Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2019 г. N Ф08-3377/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 января 2019 г. |
дело N А53-20291/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Щёкиной Н.Н. по доверенности от 01.09.2017,
от заинтересованного лица - Тагильцевой Ю.А. по доверенности от 20.08.2018, Лосниковой А.В. по доверенности от 25.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2018 по делу N А53-20291/2018, принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Керама Марацци" к Ростовской таможне о признании недействительным решения таможенного органа,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "Керама Марацци" (далее - ООО "Керама Марацци") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решение о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций от 17.04.2018 N 10313110/53-124/02, обязании предоставить тарифную преференцию по таможенной декларации N 10313110/210318/0000903.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2018 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что общество представило таможне все необходимые документы, подтверждающие страну происхождения товара, а также действительность спорных сертификатов. Поскольку таможня не приняла всех необходимых мер для устранения сомнений относительно безупречности сертификатов о происхождении ввезенного товара и содержащихся в них сведений, у нее не было оснований признавать такие сертификаты недействительными.
Ростовская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила его отменить, ссылаясь на то, что товар не считается происходящим си страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будут предоставлены надлежащим образом оформленные сертификаты о происхождении товара
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представители Ростовской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Керама Марацци" просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Керама Марацци" на основании контракта от 15.11.2017 N 15-11- 2017/КАКМ, заключенного с компанией KALTUN MADENCILIK SANAYI NAKLIYE VE AKARYAKIT TIC.A.S., Турция, ввезло материал для изготовления керамической плитки - полевой шпат, задекларировав его в таможенном отношении по декларации на товары (далее - ДТ) N 10313110/210318/0000903.
При декларировании обществом в качестве документа для предоставления заявленных тарифных преференций был представлен сертификат формы "А" ПП Турции, г. Айдын от 28.02.2018 N С0292010.
В процессе таможенного оформления таможенным постом Ростовской таможни в отношении данного сертификата была назначена экспертиза в ЭКС-филиале ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону на предмет исследования соответствия оттиска печати, проставленного в сертификате происхождения, образцу оттиска печати, имеющегося в карточке ЦЭКТУ ФТС России; а также наличия в представленном сертификате признаков подчисток, исправлений или дополнений, не заверенных в установленном порядке, использования факсимильных подписей в представленном сертификате.
По результатам исследования, в экспертном заключении от 11.04.2018 N 12406006/0008241 экспертом были сделаны следующие выводы:
-оттиски круглой печати ПП г. Айдан, расположенные в графах 11 и 4 сертификата о происхождении товара формы "А" N С0292010 от 28.02.2018 г., выполнены не круглой печатью ПП г. Айдын с текстом "? Т.С. ? A YD IN SANAYI ODASI 2", образец оттисков которой хранится в картотеке сравнительных образцов ЦЭКТУ ФТС России, а другой печатной формой;
-признаков внесения изменении в содержание сертификата путем подчисток, химического травления, исправлений, дописок и допечаток не обнаружено;
-факсимиле (высокие печатные формы, воспроизводящие графический оригинал подписи лица) не применялись.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия таможней решения о не предоставлении тарифных преференций от 17.04.2018 N 10313110/53-124/02. Обществу были доначислены таможенные платежи
Не согласившись с принятым решением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом, под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств- членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации.
Согласно статье 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Евразийский экономический союз может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций или наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Таким образом, субъектами единой системы тарифных преференций являются, с одной стороны государства, образующие Евразийский экономический союз, с другой стороны - страны пользователи системой тарифных преференций (развивающиеся или наименее развитые страны).
Страна пользователь системы тарифных преференций в соответствии с международными договорами Российской Федерации должна выполнить определенные действия и создать определенные условия для обеспечения возможности Российской Федерации как государству - члену Евразийского экономического союза законно и обоснованно применить тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из страны - пользователя системы тарифных преференций.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018 и действовавшего на момент ввоза спорного товара, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с договором.
В силу положений пункта 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором.
Согласно пункту 3 статьи 37 Договора для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией.
Турция включена в Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
В силу пункта 3 Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 N 47, тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются при наличии следующих условий:
а) страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза (далее - перечень развивающихся стран);
б) товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции (далее - перечень преференциальных товаров);
в) обеспечено выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8 "О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции" группа товаров, классифицированная по коду 25 ТН ВЭД ЕАЭС (соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент) является товаром, в отношении которого при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции (код ввезенного товара 2529 100 000 0).
Положениями пунктов 1, 5, 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран заключено в г. Москве 12.12.2008 и определяет происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.
Согласно разделу VII в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Согласно разделу VIII "Административное сотрудничество" комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:
- не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;
- имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений:
- по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
В рассматриваемом случае обществом в ходе таможенного декларирования представлен сертификат о происхождении товара формы "А" от 28.02.2018 N С0292010.
По результатам контроля правильности определения страны происхождения вышеуказанного товара таможня сослалась на экспертное заключение от 11.04.2018 N 12406006/0008241, согласно которому оттиски круглой печати ПП г. Айдан, расположенные в графах 11 и 4 сертификата о происхождении товара формы "А" N С0292010 от 28.02.2018, выполнены не круглой печатью ПП г. Айдын, (образец оттисков которой хранится в картотеке сравнительных образцов ЦЭКТУ ФТС России), а другой печатной формой.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у таможенного органа не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении обществу тарифных преференций и начисления обществу таможенных платежей, поскольку то обстоятельство, что формы печатей, которыми заверены спорные сертификаты, не соответствуют формам оттисков печатей, которые имеются в распоряжении таможни, само по себе не подтверждает того, что спорные сертификаты выданы с нарушением требований, установленных Правилами, при этом сомнений в подлинности подписи, наименовании, адресе места нахождения лица, заверившего спорные сертификаты, таможней не заявлено.
Материалы дела не содержат доказательств, однозначно свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации спорного сертификата, либо свидетельствующих о существенных пороках в оформлении спорных сертификатов, которые бы исключали его из числа доказательств, являющихся основаниями для возврата сумм излишне уплаченных таможенных платежей.
Между тем, как установил суд, в ходе таможенного оформления помимо оригиналов сертификатов о происхождении товара по форме "А" ПП Турции, г. Айдын от 28.02.2018 N С0292010 общество представило все необходимые сведения о количестве поставляемого товара, о его маркировке. В сертификатах содержится ссылка на номер инвойса, по которому поставляется товар. Кроме того, на бланках сертификатов имеется дата их составления, спорные сертификаты имеют в графе 11 дату выдачи, которая является основополагающей для расчета срока действия каждого сертификата.
Доводу таможни, о том, что предоставленное заявителем в материалы дела письмо от 03.07.2018 N 708 без графического образа выданного сертификата не подтверждает, что ТП Айдын выданы именно те сертификаты, которые явились основанием для вынесения обжалуемого решения, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и верно указано, что данное письмо запрошено заявителем вне процедуры таможенного оформления и предоставления пакета документов для предоставления тарифной преференции, предоставлено для обоснования своей позиции при рассмотрении судебного дела N А53- 20291/2018. Основной целью запроса указанного письма было подтвердить письменными доказательствами факт выдачи спорного сертификата, выдачи его уполномоченным органом и подтвердить страну выдачи.
Установив, что общество представило таможне все необходимые документы, подтверждающие страну происхождения товара, а также действительность спорных сертификатов, суд правомерно пришел к вводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества и признания недействительным оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы распределены судом верно согласно статье 110 АПК РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2018 по делу N А53-20291/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20291/2018
Истец: ООО "КЕРАМА МАРАЦЦИ"
Ответчик: Ростовская таможня