г. Вологда |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А05-823/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2018 года по делу N А05-823/2018 (судья Булатова Т.Л.),
установил:
муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (ОГРН 1022901175330, ИНН 2906002459; место нахождения: 164840, Архангельская область, город Онега, улица Шаревского, дом 6; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство), Федеральному агентству лесного хозяйства России (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840; место нахождения: 115184, город Москва, улица Пятницкая, дом 59/19; далее - агентство) о признании за муниципальным образованием "Онежский муниципальный район" права собственности на автомобильную дорогу "Онега - Северодвинск - Архангельск", расположенную от границы города Онеги до отворотки на поселок Покровское, протяженностью 7940 м., кадастровый (условный) номер 29:13:000000:432, при участии в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, акционерного общества "Онегалес", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного казенного учреждения Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", государственного казенного учреждения Архангельской области "Онежское лесничество".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2018 года по делу N А05-823/2018 в удовлетворении исковых требований учреждения отказано. В удовлетворении заявления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, акционерного общества "Онегалес" отказано.
Учреждение не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что из решения арбитражного суда Архангельской области от 25.07.2006 по делу N А05-7222/2006-33 следует, что земельные участки под автодорогой, расположенные в кварталах N 60, 68, 76, 77, 83, 84 относятся к нелесным землям в составе земель лесного фонда РФ. Кроме того, земельные участки под автодорогой, расположенные в кварталах N 60, 68, 76, 77, 83, 84, территориально расположены в границах Онежского муниципального района, которые утверждены Законом Архангельской области от 27.09.2006 N 214-12-ОЗ". Полагает, что земельный участок с кадастровым номером 29:13:000000:466 относится к форме собственности - земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
От лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога "Онега-Северодвинск-Архангельск" от границы г. Онега до отворотки на п. Покровское в асфальтовом исполнении, территориально расположенная в границах Онежского муниципального района, которые утверждены Законом Архангельской области от 27 сентября 2006 года N 214-12-03 "Об описании границ территорий муниципального образования "Онежский муниципальный район" и вновь образованных в его составе муниципальных образований", не числится автомобильной дорогой федерального, регионального или межмуниципального значения, частной автомобильной дорогой.
Согласно представленной информации ГКУ АО "Онежское лесничество" - управление лесничествами Онежское обособленное подразделение, данный участок автодороги Онега - Северодвинск от границы г. Онега до отворотки на п. Покровское проходит по кварталам Онежского участкового лесничества Онежского лесничества: N 60, 68, 76, 77, 83, 84.
Из решения арбитражного суда Архангельской области от 25 июля 2006 года N А05-7222/2006-33 следует, что земельные участки под автодорогой, расположенные в кварталах NN 60,68,76,77,83,84 относятся к нелесным землям в составе земель лесного фонда Российской Федерации, т.е. входят в состав лесного фонда Российской Федерации. Указанным решением суда от 25.06.2006 года установлено, что указанная дорога является лесовозной дорогой, сооруженной для ведения АООТ "Онегалес" (третьего лица - АО "Онегалес") лесного хозяйства.
Полагая данную дорогу принадлежащей муниципальному образованию, администрацией муниципального образования "Онежский муниципальный район" были осуществлены следующие действия:
1. Произведены кадастровые работы в отношении объекта недвижимого имущества автомобильной дороги "Онега - Северодвинск - Архангельск" от границы г. Онега до отворотки на п. Покровское.
2. 24 декабря 2015 года объект недвижимого имущества автомобильная дорога "Онега - Северодвинск - Архангельск" от границы г. Онега до отворотки на п. Покровское, протяженностью 7940 м. поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером объекта 29:13:000000:432.
3. Произведены кадастровые работы в отношении земельного участка,расположенного по адресу: Архангельская область, Онежский район, автомобильная дорога "Онега - Северодвинск - Архангельск" от границы г. Онега до отворотки на п. Покровское.
4. Земельный участок, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, автомобильная дорога "Онега - Северодвинск - Архангельск" от границы г. Онега до отворотки на п. Покровское поставлен на государственный кадастровый учет 13.12.2017 с кадастровым номером объекта 29:13:000000:466, с указанием категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения.
Считая спорный объект дорогой общего пользования, ссылаясь на положения Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о дорогах), устанавливающего, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района и что в собственности муниципального района могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, истец обратился с настоящим иском в суд.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 упомянутого Кодекса установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 12 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.
Судом первой инстанции установлено, что спорная дорога является лесной дорогой, расположена на земельном участке с кадастровым номером 29:13:000000:466, который образован по заявлению истца из состава земель лесного фонда без учета лесоустроительной документации.
Доказательств соблюдения истцом порядка перевода земельных участков из земель лесного фонда в земли промышленности, предусмотренный статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 48) истцом не представлено. В связи с чем суд первой инстанции заключил, что сведения в ЕГРН в отношении категории земель сформированного под дорогой земельного участка с кадастровым номером 29:13:000000:466 являются ошибочными, земельный участок относится к землям лесного фонда и из него не выбывал.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Поскольку автомобильная дорога включает в себя земельные участки и в связи с тем, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации), приобретение права собственности на автомобильную дорогу без права собственности на земельный участок, образующий с ней единое целое, не представляется возможным.
В соответствии со статьей 37 Лесного кодекса РСФСР лесные дороги входили в состав земель государственного лесного фонда.
Аналогичные положения содержались в статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1.
В силу пункта 49 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 временные лесовозные дороги после окончания срока вывозки древесины подлежали разборке, а занимаемые ими земли - рекультивации.
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 определена правовая позиция по применению положений статьи 130 ГК РФ, в соответствии с которой вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N 17085/12, от 26.01.2010 N 11052/09, от 17.01.2012 N 4777/08, если объекты, хотя и прочно связанные с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, данные объекты не являются самостоятельными объектами гражданских прав
В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, определено, что площадки и замощения относятся к вспомогательным элементам сооружений (площадка для плотины, мостовое полотно для моста, настил для эстакады, верхнее покрытие автомобильной дороги).
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Согласно актам осмотра спорной дороги от 31.08.2018, составленным истцом и третьим лицом (Обществом), дорога имеет асфальтовое покрытие, оборудована дорожными знаками, водопропускными сооружениями. При этом наличие на спорном объекте дренажа, дорожных знаков, не создает самостоятельного объекта недвижимости, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором она находится.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства не относятся временные постройки, к которым относятся лесовозные дороги. Доказательств постройки дороги как объекта капитального строительства - сооружения ни истцом, ни третьим лицом (АО "Онегалес") с разрешения собственника лесного фонда, в материалы дела не представлено. При этом для отнесения объекта к недвижимой вещи должны быть представлены доказательства того, что спорный объект создавался именно как объект недвижимости в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Принимая во внимание указанные нормы и правовые позиции, технические характеристики спорной дороги, учитывая факт изначального создания спорного объекта как лесовозной дороги, Арбитражный суд Архангельской области пришел к правильному выводу, что спорная дорога фактически является замощением лесного участка, имеющего своего собственника.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апеллянта о том, что земельный участок с кадастровым номером 29:13:000000:466 относится к форме собственности - земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не влияют на существо рассматриваемого спора о признании права собственности на автомобильную дорогу.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе учреждения не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2018 года по делу N А05-823/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-823/2018
Истец: муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", Государственное казенное учреждение Архангельской области "Онежское лесничество", ПАО "ОНЕГАЛЕС"