г. Москва |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А41-80641/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от ООО "СТРОЙРЕСУРС" - Щербакова А.А. по доверенности от 01.08.2018;
от Администрации Одинцовского муниципального района МО - представитель не явился, извещен;
от Министерства имущественных отношений МО - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СТРОЙРЕСУРС" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2018 года по делу N А41-80641/18, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению ООО "СТРОЙРЕСУРС" к Администрации Одинцовского муниципального района МО, третье лицо: Министерство имущественных отношений МО о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТРОЙРЕСУРС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду ООО "СТРОЙРЕСУРС" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0080217:4615, площадью 600 кв. м с местоположением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А;
- обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0080217:4615, площадью 600 кв. м с местоположением: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А с ООО "СТРОЙРЕСУРС".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2018 года по делу N А41-80641/18 в удовлетворении требований ООО "СТРОЙРЕСУРС" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "СТРОЙРЕСУРС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, статьей 34 ЗК (в редакции Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014) законодателем была установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления земельного участка без проведения торгов при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей ст. 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, согласованного всеми уполномоченными органами.
В судебном заседании представитель ООО "СТРОЙРЕСУРС" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представители Администрации Одинцовского муниципального района МО, Министерства имущественных отношений МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ООО "СТРОЙРЕСУРС", рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3480 от 19 октября 2012 года обществу утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка от 24.07.2012 г. площадью 600 кв. м для организации придорожного сервисного комплекса (автомойка на 2 поста и шиномонтажный участок), расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Ершовское, с местоположением в д. Ягунино, южная часть кадастрового квартала 50:20:0080217.
На основании утвержденного акта выбора и проведенного межевания 11 декабря 2012 года сведения о земельном участке общей площадью 6000 кв. м внесены в ГКН в присвоением земельному участку кадастрового номера 50:20:0080217:4615.
Постановлением Администрации сельского поселения Ершовское от 17.01.2013 г. N 13 земельному участку с кадастровым номером 50:20:0080217:4615 присвоен адрес: Московская область, Одинцовский район, д. Ягунино, уч. 37А.
В 2018 году общество обратилось с заявлением к заинтересованному лицу о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0080217:4615 в аренду.
Письмом от 29.06.2018 г. N Р001-6497093584-13994942 Администрация Одинцовского муниципального района Московской области отказала ООО "СТРОЙРЕСУРС" в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 600 кв. м с кадастровым номером 50:20:0080217:4615 на основании ст. 39.16 Земельного кодекса, поскольку срок действия решение о предварительном согласовании места размещения объекта в редакции Земельного кодекса РФ до 01.03.2015 г. истек, а оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с действующей редакцией Земельного кодекса РФ не имеется.
Посчитав отказ незаконным, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "СТРОЙРЕСУРС" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует закону, поскольку трехлетний срок, предусмотренный законом для предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, истек 19.10.2015 года. При этом, суд первой инстанции признал не подлежащим применению к спорным правоотношениям положений, предусматривающих предоставление спорного участка в порядке продолжения процедуры, инициированной до вступления в действие новой редакции ЗК РФ, утвержденной Федеральным законом N 171-ФЗ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, такая совокупность условий судом не установлена.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области постановления от 19 октября 2012 года N 3480 "Об утверждении акта выбора земельного участка ООО "СТРОЙРЕСУРС" для организации придорожного сервисного комплекса (автомойка на 2 поста и шиномонтажный участок), расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Ершовское, с местоположением в д. Ягунино, южная часть кадастрового квартала 50:20:0080217) (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
Из пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством предусмотрена различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию: - без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса РФ); предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса РФ); для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В данном случае земельный участок испрашивался обществом под строительство магазина (объекта придорожного сервиса) с предварительным согласованием места размещения объекта.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (в редакции от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) статьи 34, 30 - 32, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), ранее регулировавшие порядок предоставления земельных участков, признаны утратившими силу с 01.03.2015 и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.03.2015 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области 19 октября 2012 года, трехлетний срок, предусмотренный законом для предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, истек 19.10.2015 года, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения, предусматривающие предоставление спорного участка в порядке продолжения процедуры, инициированной до вступления в действие новой редакции ЗК РФ, утвержденной Федеральным законом N 171-ФЗ, является необоснованным. Тот факт, что заявитель на основании договора N 12 от 22.03.2012 о финансировании программы социально-экономического развития Одинцовского муниципального района, утв. решением Совета Депутатов Одинцовского муниципального района, заключенного с Администрацией Одинцовского м/р МО и прилагаемого к нему платежного поручения N 1 от 05.04.2012 об оплате 210.000 руб. по указанному договору, на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 30 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) имел права получить спорный земельный участок бесплатно в собственность или аренду без проведения торгов, не опровергает законный и обоснованный вывод суда о не возможности предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в силу п. 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ (в ред. до 01.03.2015).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что 3-х летний срок был пропущен по вине Администрации, поскольку начиная с весны 2013 по 2018 год ООО "СтройРесурс" не единожды обращалось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, однако Администрация неоднократно допускала незаконные действия, не осуществив его предоставление по правилам ст. 31 ЗК РФ (в ред до 01.03.2015), отклоняется апелляционным судом, как противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 26.04.2017 по делу N А41- 90749/16 заявителю отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду того же земельного участка с кадастровым номером 50:20:0080217:4615 и обязании Администрации Одинцовского муниципального района Московской области заключить договор аренды земельного участка. При этом, основанием для отказа в удовлетворении требований послужили те же основания - истечение 3-х летнего срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ.
При рассмотрении вышеуказанного дела суд апелляционной инстанции также установил, что предоставление обществу земельного участка регулировалось положениями Земельного кодекса в редакции, действовавшей с 01.03.2015 (стр. 7 абзацы 1-2). Данный вывод основан на имеющемся в деле письме общества, поданном им в администрацию 11.08.2016.
Данные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ в редакции с 01 марта 2015 года предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В силу ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Частью 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ установлены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Учитывая истечение 3-х летнего срока, предусмотренного законом для предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, заявитель не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2018 года по делу N А41-80641/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80641/2018
Истец: ООО "СТРОЙРЕСУРС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143009, МОСКОВСКАЯ область, р-н. ОДИНЦОВСКИЙ, г. ОДИНЦОВО, ул. МАРШАЛА ЖУКОВА, д. 28
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