Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июня 2019 г. N Ф08-2222/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2019 г. |
дело N А32-53907/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноплевым И.А., при участии:
от истца - представитель Полякова А.М., доверенность от 24.12.2018, удостоверение (до перерыва);
от ответчика - представитель Лисевич О.М., доверенность от 05.04.2018, паспорт (до перерыва);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2018 по делу N А32-53907/2017 по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 10223011228399) к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Гелиос" (ИНН 7702533605, ОГРН 1047796564342) о взыскании задолженности, пени, и по встречному иску о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, принятое в составе судьи Левченко О.С.
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец, Департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гелиос" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по пене по договору аренды земельного участка N 0000000136 от 21.01.2003 в размере 1 115 592,75 руб. по состоянию на 30.08.2017.
Определением суда от 05.06.2018 к производству принято встречное исковое заявление ответчика о взыскании с департамента неосновательного обогащения в размере 10 379 020,44 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 448 804,58 руб.
Встречное исковое заявление принято судом к производству.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2018 по первоначальным исковым требованиям: с общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" в пользу Департамента имущественных отношений Краснодарского края взыскано 599 776,05 руб. пени. В остальной части исковых требований отказано. С общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 12 986,99 руб. государственной пошлины. По встречным исковым затребованиям: с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" взыскано 10 827 825,02 руб., из них неосновательное обогащение в размере 10 379 020,44 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 448 804,58 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 77 139,00 руб. В результате произведенного зачета с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" взыскано 10 228 048,97 руб., из них неосновательное обогащение в размере 9 779 244,39 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 448 804,58 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 77 139,00 руб., с общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 12 986,99 руб. государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2019 в решении суда по делу N А32-53907/2017 исправлена техническая ошибка. Датой изготовления полного текста решения (на бумажном носителе) надлежит считать 06.11.2018.
Если определением об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок вносятся изменения в решение суда, а при подаче апелляционной жалобы на решение суда судом апелляционной инстанции осуществляется проверка основного судебного акта с учетом определения об исправлении описки, опечатки, арифметической ошибки (Пункт 15 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа от 27.09.2013), то по правовой природе указанное определение является составной частью соответствующего решения суда, законность и обоснованность которого также подлежит проверке при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил отменить решение суда первой инстанции, взыскать с общества "Гелиос" задолженность по пене по состоянию на 30.08.2017 в размере 1 115 592,75 руб. по договору аренды от 21.01.2003 N 0000000136, в требованиях обществу "Гелиос" отказать полностью. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:33:01008003:0002 отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов, департамент полагает, что суд первой инстанции применив не ту методику (процентную ставку в размере 1,5%), тем самым неправильно определил величину годовой арендной платы за земельный участок, что дает основание утверждать, что определенная им величина арендной платы является недействительной. Департамент считает, что расчет арендной платы необходимо производить на основании пункта 3.6.2 постановления N 121 от 21.03.2016 - арендная плата рассчитывается в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4.2 пункта 4, подпунктом 6.1 пункта 6 и пунктом 7 Порядка. Апеллянт также указал, что при расчете арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым 23:33:01008003:0002 необходимо исходить из данных государственного кадастрового учета. Расчет размера годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:33:01008003:0002 по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения произведен департаментом по сведениям государственного кадастра недвижимости, где земельный участок с кадастровым номером 23:33:01008003:0002 имеет категорию "земли особо охраняемых территорий и объектов". Поскольку согласно пункту 3.6.2 Порядка арендная плата рассчитывается, по общему правилу, в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости в отношении земельного участка из земель особо охраняемых природных территорий и объектов, ввиду того, что участок не предоставлялся ООО "Гелиос" в постоянное (бессрочное) пользование, апеллянт полагает, что расчете годового размера арендной платы за участок оснований для применения ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости не имеется. Относительно встречного искового заявления ООО "Гелиос", департамент полагает, что в настоящем деле оспариваются арендатором условия сделки, и суд первой инстанции неверно оценил суть требований истца по встречному иску. Приняв на себя права и обязанности по договору, ответчик, как арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с условиями данного договора. Ввиду того, что участок не предоставлялся ООО "Гелиос" в постоянное (бессрочное) пользование, заявитель жалобы считает, что при расчете годового размера арендной платы за участок оснований для применения ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Гелиос" указало, что жалоба департамента не подлежит удовлетворению. Как следует из отзыва, поскольку закон прямо предусматривает, что не только то лицо, которому принадлежало право бессрочного пользования, но и приобретатель объектов недвижимого имущества вправе применять ставку арендной платы в размере 1,5 %, довод департамента о принадлежности льготы только лицу, ранее обладавшему правом бессрочного пользования не основан на законе. Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0108003:2 было оформлено путем прекращения права бессрочного пользования прежнего владельца земельного участка, по обращению нового собственника объектов недвижимого имущества. Критерием применения льготного режима применения арендной платы земельного участка является не субъект гражданского оборота, а правовая судьба объекта недвижимости.
