Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2019 г. N Ф09-2659/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А50-20424/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.
при участии:
от истца: Антипин В.К. по доверенности от 06.07.2018;
от ответчика: Тищенко И.М. по доверенности от 12.04.2018.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамский лес",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 ноября 2018 года
по делу N А50-20424/2018,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамский лес" (ОГРН 1115919002121, ИНН 5919015517)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании сделки по одностороннему изменению размера арендной платы по договору аренды лесного участка недействительным
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "Верхнекамский лес" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (Министерство) о признании недействительной сделки Министерства по одностороннему изменению размера арендной платы по договору аренды лесного участка от 14.12.2011 N 633, оформленному расчетом (уведомлением) от 05.12.2017 на внесение в бюджет платы за использование лесов, превышающий минимальный размер арендной платы в доход Пермского края на 2018 год (с учетом уточнений требований (ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 01.11.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, считает, что Министерство не имеет права в одностороннем порядке изменять размер арендной платы по договору аренды лесного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями указанного в предмете иска договора; "уведомление об увеличении арендной платы за использование лесов превышающий минимальный размер арендной платы в доход Пермского края на 2018 год является незаконным"; существенное увеличение арендодателем в одностороннем порядке, в отсутствие оснований суммы арендной платы, подлежащей внесению в 2018 году противоречит положениям статей 309, 310, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, является недействительной сделкой (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявителем апелляционной жалобы указано на то, что, как следует из содержания договора аренды лесного участка N 633 от 14.12.2011, арендная плата, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 1 651 930 руб. в год, арендная плата, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, в размере 5 616 562 руб. в год, размер арендной платы, подлежащий зачислению в бюджет Пермского края, определен в результате проведения торгов (протокол от 30.11.2011), не является регулируемым. При таких обстоятельствах, как считает истец, направление Министерством уведомления об изменении размера арендной платы не соответствует условиям как договора, который предусматривает заключение его сторонами соответствующих соглашений, так и нормам законодательства, определяющего порядок установления размера арендной платы за пользование лесными участками", возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным кодексом Российской Федерации, что исключает применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Поскольку, как считает заявитель апелляционной жалобы, цена по договору аренды может состоять из двух частей, "обе из которых являются единой арендной платой", "допускается установление размера арендной платы таким образом, когда государственное регулирование может относиться лишь к одному или нескольким элементам установленного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы арендной платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, который установлен в соответствии с федеральным законом"; "так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, п. 7 ст. 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации)", "при этом размер другой части арендной платы, которая по условиям договора аренды, заключенного по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате".
Кроме того, апелляционная жалоба содержит указание на то, что "полный размер арендной платы рассчитывается Министерством в соответствии с методикой определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 N 53 (Методика)", "но, указанная методика определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 N 53 - до момента заключения договора аренды лесного участка N 633 от 14.12.2011".
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения против ее удовлетворения.
Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, Министерством лесного хозяйства Пермского края (арендодатель) и ООО "Верхнекамский лес" (арендатор) по результатам проведения аукциона заключен договор аренды лесного участка N 633 от 14.12.2011 (договор).
Согласно условиям этого договора арендодатель передал арендатору лесной участок площадью 6118,0 га, номер учетной записи 1722-2011-12 в государственном лесном реестре Пермского края, местоположение: Пермский край, Усольский муниципальный район, Березниковское лесничество, Усольское сельское участковое лесничество (ТОО "Усольское"), кварталы (выделы): 46 (1-53), 47 (1-42), 48 (1-33), 49 (1-29), 50 (1-38), 51 (1-42), 52 (1-32), 53 (1-16), 57 (1-27), 58 (1-28), 59 (1-27), 63 (1-34), 64 (1-16), 66 (1-16), 67 (1-20), 68 (1-15), 69 (1-27), 70 (1-21), 71 (1-24), 72 (1-11), 73 (1-32), 74 (1-29), 75 (1-22), 76 (1-19), 77 (1-23), 78 (1-21).
Арендная плата по договору составляет 7 268 492 руб. в год (п. 7 договора).
В соответствии с пунктом 9 договора размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
Срок действия договора - по 13.12.2033 включительно (п. 21 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду.
На основании Постановления Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
05.12.2017 истцом был получен расчет (уведомление) на внесение в бюджет платы за использование лесов на 2018 год по договору аренды лесного участка с ООО "Верхнекамский лес" от 14.12.2011 N 633, которым арендодатель уведомил арендатора об увеличении размера платы на 2018 год.
