г. Саратов |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А57-10960/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы Саратовской области Пастухова Н.Г., действующего по доверенности от 10.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Саратова (410012, г. Саратов, Театральная пл., 7)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 октября 2018 года по делу N А57-10960/2018 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению Комитета по управлению имуществом города Саратова
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Саратовской области N 27-18/ов-т от 06.04.2018,
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы Саратовской области, Лузик Илья Викторович, Цаплин Роман Николаевич, Докшукин Залим Магомедович, Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Саратовское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) от 06.04.2018 N 27-18/ов-т.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Саратовское УФАС России, Лузик Илья Викторович (далее - Лузик И.В.), Цаплин Роман Николаевич (далее - Цаплин Р.Н,), Докшукин Залим Магомедович (далее - Докшукин З.М.), Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Саратовского УФАС России просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 14 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Саратовского УФАС России, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.03.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба Докшукина З.М. на действия организатора торгов - Комитета при проведении открытого аукциона по продаже права па заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 64:48:040733-272, расположенною по адресу г. Саратов, ул. Большая Зеленогорская, б/н в Ленинском районе (Лот N 4) (номер извещенияN 060218/0062245/01).
Саратовское УФАС России, проведя проверку заявленных доводов Докшукиным З.М., решением от 06.04.2018 N 27-18/ов-т признало жалобу обоснованной.
На основании данного решения Комитету выдано предписание от 06.04.2018 N 27-18/ов-т, которым организатору торгов - Комитету предписано в срок до 30.05.2018 отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона; внести изменения в извещения в извещение о проведении Аукциона, привести его в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, продлить срок подачи заявок на участке в Аукционе; уведомить лиц, подавших заявки на участие в Аукционе, о новой дате рассмотрения заявок и проведения Аукциона, а также о необходимости внесения задатка; обеспечить дальнейшее проведение Аукциона в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ и решением Саратовского УФАС России N27-18-ов-т от 06.04.2018.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, Комитет обратился в суд с изложенными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемых решения и предписания послужил вывод антимонопольного органа о нарушении Комитетом подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившегося в отсутствии в составе извещения сведений о технических условиях подключения объекта капитального строительства к объектам теплоснабжения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Кроме того, согласно пункту 4 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенные использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Следовательно, земельный участок не может быть предметом аукциона в случае отсутствия сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Из разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48.040733:272 следует, что на данном участке возможно размещение здания или сооружения.
Таким образом, сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения является требованием о представлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка, соответственно, данная информация должна быть доведена до всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе.
Согласно статье 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы or границ земельных участков в целях определение мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Как следует материалов дела, в извещении о проведении аукциона указаны следующие сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:040733:272:
"Площадь участки, кв.м: Мин. 500, макс. 1200.
Размещение зданий на участке. Отступы от лицевой границы участка (от красной липни), м:5 (для жилых зданий), 1 (для не жилых здании). Отступы от других границ участка, м: В соответствии с техническими регламентами.
Коэффициент застройки, %: 60.
Габариты зданий на участке. Высота по фасадной линии застройки, м: Маке. 15, Высота внутри квартала, участка, м: Макс. 15".
С учетом изложенного суд первой инстанции и антимонопольный орган пришли к правильному выводу о необоснованности довода Докшукина З.М. об отсутствии в извещении сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила), сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепловодоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов дела, извещение содержит сведения о технических условиях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, однако сведения о технических условиях подключения к объектам теплоснабжения в извещении отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что антимонопольным органом доказано нарушение Комитетом подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
Апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции, что ссылка в извещении о проведении аукциона на возможность ознакомления с документами по земельным участкам не свидетельствует об исполнении Комитетом обязанности, предусмотренной подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, мотивированный отказ в выдаче таких условий не препятствуют проведению аукциона, не являются основанием для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с пунктом 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Судами обеих инстанций установлено, что Комитетом не представлен мотивированный отказ теплоснабжающей организации. Извещение о проведении аукциона не содержит сведений об отсутствии возможности подключения объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения. В извещении отсутствует какая-либо информация о технических условиях подключения к сетям теплоснабжения, в том числе о возможности подключения или отсутствии такой возможности.
Ссылка апеллянта на письмо Минэкономразвития РФ от 30.06.2015 N Д23и-3009 является несостоятельной ввиду следующего.
В письме указано, что в случае отсутствия возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, предоставляет мотивированный отказ в выдаче таких условий.
При этом данное обстоятельство не является препятствием для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Положение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в части требований об указании в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не обозначает необходимости наличия таких условий для подключения, но является требованием о предоставлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка.
Извещение о проведении Аукциона не содержит какой-либо информации о технических условиях подключения к сетям теплоснабжения, в том числе о возможности подключения либо об отсутствии такой возможности.
Довод апеллянта о том, что доступ к информации о земельном участке был свободным, другим лицам, подавшим заявки н участие в торгах по указанному извещению было достаточно сведений для направления заявки и внесения задатка, также не опровергает выводов суда первой инстанции о несоблюдении организатора торгов указанных требований статьи 39.11 ЗК РФ при публикации извещения о проведения аукциона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение и, соответственно, предписание соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Докшукин З.М. не мог обращаться с жалобой в антимонопольный орган, ввиду того, что не подавал заявку на участие в аукционе, является несостоятельным ввиду следующего.
Из материалов дела видно, что жалоба Докшукина З.М. рассмотрена антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что право на обжалование действий (бездействия) организатора торгов имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, если их права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В жалобе Докшукина З.М. содержалось указание на нарушение организатора торгов, допущенное при публикации сведений в извещении о проведении аукциона, следовательно, в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Докшукин З.М. имел право подать жалобу в антимонопольный орган.
При этом судом учтено, что публикация сведений в извещении с нарушением требований ЗК РФ нарушает права потенциальных участников аукциона на подачу заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 октября 2018 года по делу N А57-10960/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Саратова без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10960/2018
Истец: Комитет по управлению имуществом г.Саратова
Ответчик: Управление ФАС по СО
Третье лицо: ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области, Докшукина Залим Магомедович, Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному ремонту г. Саратова Администрации МО "Город Саратов", Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительства г. Саратова администрации МЛ "город Саратов", Лузик Илья Викторович, Управление миграционной службы по г. Севастополю, Цаплин Роман Николаевич