В судебном заседании 17.01.2019 представитель истца доводы жалобы поддержал, пояснил, что ответчиком выбран ненадлежащий способ защиты права, не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, пояснил, что досудебный порядок урегулирования спора соблюден. Ставка арендной платы истцом определена неверно.
В судебном заседании 17.01.2019 был объявлен перерыв до 24.01.2019 до 12 час. 50 мин. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После перерыва стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21.01.2003 N 3-з "О предоставлении земельного участка ООО "МРГ Курорт" для размещения санатория для родителей с детьми в Туапсинском районе" 21.01.2003 между департаментом (арендодатель) и ООО "МРГ Курорт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 0000000136 (далее - договор от 21.01.2003), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 221 292,0 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с/о Агойский курорт Небуг санаторий им. 1 Мая, кадастровый номер 23:33:0108003:0002 для эксплуатации санатория родителей с детьми круглогодичного действия на 1200 мест (пункт 1.1).
Согласно пункта 6.2 договор действует в течение 25 лет до 21.01.2028.
ООО "МРГ Курорт" переименовано в ООО "Черноморье".
18.02.2005 между ООО "Черноморье" (сторона 1) и ООО "Гелиос" (сторона 2) заключен договор об уступке прав аренды земельного участка (далее - договор от 18.02.2005), согласно которого сторона 1 переуступает, а сторона 2 принимает на себя все права и обязанности стороны 1 по договору от 21.01.2003 N 000000136 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения общей площадью 221 292 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с/о Агойский курорт Небуг санаторий им. 1 Мая заключенного между стороной 1 и арендодателем - Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями не позднее 10 числа начала каждого квартала.
В соответствии с пунктом 5.2 договора, что за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
На основании постановления главы муниципального образования Туапсинский район от 27.08.2007 N 1241 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ООО "Гелиос" 25.09.2007 между департаментом (арендодатель) и ООО "Гелиос" (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору от 21.03.2003 (далее - соглашение от 25.09.2007), по которому по обоюдному согласию сторон внесены изменения в раздел 1 договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 21.01.2003 N 0000000136, изложив его в следующей редакции: "1.1. Арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровыми номером 23:33:0108003:002, площадью 221 292 кв. м, расположенный по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, Небугское сельское поселение курорт Небуг, санаторий им. 1 Мая, для строительства и эксплуатации курортного комплекса".
27.04.2017 земельный участок с кадастровым номером 23:33:0108003:2 снят с государственного кадастрового учета.
Ссылаясь на допущенную обществом просрочку арендных платежей, департамент обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании пени за период с 13.10.2015 по 30.08.2017 в сумме 1 115 592,75 рублей.
Встречные требования мотивированы произведенной обществом "Гелиос" переплатой по арендным платежам.
Спорные правоотношения по своей правовой природе возникают из договора аренды земельного участка, в силу чего подлежат правовому регулированию положениями главы 34 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями общих норм обязательственного права части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальному отраслевому законодательству.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли на территории Российской Федерации является платным.
Положениями статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В рассматриваемом случае сторонами заключен договор аренды.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.
С учетом положений статей 606, 614, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению арендной платы возникает у арендатора с момента получения имущества в аренду по акту приема-передачи и прекращается после возврата имущества также по акту приема - передачи.
В соответствии с положениями статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.
В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Как следует из материалов дела, фактически между сторонами возник спор относительно размера арендной платы, начисленной, начиная с 01.04.2016 по 30.08.2017.
При решении вопроса об обоснованности заявленных исковых требований, суд руководствуется следующим.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В соответствии с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 ГК РФ и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Согласно вышеприведенной правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды между сторонами заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, следовательно, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил определения размера арендной платы, установленных Постановлением N 582, для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 5.2 Приложения N 1 указанного Постановления арендная плата ежегодно подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае изменения арендной платы в связи с изменением рыночной или кадастровой стоимости земельного участка соответственно размер уровня инфляции на этот год не применяется. Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ из земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных в Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 принято в соответствии с основными принципами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации. Указанное постановление утратило силу в связи с принятием аналогичного постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121.
Арендные ставки, установленные Правилами Краснодарского края, не превышают арендные ставки, установленные федеральными Правилами.
Правила Краснодарского края являются действующими и применяются на всей территории Краснодарского края.
Фактически между сторонами возник спор относительно правомерности размера, начисленной департаментом арендной платы.
Общество "Гелиос" возражает относительно размера арендной платы, начисленной, начиная с 01.04.2016 по 30.08.2017.
Логика законодателя сводится к определению стоимости арендной платы по ставке, определяемой в зависимости от назначения земельного участка, т.е. вида разрешенного использования с последовательным применением коэффициентов инфляции для актуализации сведений о стоимости и доходности участка.
