г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А26-2939/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Савкоев И.В. - паспорт, выписка из ЕГРЮЛ (т. 2 л.д. 128-130)
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32869/2018) ГУ - УПФР в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.10.2018 по делу N А26-2939/2018 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению ООО "Домино"
к ГУ - УПФР в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)
о признании недействительным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Домино" (ИНН 1001282896; далее - заявитель, Общество, ООО "Домино") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным решения N 009V12170000146 от 19.10.2017 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением суда первой инстанции от 24.10.2018 требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал недействительным как принятое с нарушением Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от 19.10.2017 N 009V2170000146 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 283 162 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 65 642 руб. 10 коп., начисления соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, а также привлечения к ответственности за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в виде штрафа в размере, превышающем 2 500 руб. В остальной части заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела в части удовлетворения требований Общества о признании недействительным решения Управления в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 283 162 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 65 642 руб. 10 коп, просит в указанной части решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Управление, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой Управлением части в апелляционном порядке в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена плановая выездная проверка Общества в целях контроля за соблюдением плательщиков страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за период с 11.04.2014 по 31.12.2106.
По результатам проверки составлен акт от 04.09.2017 N 79 в соответствии с которым Управлением установлено нарушение Обществом законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выразившееся в занижении базы для начисления страховых взносов на 1 287 000 руб., а также в непредставлении в установленный срок в орган контроля документов, необходимых для проведения проверки.
19.10.2017 заместителем начальника Управления в отсутствие представителя страхователя рассмотрены материалы проверки, по результатам вынесено решение о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 69 760 руб. 82 коп.; на основании статьи 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 25 000 руб.
Указанным Решением также установлена неуплата страховых взносов за период с 2014 по 2016 годы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 283 162 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 65 642 руб. 10 коп. За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование по состоянию на 31.12.2016 начислены пени в общей сумме 56 014 руб. 38 коп.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Управления о неправомерном не включении Обществом в базу для обложения страховыми взносами денежных средств в сумме 1 287 100 руб., выданных в проверяемом периоде директору Савкоеву И.В. подотчёт.
Управление указало, что Савкоевым И.В. не представлены документы, подтверждающие возврат денежных средств, расходования средств по целевому назначению (авансовые отчёты с подтверждающими документами), а также решения об удержании денежных средств из заработной платы директора.
Кроме того, Общество привлечено к ответственности за непредставление истребованных в ходе проверки документов.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования заявителя, указал на отсутствие у Управления правовых оснований для принятия решения в части в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 283 162 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 65 642 руб. 10 коп. Также суд первой инстанции приняв во внимание наличие смягчающих обстоятельств снизил размер штрафа за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов до 2 500 руб.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела в рамках апелляционного производства Управление обжалует только вывод суда первой инстанции в части признания недействительным решения Управления N 009V12170000146 от 19.10.2017 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 283 162 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 65 642 руб. 10 коп., начисления соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Основанием для принятия указанного решения в указанной части послужил вывод Управления о неправомерном не включении Обществом в базу для обложения страховыми взносами денежных средств в сумме 1 287 100 руб., выданных в проверяемом периоде директору Савкоеву И.В. подотчёт.
Управление указало, что Савкоевым И.В. не представлены документы, подтверждающие возврат денежных средств, расходования средств по целевому назначению (авансовые отчёты с подтверждающими документами), а также решения об удержании денежных средств из заработной платы директора.
В связи с указанным обстоятельством, по мнению Управления, данные суммы рассматриваются как выплаты в пользу работника в рамках трудовых отношений и в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ должны облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Суд первой инстанции, отклоняя позицию проверяющих, правомерно исходил из следующего.
. В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется органами Пенсионного фонда России в порядке, действовавшем для дня вступления в силу настоящего федерального закона.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в указанный период регулировались Законом N 212-ФЗ.
В соответствии со статьёй 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В проверяемом периоде ООО "Домино" являлось плательщиком страховых взносов. Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.
В соответствии со статьёй 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен статьёй 9 Закона N 212-ФЗ.
Часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объектам обложения страховыми взносами для организаций относит выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона); выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение расчётного (отчётного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществлённых - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчётного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчётного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Частью 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ определено, что в течение расчётного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Страхователь исчисляет суммы страховых взносов и уплачивает их отдельными расчётными документами в каждый государственный внебюджетный фонд в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платёж (части 1,5,8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Статьёй 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономический субъект самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учёта, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Согласно статье 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учёту документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно пункту 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для выдачи наличных денег работнику под отчёт (далее - подотчётное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчётного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату. Подотчётное лицо обязано в срок, не превышающий трёх рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчёт, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчёт с прилагаемыми подтверждающими документами.
К авансовому отчету работник должен приложить подлинники документов, подтверждающих произведенные расходы (квитанции, кассовые и товарные чеки и т.д.). Перечень этих документов работник должен записать на оборотной стороне авансового отчёта. Если работник потратил денег меньше, чем ему было выдано, работник должен вернуть в кассу неизрасходованные деньги, полученные под отчет. Для приёма неизрасходованных денег оформляется приходный кассовый ордер (пункт 5, подпункт 5.1 пункта 5 названного Указания).
Таким образом, подотчётное лицо должно подтвердить расход полученной денежной суммы первичными учётными документами, либо предоставить квитанцию о возврате неизрасходованной подотчетной суммы.
В целях применения Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" под работником юридического лица понимается лицо, с которым заключён трудовой договор или договор гражданско-правового характера (разъяснения Центрального Банка Российской Федерации, изложенные в письме от 02.10.2014 N 29-Р-Р-6/7859).
Исходя из положений статьи 137 ТК РФ выданные под отчёт денежные средства, по которым работником своевременно не представлен авансовый отчет, признаются задолженностью работника перед организацией и данные суммы могут быть удержаны из заработной платы работника. Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Судом установлено подтверждается материалами дела и не оспаривается Управлением, что в спорный период Савкоев И.В. согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 11.04.2014 является директором ООО "Домино".
Согласно представленным в дело кассовым документам Савкоев И.В. полученные в банке под отчёт денежные средства сдавал в кассу предприятия, а затем получал их на приобретение ТМЦ (оформлялись приходные и расходные кассовые ордера).
Заявителем в материалы дела представлены оформленные надлежащим образом авансовые отчёты Савкоева И.В., содержащие сведения о полученных под отчёт денежных средствах, об их расходовании, а также сведения о подтверждающих расходных документах. К авансовым отчётам приложены документы, подтверждающие расходование денежных средств на приобретение строительных материалов: товарные, кассовые чеки, квитанции ИП Полюхович З.И., ООО "Магазин-Стройцентр", ООО "КарелЕвроСтрой", ООО "ЦСК", магазина "Петрович", ООО "Лайт-Сервис", ООО "К-раута Рус", компьютерного центра "Диаско", всего на сумму 1 342 520 руб. 70 коп. (том 2, листы 1-106).
Оценив указанные документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том что Общество подтвердило расходование полученных Савкоевым И.В. под отчёт денежных средств для осуществления основной деятельности ООО "Домино".
Согласно указанным документам и оборотно-сальдовой ведомости по счёту 71, задолженность Общества перед Савкоевым С.И. по состоянию на 31.12.2016 составляет 55 420 руб. 57 коп. (разница между израсходованными на приобретение ТМЦ и полученными под отчёт денежными средствами).
Таким образом, подотчётное лицо подтвердило расход полученной денежной суммы первичными учётными документами и оформило все необходимые оправдательные документы.
Кроме того суд первой инстанции также принял в качестве допустимых доказательств договоры подряда по объекту "Многоэтажные жилые дома в районе улиц Кемской и Петрова в г. Петрозаводске. Дом N 2 по генплану" с формами КС-2 и КС-3, подтверждающие заключение ООО "Домино" договоров подряда и выполнение строительных работ (том 3, л.д.69-110), договоры подряда, заключённые между ООО "Домино" и Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" с актами выполненных работ, локальными сметами (том 3, листы 2-22).
Указанные документы подтверждают выполнение Обществом строительных подрядных работ в проверяемом периоде, в том числе несение затрат на приобретение строительных материалов.
Согласно представленным в материалы дела налоговым декларациям Общества по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2014-2016 годы отражён налогооблагаемый доход в сумме 1 418 404 руб., что также подтверждает осуществление Обществом предпринимательской деятельности в спорном периоде.
Доводы Управления о том, что Обществом не представлено доказательств заключения и исполнения договоров с контрагентами ООО "Автопрестиж", ООО "Инвитро СПб", ООО "ТрансСтройСтандарт" от которых согласно выписке по расчётному счёту Общества, в период проверки поступали денежные средства за выполнение строительных работ, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пояснениям Общества им были направлены запросы указанным контрагентам, но ответы на них не получены.
Вместе с тем, Управление в ходе проверки располагало полномочиями и объективной возможность по проверке данных указанных в выписке, в том числе путем направления запросов указанным контрагентам по договоров подряда и иных проектные и сметные документы у контрагентов ООО "Домино", от которых денежные средства поступали на расчётный счёт, в целях выяснения фактических обстоятельств осуществления страхователем предпринимательской деятельности.
Кроме того, не предоставление договоров не стало препятствием для установления пенсионным фондом фактов занижения обществом базы для исчисления страховых взносов, поскольку тексты контрактов не содержат информации, необходимой для проверки правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов, а также информацию о работниках, привлекаемых обществом, выплатах в их пользу денежных средств.
Учитывая, что общество приняло авансовые отчеты Савкоева С.И., в установленном порядке отразив хозяйственные операции по погашению кредиторской задолженности по подотчетному лицу в бухгалтерском учете, и пенсионный фонд не ссылается на доказательства того, что спорные денежные средства начислены обществом в пользу Савкоева С.И. как физического лица по трудовому или гражданско-правовому договору, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что само по себе отсутствие документов, подтверждающих расходование денежных средств или возврат их в кассу общества, не являются доказательством того, что спорные суммы являются доходом указанного работника.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 06.11.2018 N 310-КГ18-17482.
Принимая во внимание, что Управление не представило доказательств опровергающих выводы суда первой инстанции в указанной части, при этом выводы суда первой инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, а правовая позиция оценки доказательств в указанной части решения суда первой инстанции основана на правовой позиции вышестоящей инстанции, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности вывода суда первой инстанции об отсутствии у Управления правовых оснований для принятия оспариваемого решения в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 283 162 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 65 642 руб. 10 коп., начисления соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой Управлением части не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.10.2018 по делу N А26-2939/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2939/2018
Истец: ООО "Домино"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)