г. Пермь |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А71-16148/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н. В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле,
апелляционную жалобу заявителя Муниципального унитарного предприятия "Глазовские теплосети"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-16148/2018, вынесенное в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части от 08 ноября 2018 года, судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Глазовские теплосети" (ИНН 1829012970, ОГРН 1021801091840)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Территориальный отдел в городе Глазове (ИНН 1835062915, ОГРН 1041805001677)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Глазовские теплосети" (далее МУП "Глазовские теплосети") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Территориальный отдел в городе Глазове (далее административный орган) от 05.09.2018 N 247 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части от 08.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, МУП "Глазовские теплосети" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе приводит доводы об отсутствии состава административного правонарушения, при этом ссылается на то, что общедомовые приборы учета были установлены в бездоговорном порядке, что предусмотрено Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем в рассматриваемом случае граждане выступают не как потребители; отмечает, что начисленные в платежных документах проценты не являются неустойкой (штрафом, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, данные проценты предусмотрены ч. 12 ст.13 указанного Федерального закона; полагает, что законодательство не обязывает ресурсоснабжающую организацию уведомлять собственников об установке общедомового прибора учета и необходимости его оплаты.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Территориальный отдел в городе Глазове с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при выставлении МУП "Глазовские теплосети" счетов на оплату за установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. В ходе проверки были установлено следующие обстоятельства.
МУП "Глазовские теплосети", являясь ресурсоснабжающей организацией, произвело установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения (далее по тексту - ОПУ) в следующих многоквартирных домах, г. Глазов: ул. Пряженникова, д. 15 (установлен 20.12.2013); ул. Глинки, д. 17 (установлен 20.12.2013); ул. Буденного, д. 5 (установлен 14.05.2013); ул. Пряженникова, д.17 (установлен 28.06.2016); ул.Республиканская, д. 18 (установлен 21.12.2015).
МУП "Глазовские теплосети" в июне 2018 года выставило счета населению на оплату услуг по установке ОПУ, также пеней за несвоевременную уплату задолженности; в частности, указанные счета выставлены следующим гражданам: Левановой М.А. (г. Глазов, ул.Буденного, д.5, кв. 3) на общую сумму. 2056,81 руб., из которых пени - 524,67 руб.; Шабалину А.М. (г. Глазов, ул. Глинки, д. 17, кв. 19) на общую сумму 1545,29 руб., из которых пени - 423,47 руб.; Арасланову Ш.А. (г.Глазов, ул. Пряженникова, д. 15, кв. 15) на общую сумму 1743,76 руб., из которых пени - 477,86 руб.; Бельтюковой В.Н. (г. Глазов, ул. Пряженникова, д. 17, кв. 12) на общую сумму 4035,48 руб., из которых пени - 607,28 руб.; Николаеву В.В. (г. Глазов, ул. Республиканская, д. 18, кв. 31) на общую сумму 8228,28 руб., из которых пени - 1376,09 руб.
Прокурор пришел к выводу, что выставленные счета свидетельствуют о совершенном обмане потребителей, поскольку МУП "Глазовские теплосети", достоверно зная об отсутствии волеизъявления граждан на предоставление рассрочки уплаты затрат, понесенных организацией на установку ОПУ, выставило гражданам квитанции оплату данных услуг, а также пеней.
По результатам проверки Глазовским межрайонным прокурором в отношении МУП "Глазовские теплосети" вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ. Материалы проверки направлены на рассмотрение в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Глазове.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Глазове по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 05.09.2018 N 247 о привлечении МУП "Глазовские теплосети" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
МУП "Глазовские теплосети", не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по установке общедомовых приборов учета, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что сразу после установки ОПУ МУП "Глазовские теплосети" в нарушение вышеуказанных положений закона не предоставило гражданам возможность выбора способа оплаты оказанных им услуг, что повлекло необоснованное выставление счетов на оплату с учетом пени (как указано на лицевой стороне квитанции), процентов (как указано на оборотной стороне квитанции).
Доводы МУП "Глазовские теплосети" об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения со ссылкой на то, что данные проценты предусмотрены ч.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку собственники не уведомлялись способом, позволяющим достоверно отследить получение ими уведомлений от МУП "Глазовские теплосети" об установленных ОПУ и необходимости их оплаты, в связи с чем оснований для взыскания пени (как указано на лицевой стороне квитанции), процентов (как указано на оборотной стороне квитанции) не имеется.
При этом административный орган обосновано указал, что уведомление собственников путем размещения информации в местной газете "Красное знамя" об установке приборов учета, не свидетельствует об исполнении МУП "Глазовские теплосети" обязанности по извещению об установке ОПУ, поскольку информация, опубликованная в указанной газете, не содержит сведений о дате установки ОПУ в каждом из спорных МКД. Анализ представленной газетной публикации свидетельствует о том, информация об установке ОПУ в МКД, расположенных по адресам: г.Глазов, ул.Пряженникова, д. 15, ул. Глинки, д.17, ул. Буденного, д. 5, размещена 09.04.2015, тогда как ОПУ установлены в декабре 2013 года, а информация об установке ОПУ в МКД, расположенных по адресам: г. Глазов, ул.Пряженникова, д.17, ул. Республиканская, д. 18, не публиковалась.
Ссылки МУП "Глазовские теплосети" на то, что закон не обязывает ресурсоснабжающую организацию уведомлять собственников об установке ОПУ и необходимости их оплаты, судом отклоняются, поскольку по смыслу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации предоставить возможность собственникам избрать способ оплаты услуг по установке общедомового прибора учета: разовая оплата всей суммы либо рассрочка оплаты в равных долях в течение 5 лет.
С учетом изложенного, является правильным вывод административного органа о том, что, начисление пеней (как указано на лицевой стороне квитанции), процентов (как указано на оборотной стороне квитанции) за несвоевременную оплату услуг по установке общедомовых приборов учете тепловой энергии и горячей воды, является необоснованным.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, в действиях МУП "Глазовские теплосети" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено. О времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.07.2018 МУП "Глазовские теплосети" извещено надлежащим образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.07.2018 составлено в присутствии представителя Баженовой В.А., действующей по доверенности от 09.07.2018. О времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 05.09.2018 МУП "Глазовские теплосети" также извещено надлежащим образом путем направления определения об отложении рассмотрении дела от 01.08.2018, которое получено 04.09.2018, что подтверждается информацией с официального сайта ФГУП "Почта России"; постановление по делу об административном правонарушении от 05.09.1018 вынесено в присутствии представителя Баженовой В.А., действующей по доверенности от 09.07.2018.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ. При этом правовых оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а также для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку МУП "Глазовские теплосети" не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом административного органа об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части от 08.11.2018 по делу N А71-16148/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Глазовские теплосети" муниципального образования "Город Глазов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16148/2018
Истец: МУП "Глазовские теплосети" муниципального образования "Город Глазов"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской республике в г. Глазове
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18599/18