г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А56-117353/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Бугаков Д.М. по доверенности от 24.12.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28797/2018) ГБДОУ детский сад N 34 Калининского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2018 по делу N А56-117353/2017 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ГБДОУ детский сад N 34 Калининского района Санкт-Петербурга
к УФАС по городу Санкт-Петербургу
3-и лица: ООО "Сапфир"; ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов"
о признании недействительными решения и предписания
установил:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 34 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС по СПб) от 12.12.2017 по делу N44-4944/17.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сапфир" (далее - Общество), закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов".
Решением суда от 20.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 20.09.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Антимонопольный орган и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20.11.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона по закупке "Выполнение работ по техническому обслуживанию систем приточно-вытяжной вентиляции в зданиях государственных образовательных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга в 2018 году", номер извещения 0372200143417000007. Организатором совместной закупки являлось Учреждение.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок заявка Общества под номером 5 была отклонена на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) ввиду несоответствия заявки п.п. 3.1.3 части 1 Аукционной документации "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона и инструкции по ее заполнению, а именно:
Заказчик: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 20 Калининского района Санкт-Петербурга. По пункту "Вентилятор" в заявке участник указал: Товар соответствует ГОСТ 26828-86. Товарные знаки у всех товаров отсутствуют, при этом согласно ГОСТ 26828-86 товар должен иметь товарный знак.
Заказчик: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 20 Калининского района Санкт-Петербурга. В требованиях к техническим характеристикам товара по пункту "Переход" в том числе установлены требования: "...категория вытяжки может быть нормальная или глубокая, либо весьма глубокая. Временное сопротивление разрыву: 255-490 МПа. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 14918-80, ГОСТ 24751-81". По пункту "Дроссель клапан" участник указал: "...категория вытяжки нормальная. Временное сопротивление разрыву: 300-400 МПа. Товар отвечает требованиям ГОСТ 14918-80, ГОСТ 24751-81". В соответствии с инструкцией по заполнению заявок: "В случае если в Приложении N 2 к Техническому заданию указываются (предлагаются) альтернативные значения показателя (свойства) товара, которые сопровождаются словом/союзом "или", "либо" и т.п. участник закупки самостоятельно выбирает одно из указанных свойств товара (материала), при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько показателей. Данное требование к показателям товара обусловлено наличием альтернативных показателей (свойств) товара, его характеризующих, которые соответствуют потребностям заказчика. Показатели (характеристики), не предлагаемые участником, в заявке не указываются. В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для выполнения работ товара, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно технической части документации об аукционе. При этом в соответствии с таблицей 1б ГОСТ 14918-80 для категории вытяжки нормальная, временное Сопротивление разрыву: 300-490 МПа. Таким образом, указав конкретные значения показателей не в соответствии с ГОСТ 14918-80, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе.
Общество обратилось с жалобой в УФАС по СПб (вх. N 29026-ЭП/17 от 05.12.2017) на неправомерные действия Заказчика по отклонению заявки Общества.
Рассмотрев жалобу Общества, Комиссия УФАС по СПб решением от 12.12.2017 по делу N 44-4944/17 признала ее обоснованной, в действиях аукционной комиссии Заказчика признала нарушение части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ (далее - Решение). На основании Решения Учреждению выдано предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, проведении процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства РФ (далее - Предписание).
Не согласившись с Решением и Предписанием УФАС по СПб, Учреждение оспорило указанные ненормативные правовые акты в арбитражный суд.
Суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа о наличии в действиях Учреждения нарушений требований части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ ввиду неправомерно отклонения заявки Общества. В связи с этим суд первой инстанции указал на наличие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых заявителем решения и предписания.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения в связи со следующим.
При описании объекта закупки правовое значение придается определенным функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки. В связи с этим принципиальным является объективный характер описания объекта закупки, а равно наличие в документации о закупке показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, его объективным потребностям (части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать (при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар) следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с положениями статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1).
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи (часть 3).
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе (часть 4).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5).
В соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию Документации Заказчиком установлено требование к качеству, техническим характеристикам товара "Вентилятор": Товар должен, в том числе соответствовать ГОСТ 26828-86 (Государственный стандарт Союза ССР. Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка, введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 18.02.1986 N366).
Согласно пункту 1 указанного ГОСТа маркировка - товарные знаки, символы, надписи и изображения, наносимые на изделие и дающие паспортную предупреждающую, инструктивную и другую краткую информацию об изделии и его изготовителе, а также данные, необходимые для монтажа и эксплуатации изделия.
