Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 мая 2019 г. N Ф08-1912/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А63-16035/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.10.2018 года по делу N А63-16035/2018 (судья Быкодорова Л.В.),
по исковому заявлению министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (г. Ставрополь)
к индивидуальному предпринимателю Гладько Дмитрию Борисовичу (с. Юца Предгорного района Ставропольского края, ОГРНИП 3052361812400101, ИНН 261802058191),
о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок,
при участии в судебном заседании: от ИП Гладько Д.Б. - Агабабян Ф.А. по доверенности от 17.10.2018,
от Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края - Соколец М.А. по доверенности от 14.12.2018, Коваленко Н.А. по доверенности от 21.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее- истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к индивидуальному предпринимателю Гладько Дмитрию Борисовичу (далее - ответчик, предприниматель) о прекращении действия свидетельства серии 26000 N 000279 об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае N 101 Е "Ессентуки, АВ-Суворовская, АС".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.10.2018 исковые требования заявителя оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что такая мера государственного принуждения как аннулирование свидетельства несоразмерна совершенным предпринимателем правонарушениям. В деле отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения лица к установленным законом требованиям, достоверно, безусловно и однозначно свидетельствующие о наличии оснований для аннулирования лицензии. Прекращение действия выданного предпринимателю свидетельства повлечет невозможность осуществления основного вида деятельности, на осуществление которой у него имеется действующая лицензия.
Не согласившись с решением, министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы министерство ссылается на то, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что такая мера государственного принуждения как аннулирование свидетельства несоразмерна совершенным предпринимателем правонарушениям и что в деле отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения к установленным законом требованиям, свидетельствующие о наличии оснований для аннулирования лицензии. При определении существенности допущенных перевозчиком нарушений судом первой инстанции учтены не все обстоятельства и им не дана надлежащая оценка. У предпринимателя имеются, кроме спорного свидетельства и другие, на другие маршруты.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, министерством установлен и внесен в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Ставропольском крае (далее-реестр маршрутов) межмуниципальный маршрут N 101 Е "Ессентуки, АВ-Суворовская, АС", и размещен в строке 351 реестра маршрутов.
В целях определения перевозчика на межмуниципальном маршруте N 101 Е "Ессентуки, АВ-Суворовская, АС", приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 16.02.2017 N 46-о/д были утверждены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация о проведении открытого конкурса (далее - конкурсная документация).
В разделе 7 конкурсной документации определен перечень лотов, участвующих в открытом конкурсе. Межмуниципальному маршруту N 101 Е "Ессентуки, АВСуворовская, АС", был присвоен лот N 1.
В приложении N 8 к конкурсной документации указано предлагаемое расписание движения транспортных средств на межмуниципальном маршруте N 101 Е "Ессентуки, АВ-Суворовская, АС".
Заявки для участия в открытом конкурсе поданы ИП Гладько Д.Б.; ООО "АвтоСервис+", "ООО Автоэкспресс", ИП Фиев Ю.В.
Согласно протоколу N 3 от 10.04.2017 заседания конкурсной комиссии по лоту N 1 признан победителем индивидуальный предприниматель Гладько Дмитрий Борисович.
По итогам проведенного конкурса в соответствии с протоколом Гладько Д.Б. выдано свидетельство 26000 N 000279, карты маршрута и расписание движения транспортных средств, утвержденное министерством.
При проведении контрольных мероприятий по выявлению нарушений перевозчиками условий свидетельств, требований в период с января по июнь 2018 года должностными лицами министерства на межмуниципальном маршруте N 101 Е "Ессентуки, АВ-Суворовская, АС", выявлены неоднократные нарушения предпринимателем расписания движения транспортных средств.
Выявление фактов нарушения расписания движения транспортных средств на указанном маршруте повлекло привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 6.3 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях".
По итогам рассмотрения административных дел в отношении предпринимателя были вынесены четыре постановления о привлечении к административной ответственности от 31.01.2018 N 10 по ч. 3 ст. 6.3 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях"; постановление от 11.04.2018 N 21 по ч. 3 ст. 6.3 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях"; постановление от 08.05.2018 N 23 по ч. 3 ст. 6.3 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях"; постановление от 06.06.2018 N 27 по ч. 3 ст. 6.3 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях".
Постановление от 11.04.2018 N 21 было обжаловано предпринимателем в арбитражный суд Ставропольского края.
25.06.2018 судом принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателя, которое вступило в законную силу.
Указанное решение, а также перечисленные выше постановления, вынесенные министерством в отношении предпринимателя, вступили в законную силу.
Считая указанные обстоятельства основанием для прекращения действия ранее выданного предпринимателю свидетельства, министерство обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований министерства, суд первой инстанции не учел следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: неосуществление в отсутствие чрезвычайной ситуации предусмотренных данным свидетельством перевозок по маршруту регулярных перевозок в течение более чем трех дней подряд, а в случае осуществления перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, невыполнение более пяти рейсов подряд; неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 3 - 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества); непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 или частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок; иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
В соответствии с пунктом 1 абзаца 1 статьи 4 Закона Ставропольского края от 09.03.2016 N 23-кз "О некоторых вопросах организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Ставропольском крае" уполномоченный орган, уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок соответственно по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении его действия в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 29 Федерального закона, а также, в частности, при привлечении юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества к административной ответственности в соответствии с частями 3 и (или) 4 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" три раза и более в течение одного года.
