Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 апреля 2019 г. N Ф10-1224/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А35-3660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Кораблевой Г.Н., Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 12.09.2018 по делу N А35-3660/2018 (судья Шумаков А.И.), по исковому заявлению Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ОГРН 1134600001029, ИНН/КПП 4632132778/463201001) к Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области (ОГРН 1024600783151, ИНН/КПП 4623001289/462301001) о взыскании 286 428 руб., в том числе 247 502 руб. 65 коп. взносов на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по январь 2018 года, пени в размере 38 925 руб. 35 коп., судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 8 729 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области (далее - ответчик) о взыскании 286 428 руб., в том числе 247 502 руб. 65 коп. взносов на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по январь 2018 года, пени в размере 38 925 руб. 35 коп.
Определением Арбитражного суда Курской области от 07.05.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
03.07.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.09.2018 по делу N А35-3660/2018 исковые требования Фонда капитального ремонта удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции изменить, отказав во взыскании взносов на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по январь 2018 года и начисленной на них неустойки в отношении следующих помещений: N 1-20 в доме N 4 по ул.Кубарева, N 1-4 в доме N 5 по ул.Станционной, N 3, 4, 5 в доме N 21 по ул.Станционной в с.Малая Локня Суджанского района Курской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили.
В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
09.01.2019 через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым Фонд капитального ремонта с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.08.2013 принят Закон Курской области N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" (далее - Закон Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО).
26.08.2013 на основании части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 17 Закона Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО создан Фонд "Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", основными задачами которого в силу статьи 180 ЖК РФ являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, на 2014-2043 годы (далее - Региональная программа).
В приложении N 3 к Региональной программе содержится перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, указаны стоимость и виды работ по капитальному ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома.
Ресурсным обеспечением Региональной программы служат средства Фонда капитального ремонта, формируемого за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (раздел 3 Региональной программы).
05.11.2014 между Фондом капитального ремонта (региональным оператором) и муниципальным образованием "Малолокнянский сельсовет" (собственником помещений в многоквартирных домах) заключен договор N ЮЛ-24фкр о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, положения которого регламентируют отношения по взаимодействию сторон по формированию фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов путем перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников в отношении регионального оператора и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2.1 договора собственник помещений в многоквартирных домах обязуется ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных региональным оператором, уплачивать взносы на капитальный ремонт в размере, установленном Администрацией Курской области, а также предоставлять информацию о жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности, сведения о которых представлены в приложении N 1.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что собственник помещений в многоквартирных домах, несвоевременно и (или) не полностью уплативший взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязан уплатить на счет регионального оператора в фонд капитального ремонта денежные средства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не оплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты включительно.
Фонд капитального ремонта направил ответчику 19.01.2018 исх.N 161 досудебное уведомление об образовавшейся задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, однако до настоящего времени ответчиком за период с июня 2015 года по январь 2018 года задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 247 502 руб. 65 коп, пени в размере 38 925 руб. 35 коп. не погашена.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт, 28.04.2018 истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Начисления произведены в отношении помещений, находящихся в многоквартирных жилых домах:
- N 4 по ул. Кубарева в с. Малая Локня Суджанского района Курской области (помещения N 1-18, 20),
- N 8 по ул. Кубарева в с. Малая Локня Суджанского района Курской области (помещение N 7),
- N 13 по ул. Кубарева в с. Малая Локня Суджанского района Курской области (помещение N 8),
- N 5 по ул. Станционная в с. Малая Локня Суджанского района Курской области (помещения N 2, N 4 - до 07.08.2015),
- N 14 по ул. Станционная в с. Малая Локня Суджанского района Курской области (помещения N 1-3, 6),
- N 16 по ул. Станционная в с. Малая Локня Суджанского района Курской области (помещение N 8),
- N 21 по ул. Станционная в с. Малая Локня Суджанского района Курской области (помещения N 3 - до 10.11.2015, N 4,5).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 ЖК РФ также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
В силу пункта 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, на 2014-2043 годы.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, с сентября 2014 года. Расходы по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, за помещения, находящиеся в муниципальной собственности, несет муниципальное образование за счет средств местного бюджета.
Судом установлено, что расчет задолженности ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт за период с июня по декабрь 2015 года, за 2016, 2017 годы, за январь 2018 года произведен истцом исходя из нормативно установленных на соответствующий календарный год минимальных размеров взноса общей площади спорных помещений и составил 247 502 руб. 65 коп.
Доказательств принятия собственниками помещений решений об определении иного размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, а также об определении другого способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе путем его формирования на специальном счете, в материалах дела не имеется. При этом в материалах дела также отсутствуют доказательства исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за спорный период.
С учетом вышеизложенного суд области правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части суммы основного долга в полном объеме.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени.
На основании пункта 3.3 договора N ЮЛ-24фкр от 05.11.2014 в связи с неисполнением ответчиком обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт истцом правомерно начислены пени в размере 38 581 руб. 33 коп. за период с 01.06.2015 по 11.01.2018.
Отклоняя доводы ответчика о том, что он не является собственником спорных помещений, в связи с чем обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у него отсутствует, суд области правомерно исходил из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, являющееся муниципальной собственностью, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Распоряжением Правительства РФ от 09.12.2005 N 2175-р жилые, находящиеся в федеральной собственности и оперативном управлении ФГУ "Локнинская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области", переданы в муниципальную собственность Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области.
Как указывает ответчик в апелляционной жалобе, жилой дом по ул.Кубарева, 4, инвентарный номер 01010002 в перечне переданных объектов отсутствует, что свидетельствует о неправомерности возложения на ответчика обязанности по уплате взносов на его капитальный ремонт.
Вместе с тем, в приложении N 1 к договору N ЮЛ-24фкр от 05.11.2014- сведения о размерах площадей жилых и нежилых помещений, значатся все указанные в иске жилые дома, в том числе дом по ул.Кубарева, 4.
Как следует из решения собрания депутатов Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области от 18.03.2015 N 9-б, акта приема-передачи от 18.03.2015 жилой дом по ул.Кубарева, 4, как объект муниципальной собственности, передан с баланса ликвидируемого МУП "Малолокнянское ЖКХ" на баланс Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, имеющей юридическое значение в рассматриваемый период) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 18 БК РФ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, внесение взносов на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 9 БК РФ относится к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Заявитель в апелляционной жалобе указал, что помещение N 19 в доме N 4 по ул. Кубарева, помещения N 1,3,4 в доме N 5 по ул. Станционная, помещение N 3 в доме N 21 по ул. Станционная с. Малая Локня Суджанского района Курской области находятся в собственности граждан, что подтверждается выписками из ЕГРП, следовательно, оплата взносов за капитальный ремонт за данные помещения ответчик не обязан вносить. Судом апелляционной инстанции данный довод апелляционной жалобы отклонен на основании нижеследующего.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 28.09.2018 право собственности на жилое помещение N 1 в доме N 5 по ул. Станционная, с. Малая Локня Суджанского района Курской области зарегистрировано за Платоновой Полиной Ивановной 25.05.2015, на основании чего взносы на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по январь 2018 года ответчику не начислены.
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 28.09.2018 право собственности на жилое помещение N 3 в доме N 5 по ул. Станционная, с.Малая Локня Суджанского района Курской области зарегистрировано за Пресняковой Матреной Андреевной 25.05.2015, на основании чего взносы на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по январь 2018 года ответчику не начислены.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 01.10.2018 право собственности на жилое помещение N 4 в доме N 5 по ул. Станционная, с. Малая Локня Суджанского района Курской области зарегистрировано за Могилевцевой Оксаной Владимировной, Гасановым Богданом Хамидовичем 07.08.2015, на основании чего взносы на капитальный ремонт начислены ответчику за период с июня 2015 года по 06.08.2015.
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 28.09.2018 право собственности на жилое помещение N 19 в доме N 4 по ул. Кубарева, с.Малая Локня Суджанского района Курской области зарегистрировано за Сусловым Александром Алексеевичем, Сусловым Валерием Александровичем, Сусловой Татьяной Николаевной 29.12.2012, на основании чего взносы на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по январь 2018 года ответчику не начислены.
В соответствии с выпиской из ЕГРП по состоянию на 28.09.2018 право собственности на жилое помещение N 3 в доме N 21 по ул. Станционная, с.Малая Локня Суджанского района Курской области зарегистрировано за Угольковой Анастасией Николаевной, Угольковой Екатериной Викторовной 10.11.2015, на основании чего взносы на капитальный ремонт начислены ответчику за период с июня 2015 года по 09.11.2015.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на опровержение вышеназванных выводов суда, сделанных на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, не оспоренных заявителем жалобы, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на оценку обоснованности и законности судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 12.09.2018 по делу N А35-3660/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3660/2018
Истец: Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области"
Ответчик: Администрация Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1224/19
25.01.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8072/18
10.10.2018 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8072/18
12.09.2018 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-3660/18