Обоснование иска содержит указание на то, что Министерство неправомерно в одностороннем порядке изменило размер арендной платы по договору аренды лесного участка, направление Министерством уведомления об изменении размера арендной платы не соответствует условиям договора и нормам законодательства, определяющим порядок установления размера арендной платы за пользование лесными участками (ст. ст. 309, 310, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ст. ст. 8, 166, 168, 309, 310, 422, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 71, 73, 80, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что размер годовой арендной платы, уплачиваемой по спорному договору аренды лесного участка, состоит из двух частей: 1) минимальный размер арендной платы (начальная цена предмета аукциона), рассчитанный как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на объем заготавливаемой древесины, подлежащий зачислению в федеральный бюджет; 2) размер арендной платы сверх минимального размера арендной платы, установленный по результатам аукциона как сумма, предложенная победителем торгов дополнительно к начальному размеру арендной платы, подлежащий зачислению в бюджет Пермского края; изменение определенного по итогам аукциона размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка в соответствии с условиями заключенного на торгах договора правомерно; договором предусмотрено изменение ежегодной арендной платы, в том числе в части арендной платы, подлежащей зачислению в краевой бюджет, пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 9 договора); такое изменение в отношениях сторон не требует изменения договора аренды; ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (постановление N 310); Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (постановление N 1363) предусмотрено, что с 01.01.2018 ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением N 310, в 2018 году применяются с коэффициентом 2,17.
Договор аренды лесного участка N 633 от 14.12.2011 заключен сторонами по результатам аукциона, при проведении которого начальный размер арендной платы включал в себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Пермского края.
Заключенный по результатам аукциона договор аренды лесного участка содержит пункт 9, в соответствии с которым размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения и размера арендной платы), которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для арендатора; арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, либо, если в таком нормативном акте не указано с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
Данный пункт соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением N 1363 на 2018 год были изменены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, путем применения к ним коэффициента 2,17.
При изложенных обстоятельствах заключенный сторонами договор признан судом первой инстанции содержащим соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
В связи с изложенным признано правомерным направление Министерством в соответствии с пунктом 9 договора обществу уведомления о необходимости оплатить определенную договором по результатам аукциона арендную плату с применением спорного коэффициента.
Исходя из представленного уведомления и соответствующих расчетов размер арендной платы на 2018 год за пользование лесным участком признан соответствующим 11 553,528 тыс. руб., в том числе плата части минимального размера арендной платы за использование лесов в доход федерального бюджета - 2 882,011, плата за пользование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы в доход Пермского края - 8671,517.
Полный размер арендной платы рассчитывается Министерством в соответствии с Методикой определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 N 53 (Методика).
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 28.12.2017 N ИВ-04-54/19238 "О применении коэффициентов к ставкам платы" коэффициенты, установленные постановлением N 1363, применяются только к ставкам платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310. Пунктом 6 Типовой формы договора аренды лесного участка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003, предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, установленных постановлением N 310. Таким образом, расчет годового размера арендной платы за использование лесов на очередной год в рамках применения постановления N 1363 осуществляется в отношении ставок платы, используемых при определении минимального размера арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет.
Изложенные в письме разъяснения признаны судом первой инстанции не опровергающими позицию Министерства относительно того, что ответчиком проводится индексация минимальной ставки, полный размер арендной платы рассчитывается в соответствии с методикой, условия договора содержат полномочия Министерства по изменению размера арендной платы пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Доводы истца относительно того, что размер арендной платы, подлежащей зачислению в бюджет Пермского края, определен в результате проведения торгов, вследствие чего является нерегулируемым, отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права, при этом признано имеющим значение отсутствие доказательств, подтверждающих неправомерное увеличение арендодателем суммы арендной платы, подлежащей внесению в 2018 году (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции признано установленным то, что в соответствии с условиями договора Министерством ежегодно направлялись соответствующие расчеты (уведомления), которые до 2018 года оспорены не были.
Расчеты Министерства были проверены судом первой инстанции и признаны обоснованными.
Условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, признано судом первой инстанции не противоречащим действующему законодательству.
Принятие обжалуемого решения явилось результатом оценки совокупности представленных доказательств (ст. ст. 8, 9, 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установления при этом необходимых обстоятельств (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), которые являются достаточными для принятия именно такого решения, которое обжалуется, в силу чего доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны влекущими ее удовлетворение.
Договор содержит пункт 9, в соответствии с которым размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор.
Указанный пункт соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" на 2018 г. изменены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, путем применения к ним коэффициента 2,17.
Таким образом, принимая во внимание, что заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы, действия Министерства по направлению уведомления о необходимости оплатить определенную договором по результатам аукциона арендную плату с применением коэффициента является законными.
То, что, как указывает истец, Методика утверждена после заключения договора аренды лесного участка, само по себе с учетом установленных фактических обстоятельств также не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01.11.2018 по делу N А50-20424/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
В.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20424/2018
Истец: ООО "ВЕРХНЕКАМСКИЙ ЛЕС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