С 01.04.2016 годовой размер арендной платы исчислялся в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края".
Департамент производил расчет арендной платы на основании пункта 3.6.2 постановления N 121 в следующем порядке: кадастровая стоимость ЗУ х 2,5% (ставка АП) x коэффициент уровня инфляции.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что при расчете арендной плате подлежала применению ставка в размере 1,5%, а не 2,5%, поскольку договор аренды земельного участка заключен в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) на юридических лиц, которые не могут быть субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возложена обязанность по переоформлению такого права на право аренды. В этом случае годовой размер арендной платы не может превышать полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, ограниченных в обороте, а его изменение может предусматриваться договорами аренды только в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
Аналогичные положения по отношению к земельным участкам, находящимся в собственности Краснодарского края, и к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, содержатся в утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок принадлежал ООО "КПО "Юг" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственным актом КК2 N 255000488, постановлением главы администрации N 473 от 05.07.1993.
Как следует из вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Краснодарского края по делам А32-40532/2004, А32-23621/2006, ООО "КПО "Юг" является правопреемником ТОО "Курорт "Небуг".
На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости Санатория им. 1 Мая. ООО "КПО "Юг" реализовало объекты недвижимого имущества ООО "Виза". Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 03.10.2002 N 17-з "О предоставлении земельного участка ООО "Виза" для эксплуатации санатория для взрослых с детьми", в связи с продажей остальных объектов недвижимости (09.09.2002), прекращено право пользования земельным участком ООО "КПО "Юг", ООО "Виза" предоставлено 221 292,0 га. В октябре 2002 года ООО "Виза" продало" объекты недвижимости ООО "МРГ "Курорт". ООО "МРГ Курорт" переименовано в ООО "Черноморье".
В связи с продажей объектов недвижимости ООО "Гелиос" 18.02.2005 между ООО "Черноморье" (сторона 1) и ООО "Гелиос" (сторона 2) заключен договор об уступке прав аренды земельного участка.
Таким образом, договор аренды заключен в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, в связи с чем, отсутствуют основания для применения в расчете размера годовой арендной платы за период с 01.04.2016 ставки арендной платы в размере 2,5% размера кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что в расчете годового размера арендной платы за участок не имеется оснований для применения ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости подлежат отклонению.
Кроме того, пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" Туапсинский район признан курортом регионального значения. До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) статьей 95 Земельного кодекса и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий.
Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Статьями 2, 6 Закона N 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная", земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебнооздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу закона N 406-ФЗ, в силу его пункта 3 статьей 10, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу закона N 406-ФЗ.
Таким образом, созданная до вступления в силу закона особо охраняемая природная территория, сохраняет свой статус на будущее время.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.07.2010 N 1059-О отметил недопустимость отчуждения в частную собственность земельных участков в составе особо охраняемых территорий и объектов.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков является их ограничение в обороте.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Спорный земельный участок ограничен в обороте.
Таким образом, для исчисления арендной платы на указанный земельный участок подлежит применению пункт 3.4 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121.
Размер годовой арендной платы земельного участка должен определяться с применением ставки арендной платы 1,5 процента.
В соответствии с пунктом 12 постановления N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало соответствующего финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 12 Порядка N 121, не проводится при перерасчете арендной платы, рассчитанной на основании кадастровой стоимости земельного участка, в связи с изменением указанной стоимости земельного участка (пункт 13 Порядка N 121).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25.04.2018 N 23/ИСХ/18-810233в Единый государственный реестр 11.10.2016 внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0108003:2 определенной по состоянию на 01.01.2015 в размере 772 818 052 руб., на основании решения N 35/30 от 22.09.2016.
При определении даты, с которой подлежит изменению арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, следует руководствоваться положениями соответствующих нормативных правовых актов.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка изменена в 2016 году, в связи с этим размер годовой арендной платы за данный земельный участок должен рассчитываться за период с 01.04.2016 по 31.12.2016 в соответствии с постановлением N 121 на основании кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной указанным решением, без увеличения на коэффициент индексации.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
С учетом сроков начисления арендной платы и внесения ответчиком арендных платежей, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о просрочке обществом в сроках внесения арендных платежей.
Таким образом, исковые требования департамента в части взыскания пени в сумме 599 776,05 руб. подлежат удовлетворению.
Истцом в рамках встречных исковых требований заявлено о взыскании с департамента неосновательного обогащения в размере 10 379 020,44 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 448 804,58 руб.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Поскольку на стороне общества имеется переплата по арендным платежам, требование о возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 10 379 020,44 руб. также подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
01.06.2015 в силу вступил Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", которым пункт 1 статьи 395 ГК РФ изложен в следующей редакции.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан обоснованным и верным, в связи с чем, требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 448 804,58 руб. подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2018 по делу N А32-53907/2017 с учетом исправительного определения от 18.01.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53907/2017
Истец: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: ООО "Гелиос"