город Омск |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А75-11902/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Грязниковой А.С., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15678/2018) общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Система" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2018 по делу N А75-11902/2018 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Система" (ИНН: 8602021517, ОГРН: 1068602158020) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным предписания,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Система" (далее - ООО УК "Система", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, Жилнадзор Югры, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 17.07.2018 N СГ-415.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2018 по делу N А75-11902/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что произведенная индексация размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества на показатель инфляции в 2017 году не представляет собой одностороннее изменение размера платы, тогда как заинтересованное лицо пришло к выводу об обратном, что положено судом первой инстанции в основу решения по настоящему делу.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Система" осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД и является субъектом лицензионного контроля.
На основании решения от 21.03.2016 N 1 единственного собственника помещений в доме N 8/1 по ул. Строителей в пос. Солнечном Сургутского района в качестве способа управления избрано управление управляющей организацией ООО "Сибпромстрой-30".
В связи с реорганизацией юридических лиц к ООО "Сибпромстрой-25" присоединены ООО "Сибпромстрой-30" и ООО "Сибпромстрой-31", произведена смена наименования ООО "Сибпромстрой-25" на ООО УК "Система", что подтверждается протоколом от 29.09.2017 N 1 совместного общего собрания участников и договором присоединения, являющимся приложением N 1 к указанному протоколу.
Как следует из материалов дела, с 20.06.2018 по 17.07.2018 Жилнадзором Югры проведена внеплановая документарная проверка заявителя с целью установления фактов, изложенных в обращении гражданина от 25.05.2018 N 27-ОГ-900 по вопросу правомерности установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: п. Солнечный, ул. Строителей, д.8/1.
В результате проверки установлено, что ООО УК "Система" допущено нарушение требований, предусмотренных Жилищных кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в МКД, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416). Так, обществом осуществлено увеличение платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с 01.04.2018 на 2,5%: в марте 2018 года - 33 руб. 03 коп., в апреле - 33 руб. 76 коп., плата за услуги по управлению за март и апрель 2018 года - 03 руб. 40 коп. Результаты проверки отражены заинтересованным лицом в акте от 17.07.2018 N СГ-415.
В результате проведенной проверки обществу выдано предписание от 17.07.2018 N СГ-415, которым ООО УК "Система" предписано в срок до 01.09.2018 определить плату за содержание и ремонт по всем лицевым счетам собственников МКД, расположенного по адресу: п. Солнечный, ул. Строителей, д.8/1, с 01.04.2018 без учета применяемой инфляции за 2017 год в размере 2,5%, выполнить перерасчет платы за излишне начисленные суммы с указанной даты.
Считая предписание не основанным на законе, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило основанием для подачи ООО УК "Система" апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 4 ЖК РФ установлено, что правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и за коммунальные услуги регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу положений статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Статьей 44 ЖК РФ предусматривается, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в МКД. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в МКД, а также порядок уведомления о принятых ими решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в МКД (статья 45 ЖК РФ).
Следовательно, способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников в силу жилищного законодательства является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. При наличии такого волеизъявления установление платы иным образом противоречит требованиям закона и нарушает права собственников (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2017 по делу N 306-КГ17-6962).
Как указано выше, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Сургутский район, п. Солнечный, ул. Строителей, д.8/1, находится в управлении ООО УК "Система" на основании решения от 21.03.2016 N 1. Указанным решением утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 24 руб. 37 коп. за 1 кв. м в месяц с обязательным изменением его ежегодно на уровень инфляции.
Пунктом 2.2. договора на управление МЖД от 23.03.2016, заключенного с обществом, предусмотрено, что правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения определяются на основании решения собственников помещений в доме. Размер платы за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению домом, определяется исходя из площади помещения собственника и тарифа (цен), установленных решением собрания собственников помещений в доме.
Как установлено Службой, в апреле 2018 года ООО УК "Система" проиндексировало размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2,5% с 33 руб. 03 коп. до 33 руб. 76 коп. в отсутствие принятого с соблюдением предусмотренных законом условий о принятии соответствующего решения собственниками помещений и органами местного самоуправления.
В свою очередь, общество ссылается на положения пункта 3 решения N 1 и пункта 5.5. договора управления.
Пунктом 5.5. договора на управление МЖД от 23.03.2016 предусмотрено, что управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за коммунальные услуги, в случае изменения тарифов и/или нормативов, устанавливаемых соответствующими уполномоченными органами государственной власти, органами субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Пунктом 3 решения N 1 единственного собственника помещений в доме N 8/1 по ул. Строителей в пос. Солнечном Сургутского района определено, что тарифы, утвержденные настоящим решением, ежегодно управляющая организация индексирует в сторону увеличения на процент инфляции, установленной в Российской Федерации за предыдущий календарный год, о чем управляющая организация уведомляет собственников путем указания в счетах на оплату.
Между тем суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, в соответствии с которым наличие в договоре указанного условия нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового размера платы.
Порядок изменения платы за содержание жилого помещения определен положениями жилищного законодательства. При этом нормы жилищного законодательства не предусматривают возможности одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции оценивает как неправомерные действия заявителя, выразившиеся в увеличении размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, расположенного по адресу: п. Солнечный, ул. Строителей, д.8/1, в одностороннем порядке в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников. Данная правовая позиция соответствует разъяснениям, приведенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно которым управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Службой обществу выдано законное и обоснованное предписание, и оснований для удовлетворения заявления ООО УК "Система" апелляционным судом не усматривается.
Оставив без удовлетворения заявление ООО УК "Система", суд первой инстанции вынес по делу законный и обоснованный судебный акт.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Система" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2018 по делу N А75-11902/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11902/2018
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СИСТЕМА"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора Сургутский отдел инспектирования, Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры