Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2019 г. N Ф04-1425/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А27-12354/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский Торговый Дом" (N 07ап-12242/18), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2018 по делу N А27-12354/2018, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский Торговый Дом" (ОГРН 1104205001064, ИНН 4205192678), г. Кемерово к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478), г. Кемерово о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов незаконным, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово, г. Кемерово,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Чернов А.А., представитель по доверенности от 06.08.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от третьего лица, (не) заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасский Торговый Дом", ОГРН 1104205001064, ИНН 4205192678 (далее - заявитель, Общество, ООО "Кузбасский Торговый дом") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478 (далее - Комитет, КУГИ КО) о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов N 10-605/184 от 04.05.2017 незаконным; обязании Комитета принять решение о предоставлении ООО "Кузбасский Торговый Дом" земельного участка с кадастровым номером 42:04:0349002:104 без проведения торгов. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации города (далее - "Управление архитектуры и градостроительства).
Решением суда от 02.11.2018 (резолютивная часть объявлена 26.10.2018) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Комитет в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что 07.04.2011 между ООО "Кузбасский Торговый Дом" (Арендатор) и Комитетом (Арендодатель) был заключен Договор аренды земельного участка N 14-04-Н/11 (далее - "Договор аренды").
В соответствии с пунктом 1.1. Договора аренды Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное возмездное владение и пользование земельный участок. В соответствии с пунктом 1.2. Договора аренды, а также согласно кадастровому паспорту земельного участка, разрешенным использованием земельного участка является осуществление сельскохозяйственной деятельности. В соответствии с пунктом 7.2. Договора аренды, в случае если по окончанию срока действия договора Арендатор продолжает использовать земельный участок при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, Договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Общий срок аренды по договору составляет более 6 (шесть) лет. 22.03.2018 ООО "Кузбасский Торговый Дом" в КУГИ КО было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 42:04:0349002:104 без проведения торгов на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3. Земельного кодекса РФ.
Согласно решению Комитета от 04.05.2018 N 10-605/184 ООО "Кузбасский Торговый дом" было отказано в выкупе участка в связи с выявленными признаками нарушения земельного законодательства Российской Федерации согласно акту проверки Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва Кемеровской области N127/276-в-ЗН от 06.06.2017 и в связи с неверно указанной категорией земельного участка: земли населенных пунктов для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
Посчитав, что данное решение Комитета противоречит законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Кузбасский Торговый Дом", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции с данными выводами соглашается на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Как следует из решения Комитета об отказе ООО "Кузбасский Торговый дом" в выкупе участка, оспариваемый отказ мотивирован, с одной стороны, ссылкой на нарушения заявителем земельного законодательства Российской Федерации; с другой стороны, включением спорного земельного участка в границы населенного пункта и изменением, в связи с этим, его категории - с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. Соответственно, в качестве правового основания отказа Комитет ссылается на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 и подпункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ и пункт 2 статьи 11 Закона N 135-ОЗ, подпункт 19 пункта 2.10.4 раздела 2.10 Административного регламента Комитета, утвержденного распоряжением КУГИ КО от 28.06.2017 N 10-2/1053-р (далее - "Административный регламент").
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Как следует из подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Пункт 2 статьи 11 Закона N 135-ОЗ наряду с основаниями, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка без проведения торгов наличие сведений от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, и (или) информации, полученной от органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных ими организаций, о незаконном (нецелевом) использовании земельного участка, о самовольном занятии земельных участков, препятствующих использованию образуемого земельного участка.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, содержащиеся в статье 39.3 Земельного кодекса РФ и в статье 11 Закона N 135-ОЗ нормы права для отказа в выкупе участка, предполагают наличие выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, однако из материалов дела усматривается, что доказательствами наличия подобных обстоятельств на момент принятия оспариваемого решения КУГИ КО не располагало.
Так, ранее выданное Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва, Кемеровской области предписание N 127/276-в-ЗН от 06.06.2017 исполнено Обществом в полном объеме, земельный участок с кадастровым номером 42:04:0349002:104 приведен в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции, что подтверждается представленным заявителем актом проверки Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва, Кемеровской области N 31/101-в-ЗН от 16.03.2018, согласно которому нарушений на земельном участке с кадастровым номером 42:04:0349002:104 не выявлено; Управлением Росреестра по Кемеровской области наличие со стороны ООО "Кузбасский Торговый Дом" выявленных и не устраненных нарушений земельного законодательства Российской Федерации также не подтверждено.
Вместе с тем, оценивая ссылку Комитета на указанную норму права как на правовое основание отказа ООО "Кузбасский Торговый Дом" в выкупе земельного участка в совокупности с нормами, содержащимися в подпункте 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, подпункте 19 пункта 2.10.4 раздела 2.10 Административного регламента, судом первой инстанции правомерно указано, что в соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, при наличии, в том числе, такого основания, как запрет на предоставление земельного участка на заявленном виде прав (пункт 2.10.4 раздела 2.10 Административного регламента).
Согласно материалам дела, ООО "Кузбасский Торговый Дом", будучи арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:04:0349002:104 на основании Договора аренды земельного участка N 14-04-Н/11 от 07.04.2011, претендовал на предоставление данного земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3. Земельного кодекса РФ.
Частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В силу статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа без проведения торгов допускается в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Таким образом, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлен особый (льготный) порядок приобретения в собственность земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.
Из анализа названных норм следует, что практика применения нормы права, содержащейся в пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3. Земельного кодекса РФ, свидетельствует о том, что суды при рассмотрении указанной категории споров исходят из того, что при обращении с заявлением о выкупе земельного участка на основании указанной нормы права требуется установление следующих фактов: предназначение земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства; наличие действующего договора аренды земельного участка; истечение трех лет с момента заключения договора аренды либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка; фактическое использование такого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства; отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; подача заявления о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.04.2018 N Ф09-9022/17 по делу N А60- 15809/2017).
С учетом изложенного, как обоснованно заключил суд, для рассмотрения подобного спора необходимо установить, соответствует ли обращение заявителя предъявляемым указанной правовой нормой требованиям (в том числе, используется ли фактически земельный участок для сельскохозяйственного производства) и обладает ли заявитель правом на выкуп спорного земельного участка без торгов (в частности, осуществляет ли деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством).
Между тем, из представленных сторонами спора доказательств не усматривается, что спорный земельный участок использовался арендатором для сельскохозяйственного производства, равно как и то, что заявитель осуществляет ли деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством.
Так, согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка от 25.02.2011 N 4200/001/11-24412 указанный земельный участок отнесен к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", а разрешенным видом использования данного участка указан такой вид использования, как "для осуществления сельскохозяйственной деятельности".
Вместе с тем, на дату подачи заявления о приобретении земельного участка с кадастровым номером 42:04:0349002:104 в собственность спорный земельный участок значится расположенным в зоне рекреационного назначения (Р), что согласно пп. 1.1 и 1.2 п. 1 ст. 35 Правил землепользования и застройки в г. Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75, исключает возможность в указанной зоне такого вида разрешенного использования как "для осуществления сельскохозяйственной деятельности" ни в качестве основного, ни в качестве условно разрешенного вида использования.
Кроме того, в соответствии с генеральным планом города Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2011 N 36, указанный земельный участок находится в границах городского округа и в границах населенного пункта г. Кемерово. Фрагмент Карты градостроительного зонирования г. Кемерово предоставлен в материалы дела специалистом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово в соответствии с предоставленными полномочиями, проверенными судом.
Земельные участки в составе рекреационных зон должны использоваться для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ). На основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичная норма содержится в абзаце 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которой отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и др. объекты). Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования (в том числе в зоне рекреации) направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Таким образом, принимая во внимание, что спорный земельный участок находится в зоне рекреации (Р), отказ в предоставлении в собственность земельного участка соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Тот факт, что в последующем распоряжением Администрации города Кемерово от 02.12.2010 N 5511 распоряжение Администрации города Кемерово от 18.11.2010 N 5291 было изменено в части указания категории земель - "земли населенных пунктов" изменены на "земли сельскохозяйственного назначения", не свидетельствует о фактическом изменении назначения указанных земель.
Соответственно, содержащаяся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости информация о категории земель и виде разрешенного использования спорного земельного участка также правомерно оценена судом как не соответствующая фактическому использованию данного участка.
Кроме того, из представленного Комитетом Акта от 18.05.2018 осмотра земельных участков, расположенных по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, северо-восточнее ул. Марковцева и пр. Комсомольского, в том числе земельного участка с кадастровым номером 42:04:0349002:104, следует, что указанный земельный участок посадками сельскохозяйственных культур либо иными объектами не занят, не огорожен, покрыт травянистой растительностью, небольшими кочками природного происхождения, в целом имеет ровную поверхность без ям и углублений, признаки осуществления сельскохозяйственной деятельности на данном земельном участке отсутствуют, участок имеет заброшенный вид, что подтверждается приложенными к Акту осмотра фотографиями.
Указанные доводы Комитета заявителем не опровергнуты. Более того, суд первой инстанции обоснованно указал, что представители ООО "Кузбасский Торговый Дом" в судебном заседании подтвердили, что после приобретения указанного участка в собственность Обществом будет рассматриваться вопрос о возможности изменении назначения и вида разрешенного использования спорного участка.
Отрицание в апелляционной жалобе данного факта выводы суда не опровергают.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют позицию общества, приведенную в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым в порядке статьи 71 АПК РФ, дана правильная, всесторонняя и объективная оценка, несогласие с которой не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12354/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский Торговый Дом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасский Торговый Дом" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 29.11.2018 N 62.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12354/2018
Истец: ООО "Кузбасский Торговый Дом"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области