г. Хабаровск |
|
29 января 2019 г. |
А04-7768/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
от общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания": представитель не явился;
от государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Амурской области
на решение от 12.11.2018
по делу N А04-7768/2018
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании предписания недействительным.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания" (ОГРН 1062801080264, ИНН 2801117131, далее - ООО "АВК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области о признании недействительным предписания от 25.06.2018 N 151-Л государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция) об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.11.2018 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 12.11.2018 по делу N А04-7768/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно ст.192 ЖК РФ в отношении управляющих организаций органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации осуществляется лицензионный контроль.
Согласно пунктам 2, 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц), особенности организации и проведения проверок (в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры) могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля, регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
При этом согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц и положения Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи. В соответствии с частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса, внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В связи с этим приведенные выше положения части 3 статьи 196 ЖК РФ, как положения специального закона, подлежащие применению в данном случае и имеющие приоритет перед положениями Закона о лицензировании и Закона о защите прав юридических лиц, предусматривают возможность осуществления лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан информации о фактах любых (не только грубых) нарушений лицензиатом лицензионных требований без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки. Действующее законодательство не ограничивает орган государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля конкретной формой контрольного мероприятия и не запрещает проводить документарные проверки как в плановом, так и в неплановом порядке. Лицензионный контроль не ограничивается исключительно тем нарушением, которое указал в своем обращении гражданин, организация или орган власти.
18.05.2018 в инспекцию поступило обращение управления Федеральной службы безопасности по Амурской области, содержащее информацию о незаконном возложении на собственников многоквартирного дома N 46 по ул.Пионерской г.Благовещенска обязанности по осуществлению оплаты объема коммунальных услуг, превышающего объем услуг, рассчитанный по нормативу.
Распоряжением инспекции от 28.05.2018 N 151-Л в период с 28.05.2018 по 25.06.2018 назначено проведение внеплановой документарной проверки соблюдения обществом требований жилищного законодательства при осуществлении лицензионной деятельности, распоряжение и уведомление о времени проведения проверки получены заявителем 28.05.2018 (вх. N Г-05).
В рамках проверки информация, изложенная в обращении управления, не подтвердилась ввиду принятия собственниками помещений в многоквартирном жилом доме 46, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Пионерская, решения о распределении платы за сверхнормативное потребление коммунальных услуг между собственниками помещений, что подтверждено копией протокола от 04.10.2017 N 8 внеочередного общего собрания собственников. Аналогичные сведения подтверждены в ответах ПАО "ДЭК" от 09.06.2018 N 38-04/1368, АО "АКС" от 14.06.2018 N 101-19-4962.
Вместе с тем, в ходе проверки инспекция пришла к выводу о нарушении обществом лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (стр. 7 акта проверки от 25.06.2018 N 151-Л). Не соблюдается порядок осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями - ПАО "ДЭК" и АО "АКС". Из текста акта следует наличие задолженности ООО "АВК". При этом отсутствует описание условий договоров ресурсоснабжения, последовательность действий сторон при их исполнении, способы осуществления расчетов, их периодичность, размер подлежащих внесению платежей со ссылкой на первичные документы. Обстоятельства своевременности, полноты и правильности перечисления ресурсоснабжающим организациям денежных средств не выяснялись. Инспекция ссылается на информацию ПАО "ДЭК" и АО "АКС" о суммах задолженности, которая не представлена в материалы дела.
Подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (в редакции, действовавшей на момент проведения внеплановой документарной проверки и выдачи оспариваемого предписания), предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе выполнением стандарта по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Требования к порядку осуществления расчетов между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 25.06.2018 N 151-Л. Обществу выдано предписание от 25.06.2018 N 151-Л, которым возложена обязанность в срок до 25.09.2018 устранить образовавшуюся в период с 01.06.2017 по 31.05.2018 задолженность 842 579.62 руб. перед АО "АКС", задолженность 47 348.61 руб. перед ПАО "ДЭК".
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил заявленное требование ООО "АВК".
Подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионными требованиям отнесено, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса, и соблюдение требований пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса в части нарушения пункта 1 статьи 156 ЖК РФ.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Взимание платы с населения за поставленную электрическую энергию от имени общества на основании агентского договора от 01.01.2017 N ДЭК-20-13 осуществляет ПАО "ДЭК", а взимание платы за оказанные услуги холодного водоснабжения и водоотведения от имени компании на основании агентского договора от 01.02.2017 N 131 осуществляет ООО "Благовещенский расчетно-кассовый центр".
Апелляционный суд считает, что инспекцией не учтено, что наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями не свидетельствует об автоматическом нарушении лицензионных требований применительно к подпункту "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Предписание, обязывающее заявителя в установленный в предписании срок уплатить задолженность, не учитывает специальных правил о необходимости проведения предварительной претензионной работы и по существу ограничивает заявителя в выборе предусмотренного законом способа защиты своих прав.
Отклоняется довод жалобы о решениях Арбитражного суда Амурской области по делам N А04-3464/2018 и N А04-5514/2018, поскольку эти судебные акты на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания не существовали и в законную силу не вступили, не исследовались должностным лицом инспекции и не включены в акт проверки, т.е. не являлись основанием для выдачи оспариваемого предписания.
На момент выдачи оспариваемого предписания соблюдение осуществления порядка расчетов за поставленные энергоресурсы на общедомовые нужды сверх установленного нормативами объема не являлось лицензионным требованием. Соответствующие изменения внесены в абзац 4 подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 N 1090, вступили в силу 26.09.2018.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемым решением суда, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства.
На основании изложенного, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 12.11.2018 по делу N А04-7768/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7768/2018
Истец: ООО "Аварийно-восстановительная компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурской области