город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2019 г. |
дело N А32-24852/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края - Кондратьева Т.Ю. по доверенности от 23.10.2018, удостоверение и Чувалджян Д.А. по доверенности от 24.12.2018, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.11.2018 по делу N А32-24852/2018, принятое судьей Купреевым Д.В.,
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "ЮгСтрой"
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "ЮгСтрой" обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 29.05.201 8 N 62-вдп/2018/287 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2018 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что правовых оснований для привлечения кооператива к административной ответственности по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у контролирующего органа не имелось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований общества.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От департамента поступило ходатайство о приобщении к материалам дела ответа на запрос от 22.01.2019.
Суд, совещаясь на месте, протокольным определением приобщил к материалам дела представленные документы, учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36, согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В судебном заседании представители департамента в судебном заседании просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебное заседание Жилищно-строительный кооператив "ЮгСтрой", надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечил. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ЖСК "ЮгСтрой" является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства. В соответствии с разрешением на строительство от 27.07.2012 N Ru 23533113-150 кооператив осуществляет строительство объекта: "9-этажный 36-квартирый жилой дом, по адресу: г. Тихорецк, ул. Колхозная, 52/2" на земельном участке с кадастровым номером 23:50:0102019:236, с видом разрешенного использования - для размещения многоэтажных многоквартирных домов.
На основании приказа от 23.03.2018 N 62-вдп/2018 сотрудниками Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЖСК "ЮгСтрой" на предмет соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.dom.gosuslugi.ru установлено, что в разделе "Контроль за размещением информации", подразделе "Информация о реестре членов ТСЖ, кооператива" информация о членах ЖСК "ЮгСтрой", предусмотренная частью 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, кооперативом не размещена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ЖСК "ЮгСтрой" протокола об административном правонарушении от 14.05.2018 N 62-вдп/2018/287, на основании которого ответчиком вынесено постановление от 29.05.2018 N 62-вдп/2018/287 о назначении кооперативу административного наказания по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением контролирующего органа, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом в присутствии лиц, участвующих в деле, осуществлен просмотр страницы www.dom.gosuslugi.ru в сети "Интернет", по результатам которого установлено, что информация о членах ЖСК "ЮгСтрой", предусмотренная частью 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, размещена заявителем в установленный Законом срок.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан вывод, что правовых оснований для привлечения кооператива к административной ответственности по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у контролирующего органа не имелось.
Однако, апелляционная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения кооператива к административной ответственности по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду следующего.
В соответствии со статьей 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение жилищно-строительным кооперативом, осуществляющим строительство многоквартирного дома, обязанности по ведению реестра членов жилищно-строительного кооператива влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив обязан вести, в том числе в системе, реестр своих членов, содержащий следующие сведения:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица;
2) определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью;
3) размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива.
Пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что обязанность жилищно-строительного кооператива, предусмотренная частями 1, 2 (в части предоставления документов для ознакомления с использованием системы) и 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возникает с 1 июля 2016 года.
Таким образом, у ЖСК "ЮгСтрой" имеется обязанность по ведению в системе реестра членов кооператива.
Департаментом, посредством входа в ГИС ЖКХ через личный кабинет уполномоченного лица департамента, в ходе проверки размещения ЖСК "ЮгСтрой" документов и информации, в системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.dom.gosuslugi.ru, установлено, что на дату окончания проверки - 20.04.2018 в разделе "Объекты управления", подраздел "Договоры управления", "Реестр договоров" отсутствует информация об Уставе ЖСК "ЮгСтрой", соответственно отсутствует информация и документы ЖСК "ЮгСтрой" в отношении объекта "9-этажный 36-квартирный жилой дом, по адресу: г. Тихорецк, ул. Колхозная, 52/2".
В разделе "Контроль за размещением информации", подраздел "Информация о реестре членов ТСЖ, кооператива" отсутствует: информация о членах ЖСК "ЮгСтрой".
Таким образом, установлено, что по состоянию на 20 апреля 2018 года ЖСК "ЮгСтрой" в системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.dom.gosuslugi.ru информация и документы, предусмотренные частями 1, 2, 3 статьи 123.1. Жилищного Кодекса, не размещены.
Данные об отсутствии информации в ГИС ЖКХ подтверждаются, распечатанными в ходе проверки материалами, в которых фиксируется дата и время предоставления информации, а именно от 20.04.2018, 17:52:00 (реестр членов товарищества собственников жилья, кооператива) и 18:12:15 (реестр договоров).
По факту нарушения требования ч. 3 ст. 123.1 ЖК РФ в отношении ЖСК "ЮгСтрой" возбуждено дело об АПН по ст. 14.28.1 КоАП РФ. Вынесено предписание от 27.06.2018 N ГКН-142-ТК об устранении нарушений жилищного законодательства.
На основании приказа департамента от 21 августа 2018 года N 158-вдп/2018 проведена внеплановая документарная проверка ЖСК "ЮгСтрой" с целью проверки исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства от 27.06.2018 N ГКН-142-ТК по объекту строительства "9-этажный 36-квартирный жилой дом, по адресу: г. Тихорецк, ул. Колхозная, 52/2".
Предписанием об устранении нарушений жилищного законодательства от 27.06.2018 N ГКН-142-ТК, ЖСК "ЮгСтрой" предлагалось устранить нарушения части 1, 2, 3 статьи 123.1 ЖК РФ, допущенные при осуществлении деятельности, связанной со строительством объекта "9-этажный 36-квартирный жилой дом, по адресу: г. Тихорецк, ул. Колхозная, 52/2", а именно: разместить документы и информацию в объеме, предусмотренном частями 1, 2, 3 статьи 123.1 ЖК РФ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.dom.gosuslugi.ru.
Документы, подтверждающие исполнение предписания, представить в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края до 13.08.2018.
По данным сайта Почты России предписание департамента от 27.06.2018 N ГКН-142-ТК ЖСК "ЮгСтрой" получено 04.07.2018.
По состоянию на 13 августа 2018 года документы, подтверждающие исполнение предписания, в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края не представлены.
По результатам проверки установлено, что в нарушение частей 1, 2 статьи 123.1 ЖК РФ ЖСК "ЮгСтрой" в системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.dom.gosuslugi.ru, в разделе "Объекты управления", подраздел "Просмотр информации и документов ЖСК" не размещены:
- информация о предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома;
- сведения об элементах благоустройства;
- протоколы общих собраний членов ЖСК, заседаний его правления и
ревизионной комиссии (ревизора) кооператива;
- документы, подтверждающие итоги голосования, в том числе бюллетени для голосования, и доверенности на участие в общем собрании членов ЖСК или копии таких доверенностей.
В нарушение части 3 статьи 123.1 ЖК РФ в разделе "Контроль за размещением информации", подраздел "Информация о реестре членов ТСЖ, кооператива" отсутствует реестр членов ЖСК "ЮгСтрой".
Таким образом, установлено, что по состоянию на 13 августа 2018 года ЖСК "ЮгСтрой" предписание об устранении нарушений жилищного законодательства от 27 июня 2018 года N ГКН-142-ТК не исполнено.
Данные об отсутствии информации в ГИС ЖКХ подтверждаются, распечатанными материалами, в которых фиксируется дата и время предоставления информации, а именно от 17.09.2018, 14:48:43 (реестр членов товарищества собственников жилья, кооператива).
Кроме того, департаментом было направлено электронное обращение от 19.04.2018 N 391354 в службу поддержки ГИС ЖКХ по вопросу просмотра в системе реестра членов ЖСК "ЮгСтрой". В ответ на запрос департамента службой поддержки ГИС ЖКХ 24.04.2018 сообщено, что поиск осуществляется по членам заданного в критериях поиска ЖСК, в рамках действующего Устава, в котором установлен признак "ЖСК осуществляет строительство МКД" и информации о члене ТСЖ указан адрес строящегося дома.
Документом, представленным ЖСК "ЮгСтрой" проверке от 09.04.2018, полученным с личного кабинета уполномоченного лица кооператива, подтверждается отсутствие установленного признака "ЖСК осуществляет строительство МКД".
Согласно п. 6.9.3 "Руководство пользователя ТСЖ; ЖК, ЖСК" добавление члена ТСЖ, кооператива возможно только после размещения действующего Устава организации.
Таким образом, ЖСК "ЮгСтрой" нарушена последовательность размещения информации в системе, в связи с чем, при проверке информации об Уставе ЖСК и реестре членов, данная информация не отображалась.
Согласно версиям информации о члене ТСЖ, кооператива ЖСК "ЮгСтрой" размещена информация о Бубыреве, загружен файл от 11.02.2017 - заявление о принятии в члены:
Версия N 1 от 11.02.2017 12:16, версия N 2 от 11.02.2017 12:22, версия N 3 от 12.11.2018 20:00 и версия N 4 от 12.11.2018 20:05.
Таким образом, прикрепленный файл от 11.02.2017 не является полной информацией, предусмотренной указанной нормой, в виду чего отсутствовала в ГИС ЖКХ информация для просмотра контролирующим органом.
Кроме того в представленных проверке материалах ЖСК "ЮгСтрой" от 09.04.2018 в реестре членов числилось 15 человек.
Однако, по состоянию на 13.11.2018 при просмотре информации о членах ЖСК "ЮгСтрой" в реестре числится 5 человек, 2 из которых приняты в члены 16.05.2016 и 15.11.2017. Вместе с тем, в реестре ЖСК "ЮгСтрой" от 09.04.2018 данные лица отсутствуют.
Указанная информация размещена ЖСК "ЮгСтрой" за день до рассмотрения дела в Арбитражном суде Краснодарского края, что подтверждается последней версией N 4 от 12.11.2018 20:06 и доступна для просмотра контролирующим органом.
Таким образом, указанная обязанность по ведению в системе реестра своих членов кооперативом не исполнена, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено, что в нарушение приведенных положений законодательства, ЖСК "ЮгСтрой" допущено бездействие по ведению в системе реестра членов кооператива.
Следовательно, наличие в действиях кооператива объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.28.1 КоАП РФ, является доказанным.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.28.1 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В нарушение статьи 65 АПК РФ кооперативом не представлено надлежащих доказательств принятия всех необходимых и возможных мер по соблюдению обязанности по ведению реестра членов кооператива.
Вместе с тем, ошибочные выводы суда не привели к принятию неправильного решения ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии с требованиями, содержащимися в статье 71 АПК РФ, конкретные обстоятельства дела, в частности, отсутствие в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным интересам, учитывает также отсутствие направленности действий общества на нарушение закона, принимает во внимание конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, и приходит к выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным.
Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В данном случае, суд считает, что назначенная оспариваемым постановлением санкция несоразмерна тяжести правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Таким образом, ошибочные выводы суда первой инстанции не повлекли принятия незаконного и необоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2018 по делу N А32-24852/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24852/2018
Истец: Жилищно-строительный кооператив "ЮгСтрой", ЖСК "Югстрой"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края