г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А56-104149/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Ефанов В.А. по доверенности от 21.01.2019, Щеглов А.Ю. по доверенности от 11.10.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А56-104149/2018
по заявлению Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу
к Учреждению "ГОЦИСС"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу (далее - Заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Учреждения "Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации" (далее - Учреждение "ГОЦИСС") к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.10.2018 Учреждение привлечено к ответственности в соответствии с заявленной квалификацией и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решение обжаловано сторонами в апелляционном порядке.
В своей апелляционной жалобе административный орган выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о возможности назначения административного штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией статьи ч.1 ст. 14.47 КоАП РФ, обстоятельства совершения Учреждением правонарушения в данном случае не являются исключительными.
Учреждение в своей апелляционной жалобе указывает на нарушение судом норм процессуального права, а именно рассмотрение дела судом в отсутствие доказательств надлежащего извещения Учреждения о принятии заявления к производству. Кроме того, по мнению Учреждения, отсутствует состав вмененного правонарушения.
Установив обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал позицию по делу, изложенную в отзывах и апелляционной жалобе.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению заявления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, В соответствии с Приказом Федеральной службы по аккредитации от 31.05.2018 г. N П-2513 "О проведении процедуры подтверждения компетентности и расширения области аккредитации Учреждения "Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации" и Распоряжением Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу от 02.07.2018 г.N 61 "О проведении процедуры подтверждения компетентности и расширения области аккредитации Учреждения "Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации", в период с 09.07.2018 по 12.07.2018 был осуществлен выезд по Государственной услуге от 14.05.2018 N7611-ГУ.
В ходе осуществления выборочной проверки документов, оформляемых работниками ОС по результатам оценки соответствии в присутствии, в том числе, руководителя экспертной группы, предусмотренной подпунктом "д" пункта 2 части 157 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1.04.2015 г. N 194, были выявлены случаи выдачи органом по сертификации интегрированных систем менеджмента Учреждения "Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации" в период 2016-2018 гг. сертификатов соответствия на стандарты, отсутствующие в утвержденной области аккредитации - ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 14001-2016.
При рассмотрении поступивших материалов установлено, что: Учреждением "ГОЦИСС" были выданы сертификаты соответствия N РОСС RA RU. 13СМ43. К00026 от 29.01.2018 до 29.01.2021, N РОСС RU. 13СМ43. К00027 от 29.01.2018 до 29.01.2021, N РОСС RA RU. 13СМ43. К00028 от 29.01.2018 до 29.01.2021, N РОСС RA RU. 13СМ43. К00035 от 07.06.2018 до 07.06.2021, N РОСС RA RU. 13СМ43. К00034 от 07.06.2018 до 07.06.202, на стандарты, отсутствующие в утвержденной области аккредитации - ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 14001-2016.
По факту выявленного нарушения 13.08.2018 в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 23/2018 по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в совершении действий по выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Национальным органом по аккредитации выдается аттестат аккредитации, являющийся документом удостоверяющим аккредитацию в определенной области аккредитации.
Пункт 5 статьи 4 Закона N 412-ФЗ определяет, что аккредитованное лицо - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.
Той же статьей 4 Закона N 412-ФЗ установлено, что критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации (пункт 8).
Область аккредитации - это сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Закона N 412-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Закона N 412-ФЗ) аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Таким образом, из приведенных понятий следует вывод, что формальным проявлением компетентности аккредитованного лица является его соответствие критериям аккредитации.
Факт нарушения Учреждением вышеприведенных требований, а именно выдача сертификатов соответствия N РОСС RA RU. 13СМ43. К00026 от 29.01.2018 до 29.01.2021, N РОСС RA RU. 13СМ43. К00027 от 29.01.2018 до 29.01.2021 г, N РОСС RA RU. 13СМ43. К00028 от 29.01.2018 до 29.01.2021, N РОСС RA RU. 13СМ43. К00035 от 07.06.2018 до 07.06.2021, N РОСС RA RU. 13СМ43. К00034 от 07.06.2018 до 07.06.2021 на стандарты, отсутствующие в утвержденной области аккредитации (ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 14001-2016) подтверждается материалами дела.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Учреждения события вмененного правонарушения.
Доказательства невозможности соблюдения Учреждением требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия данным лицом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения Учреждения к административной ответственности соблюдена, протокол составлен уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Нарушений процедуры составления в отношении Учреждения протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, не установлено.
Срок привлечения к ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного Учреждением правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции не усматривает.
Санкция части 1 статьи 14.47 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения, руководствуясь частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, считает возможным назначить Учреждению наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. По мнению суда апелляционной инстанции, данная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2018 по делу N А56-104149/2018 отменить.
Привлечь Учреждение "Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации" (ОГРН 1027804870950, ИНН 7804066822; дата государственной регистрации: 31.10.2002) к административной ответственности, установленной ч.1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Управление Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 4, корп. А
ИНН 7842490616
КПП 780501001
Л/счет 04721А85781 в Управлении Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу
Р/счет 40101810200000010001 в Северо-Западном ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу
БИК 044030001
ОКТМО 40339000
КБК 165 1 16 90010 01 6000 140
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104149/2018
Истец: Управление Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: Учреждение "ГОЦИСС"