамбов, Тамбов-4, д.32, способами формирования фонда капитального ремонта данных многоквартирного дома, помещения в которых принадлежат ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, определено перечисление взносов на капитальный ремонт на специальные счета, владельцем которых является региональный оператор.
Обязанность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России по уплате взносов на капитальный ремонт, с учетом выбранных способов формирования фонда капитального ремонта определен п.1 ч.2 ст.181 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии со ст.153-155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение, в состав которой входит взнос на капитальный ремонт, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Некоммерческая организация - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" (далее - региональный оператор) согласно ст.ст.178, 180 Жилищного кодекса РФ и положений Закона N 309-3 является региональным оператором, в функции которого входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В целях обеспечения собственников (иных законных владельцев) платежными документами для оплаты взносов на капитальный ремонт НО - "Фонд капитального ремонта Тамбовской области" заключила договор от 01.01.2015 N 519 об оказании услуг по доставке конвертируемых счетов-квитанций на оплату коммунальных услуг бытовыми потребителями с ФГУП "Почта России".
В соответствии с условиями данного договора ФГУП "Почта России" ежемесячно осуществляет доставку счетов-квитанций до почтовых ящиков абонентов по форме, согласно приложения (прилагается).
В случае отсутствия платежного документа, собственник (иной законный владелец) помещения для исполнения своей обязанности по оплате, действуя добросовестно, вправе обратиться к истцу для получения платежных документов.
Отсутствие по какой-либо причине платежного документа не освобождает собственника (иного законного владельца) от обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт.
В соответствии с ч.8.1 ст.156, ч.1 ст.169 Жилищного кодекса РФ, а также ч.ч.2-3 ст.3 Закона Тамбовской области от 23.07.2013 N 309-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" ежемесячный взнос на капитальный ремонт, подлежащий уплате собственником в фонд капитального ремонта, определяется как произведение минимального размера взноса, установленного администрацией Тамбовской области и общей площади помещения (доли в помещении), принадлежащего собственнику в многоквартирном доме.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2014 году, согласно постановлению администрации Тамбовской области от 23.10.2013 N 1184 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области", составил 5,98 руб. за 1 кв. м. помещения, принадлежащего собственнику.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2015 году, согласно постановлению администрации Тамбовской области от 14.11.2014 N 1397 "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на 2015 год", составил 6,34 руб. за 1 кв.м. помещения, принадлежащего собственнику.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2016 году согласно постановлению администрации Тамбовской области от 04.12.2015 N 1397 "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на 2016 год" составил 6,74 руб. за 1 кв. м. помещения, принадлежащего собственнику.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2017 году согласно постановлению администрации Тамбовской области от 09.12.2016 N 1443 "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на 2017 год" составил 6,74 руб. за 1 кв. м. помещения, принадлежащего собственнику.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2018 году согласно постановлению администрации Тамбовской области от 30.11.2017 N 1174 "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на 2018 год" составил 6,74 руб. за 1 кв. м. помещения, принадлежащего собственнику.
По состоянию на 01.01.2018, с учетом положений ст.196 Гражданского кодекса РФ задолженность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах, за период с июля 2015 года по декабрь 2017 года составляет 95 744 руб. 22 коп.
Согласно ч.4 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу положений ст.158 Бюджетного кодекса РФ от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с подп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым Осуществляет Минобороны России, а согласно подп.31 п.10 данного Положения является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с подп.12.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 21, требование о взыскании долга в целях процессуальной экономии может быть предъявлено одновременно к учреждению и субсидиарному должнику.
В данном случае собственником имущества ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России является Российская Федерация в лице Министерства оборотил.
Таким образом, задолженность в размере 95 744 руб. 22 коп., по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах, за период с июля 2015 года по декабрь 2017 года подлежит взысканию с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности у него денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны (как главного распорядителя) за счет казны Российской Федерации.
20.06.2018 истцом в адрес (115035. г.Москва, ул.Садовническая, д.62. стр.3) ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а также в адрес (119019. г.Москва, ул.Знаменка, д.19) Министерства обороны Российской Федерации, в рамках договора на оказание услуг почтовой связи N 336 от 24.04.2018 заключенного с ФГУП "Почта России", направлены претензии N 643 от 15.06.2018 и N 644 от 15.06.2018, с приложением счетов на оплату образовавшейся задолженности (почтовые идентификаторы 39297224930271 и 39297224930288).
В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В нарушение требований жилищного законодательства, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России свои обязательства в добровольном порядке не выполнил.
Также, вопреки утверждениям ответчика, истцом срок исковой давности в порядке ст.ст.196, 199, 200 Гражданского кодекса РФ не пропущен, поскольку о нарушении ответчиком обязательств истцу не могло стать известно ранее августа 2015 года, так как в силу норм жилищного законодательства ответчик плату за жилое помещение в состав которой входит взнос на капитальный ремонт, должен вносить ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, а задолженность истцом взыскивается, начиная с июля 2015 года.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2018 по делу N А40-175392/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175392/2018
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60825/18