г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А21-6702/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Шунин А.В. по доверенности от 15.01.2019
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28696/2018) ООО "Транзит" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2018 по делу N А21-6702/2018 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению Калининградской областной таможни
к ООО "Транзит"
о взыскании
установил:
Калининградская областная таможня (далее - Таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Транзит" (далее - ООО "Транзит", Общество, ответчик) утилизационного сбора в сумме 684 000 руб., пени за период с 03.12.2017 по 13.02.2018 в сумме 13 058 руб. 70 коп., а также пени за период с 14.02.2018 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Решением суда от 06.09.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) ООО "Транзит" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об отказе в заявленных требованиях.
Податель жалобы указывает, что размер суммы утилизационного сбора является для ответчика значительным и может привести к полной остановке деятельности Общества. Ответчик также указывает, что ввезенный товар не может использоваться по прямому назначению на территории Российской Федерации ввиду несоответствия последнего обязательным требованиям Технического регламента, кроме того, в связи с помещением товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны он рассматривается как находящийся вне таможенной территории Таможенного союза и сохраняет статус иностранного товара, является условно выпущенным и статус товара Таможенного союза не приобрел.
В судебном заседании представитель Таможни возразил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не служит препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом по декларации на товары (далее - ДТ) N 10012210/171117/0006112 ввезен на территорию Евразийского экономического союза и задекларирован товар: автомобиль грузовой рефрижераторный фургон, 2004 года выпуска, б/у, марка "MERSEDES-BENZ", модель "ATEGO 815", VIN WDB9700251K902072, полная масса 7 490 кг, шасси WDB9700251K902072, не предназначен для дорог общего пользования, предназначен для разборки на запасные части, узлы, агрегаты.
Товар выпущен 17.11.2017 в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны без уплаты утилизационного сбора.
По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товара, выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора (684 000 руб.), а также размер пени за просрочку его уплаты за период с 03.12.2017 по 13.02.2018 (13 058 руб. 70 коп.), чем Общество извещено Уведомлением о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени, которое было направлено 13.02.2018 и возвращено в связи с истечением срока хранения.
Отсутствие уплаты утилизационного сбора и пени Обществом явилось основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации транспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
Согласно статье 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291) утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Указанным Постановлением N 1291 установлены порядок взимания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации.
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) установлены общие принципы технического регулирования, обращения продукции и действия технических регламентов, а также утвержден Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение N 9 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).
Согласно пункту 2 Протокола под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции с целью распространения на таможенной территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности.
Согласно статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, действовавшего в спорный период) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Доказательств уплаты утилизационного сбора Обществом в материалы дела не представлено. С самим порядком расчета и правильностью определения суммы утилизационного сбора ответчик не спорит.
В ДТ заявителем указан код товара по ТН ВЭД, соответствующий моторным транспортным средствам для перевозки грузов. Графа 25 ДТ "Вид транспорта на границе" содержит код "90", который исходя из приложения N 3 к Решению Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 378, означает "Транспортное средство, перемещающееся в качестве товара своим ходом".
Таким образом, таможенному органу декларировалось транспортное средство, прибывшее своим ходом.
ТР ТС 018/2011 в целях защиты здоровья и жизни человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16 настоящего регламента, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 1 ТР ТС 018/2011).
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке ввоза документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров), в числе прочих, под таможенную процедуру "свободной таможенной зоны".
Пунктом 5 Положения о порядке ввоза установлено, что представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется при помещении под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 Положения о порядке ввоза, в отношении продукции (товаров), бывшей в употреблении (эксплуатации).
Таким образом, законодательством не установлена обязанность предоставления таможенному органу документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства обязательным требованиям. В этой связи довод ответчика о невыпуске товара на территории Российской Федерации как заведомо несоответствующего требованиям ТР ТС 018/2011 несостоятелен.
Исходя из п.2 Приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе" от 29.05.2014 "выпуск продукции в обращение" - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. Таким образом, выпуск транспортного средства был осуществлен. Возможность использования транспортного средства исключительно на территории Калининградской области не освобождает от уплаты утилизационного сбора, кроме того, сам ответчик указывает на планируемый разбор автомобиля на запасные части.
Предметом внешнеэкономической сделки является именно грузовой автомобиль - рифрежераторный фургон, что следует из: инвойса, CMR, заключения об идентификации транспортного средства, подтверждения экологического класса транспортного средства, технического паспорта транспортного средства, представленных декларантом при совершении таможенных операций, Акта таможенного наблюдения от 17.11.2017 с фотоизображением спорного транспортного средства.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что осуществлен ввоз транспортного средства.
Сведения о предполагаемой цели использования ввозимого товара не являются обязательными и необходимыми для указания в графе 31 ДТ, является волеизъявлением Общества, которое не могло повлиять на решение таможенного органа о выпуске/отказе в выпуске товара. Указание таких сведений при таможенном декларировании может являться только намерением и однозначно не свидетельствует о том, что товар будет разобран на запчасти, узлы и агрегаты, не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Намерение сделать (или не сделать) что-либо с товаром после помещения его под заявленную таможенную процедуру, будь то разборка на запчасти, постановка (либо не постановка) на учет в ГИБДД либо органах Ростехнадзора (для самоходной техники), намерение получить (либо не получать) в дальнейшем допуск к движению по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации классифицирующим признаком для его классификации в соответствии с ТН ВЭД не является.
Ответчик в своих суждениях не учитывает, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти). Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N АКПИ12-1278).
Как указано выше, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска товара Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Риск ввода в гражданский оборот в Российской Федерации имущества, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, без уплаты такового, лежит на лице, осуществившем ввоз такого имущества в Российскую Федерацию (Определения Верховного суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 309-КГ18-5955, N309-КГ18-5954).
Разборка является предварительной подготовкой отходов к дальнейшей утилизации (обработка отходов), то есть частью процесса утилизации (статья 1 Закона N 89-ФЗ). Образующиеся в результате разборки запчасти в дальнейшем также подлежат утилизации, то есть оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2018 по делу N 307-КГ18-11866 указано, что неполучение в паспорта самоходной машины, предназначавшейся на разборки и продажи на запчасти, нахождение транспортного средства в непригодном для эксплуатации и восстановлении состоянии не освобождают от обязанности по уплате утилизационного сбора.
На основании вышеизложенного следует вывод о правомерности предъявления таможенным органом требования к взысканию с Общества утилизационного сбора.
С 28.11.2017 вступили в силу изменения к п. 11(2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (утверждены названным выше Постановлением N 1291), согласно которым непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования) является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора, которые начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных п. 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Расчет заявленных Таможней к взысканию сумм пени за неуплату утилизационного сбора за период с 03.12.2017 по 13.02.2018 ответчиком не оспорен, судами проверен, признан правильным.
Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (п. 15(1)).
В этой связи подлежат взысканию пени с 14.02.2018 по день фактического исполнения Обществом обязанности по уплате утилизационного сбора.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2018 по делу N А21-6702/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6702/2018
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: ООО "ТРАНЗИТ"