Таким образом Федеральным законом N 220-ФЗ предусмотрена возможность ограничения прав недобросовестных перевозчиков на осуществление перевозок граждан и багажа путем прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок соответственно по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок на основании решения суда, в случаях их недобросовестного поведения по основаниям, предусмотренным в Федеральных законах и в законах субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы закона направлены, в первую очередь, на защиту прав и интересов слабой стороны договора перевозки - граждан, а также на обеспечение для них комфортных и предсказуемых (в частности, по регламентации времени отправления и прибытия транспортных средств) условий пере-возок по соответствующим маршрутам. Для достижения указанной цели еще на стадии отбора перевозчика Законом N 220-ФЗ установлена обязательность проведения процедуры конкурса для предоставления права на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, а также установлены требования, которым должен соответствовать перевозчик (статьи 21,23 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, индивидуальный предприниматель - победитель конкурса, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязан добросовестно, со всей степенью предусмотрительности относиться к ее осуществлению, соблюдая условия выданного ему свидетельства.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, предприниматель неоднократно привлечен к административной ответственности за несоблюдение условий выданного ему свидетельства, в частности, во всех постановлениях о привлечении предпринимателя к административной ответственности указано, что не было соблюдено расписание по маршруту N 101 Е, что свидетельствует о систематическом нарушений условий свидетельства и пренебрежительном отношений к обязанности соблюдать расписание по маршруту, что влечет нарушение прав неустановленного круга лиц, граждан, пользующихся услугами оказываемыми предпринимателем на основании выданного ему свидетельства.
В тоже время суд первой инстанции, указывая в своем решении на отсутствие существенности допущенных перевозчиком нарушений, не учел и не дал оценки следующим обстоятельствам, на которые министерство указывало в дополнениях к заявлению от 28.09.2018 г. и на которые ссылается в апелляционной жалобе.
Неподача автобуса ко времени, установленному в утвержденном расписании в соответствии со свидетельством об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, является грубым нарушением прав граждан - участников договора перевозки.
При этом, как видно из протоколов о привлечении ответчика к административной ответственности, предпринимателем автобус не был подан на посадочную площадку в указанные в протоколе дни и одновременно на несколько рейсов, время которых предусмотрено расписанием.
Кроме того, из материалов дела и пояснений ответчика не усматривается добросовестность его действий, поскольку им не обоснована уважительность причин невыхода на маршрут в установленные протоколами о привлечении его к административной ответственности дни.
Вместе с тем, в случае, если индивидуальный предприниматель не согласен с расписанием движения транспортных средств на межмуниципальном маршруте регулярных перевозок, он имеет право обратиться в министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края с заявлением об изменении указанного маршрута в соответствии с Порядком установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Ставропольском крае, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 01.08.2016 г. N 324-п.
Однако, предприниматель своим правом не воспользовался, в министерство с заявлением об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок N 101 Е "Ессентуки, АВ-Суворовская, АС) не обращался.
Кроме того, как указывает в своем отзыве министерство, транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. N 1734-р, отмечается необходимость своевременного транспортного обслуживания в пассажирском сообщении, увеличения предсказуемости по времени пассажирских перевозок, повышения привлекательности пассажирского транспорта общего пользования для населения.
Вывод суда первой инстанции о том, что прекращение действия выданного предпринимателю свидетельства повлечет невозможность осуществления основного вида деятельности, на осуществление которой у него имеется лицензия (абзац 5 лист 7 Решения), является ошибочным и необоснованным.
Так, прекращение свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае, выданного индивидуальному предпринимателю в отношении маршрута N 101 Е "Ессентуки, АВ-Суворовская, АС", не влечет за собой прекращения действия иных свидетельств, выданных индивидуальному предпринимателю в отношении иных маршрутов; а также не влечет за собой аннулирования имеющейся у него лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
При этом, предпринимателем не представлено в материалы дела доказательств и не заявлено ни одного довода об уважительности допущенных им нарушений либо допущения этих нарушений вследствие каких-либо обстоятельств, независящих от предпринимателя.
Это обстоятельство, по мнению судебной, коллегии, не может являться основанием для отказа в заявленных требованиях, поскольку ставить интересы предпринимателя, допускающего систематические нарушения условий свидетельства, превыше интересов неопределенного круга лиц, граждан-участников договора перевозки с предпринимателем, недопустимо.
Выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения не основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы являются обоснованными и подтвержденными материалами дела.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 228, 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.10.2018 года по делу N А63-16035/2018 отменить.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Прекратить действие свидетельства серии 26000 N 000279 об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае N 101 Е "Ессентуки, АВ-Суворовская, АС", выданное министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края индивидуальному предпринимателю Гладько Дмитрию Борисовичу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16035/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Гладько Дмитрий Борисович
Третье лицо: Гладько Дмитрий Борисович