Согласно пункту 2.1 ГОСТа на каждом изделии должен быть товарный знак предприятия-изготовителя. На изделиях для экспорта или их упаковке в соответствии с требованиями заказов-нарядов внешнеторговых организаций следует помещать товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке в странах-импортерах.
Между тем в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно статье 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1484 ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Действующим законодательством РФ не установлена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять действия, направленные на регистрацию товарного знака (средства индивидуализации).
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака в установленном законодательством порядке свидетельствует об отсутствии его правовой защиты как средства индивидуализации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Исходя из вышеуказанной нормы, гражданское законодательство допускает использование незарегистрированных обозначений в отношении товаров при условии, что такие обозначения не создают вероятность смешения с зарегистрированным товарным знаком, что также подтверждает отсутствие законодательно установленной обязанности регистрации товарного знака.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации также определяют товарный знак как средство индивидуализации товара.
Согласно статье 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Следовательно, товарный знак не всегда может иметь исключительно словесное обозначение или вообще может не иметь словесного обозначения.
Как правомерно указал суд первой инстанции, при условии отсутствия словесного обозначения товарного знака, его неуказание в составе заявки не противоречит положению подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что Заказчик не обосновал необходимость соответствия товара "Вентилятор" ГОСТу по товарному знаку, не привел оснований, позволяющих утверждать о реальной необходимости для него указания товарного знака.
Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию к товару по позиции "Переход" установлено требование: Должен быть выполнен из тонколистовой холоднокатанной стали. По толщине покрытия оцинкованная сталь должна быть повышенного или первого или второго класса, высшей или первой категории качества; сталь оцинкованная должна быть изготовлена из низкоуглеродистой стали, путем цинкования; категория вытяжки может быть нормальная или глубокая, либо весьма глубокая_Временное сопротивление разрыву: 255-490 Мпа. Товар должен отвечать требованиям, в том числе, ГОСТ 14918-80 (Межгосударственный стандарт. Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия, введен Постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1980 N 1465).
Заказчиком в пункте 13 Информационной карты Документации о закупке установлена инструкция по заполнению первой части заявки, согласно которой в случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для выполнения работ товара, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно технической части документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 3.10 ГОСТа 14918-80 механические свойства оцинкованной стали должны соответствовать нормам, указанным в таблице 1б.
Таблица 16
Оцинкованная сталь |
Временное сопротивление Разрыву 0В, МПа |
Предел текучести от, МПа, не менее |
Относительное удлинение 4, % не |
||||
группы |
категории вытяжки |
менее, при L0 = 80 мм для стали толщиной, мм |
|||||
|
до 0,7 |
св. 0,7 до 1,5 |
св. 1,5 до 2,0 |
св. 2,0 |
|||
ХШ |
НГ ВГ |
300 - 490 275-430 255-410 |
-
- |
21 23 26 |
22 24 28 |
23 25 29 |
24 26 30 |
ХП,ПК |
- |
- |
230 |
20 |
22 |
- |
- |
ОН |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Согласно Таблице 1б ГОСТа 14918-80 оцинкованная сталь нормальной категории вытяжки имеет временное сопротивление разрыву 300-490 МПа. И в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок указано, что в соответствии с таблицей 1б ГОСТ 14918-80 для категории вытяжки нормальная, временное Сопротивление разрыву: 300-490 МПа.
В техническом задании как и в ГОСТе указано, что категория вытяжки может быть нормальная или глубокая, либо весьма глубокая.
В то же время в Приложении N 2 к Техническому заданию Заказчик указал, что временное сопротивление разрыву: 255-490 Мпа. Данный диапазон числовых значений МПа приведен в совокупности, без разбивки на категории как в ГОСТе.
В заявке Общества к товару по позиции "Переход" представлено значение: "Временное сопротивление разрыву: 300-400 МПа", что не противоречит буквальному прочтению требований инструкции по заполнению заявки и государственному стандарту.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для признания заявки ООО "Сапфир" не соответствующей требованиям документации об аукционе, в связи с чем, решение антимонопольного органа законно и обосновано.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2018 по делу N А56-117353/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117353/2017
Истец: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 34 Калининского раойна Санкт-Петербурга
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу
Третье лицо: ЗАО "СБЕРБАНК-АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТОРГОВ", ООО "САПФИР"