г. Москва |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А40-33957/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Сабурово-Комплекс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2018 по делу N А40-33957/2018, принятое судьей Чекмаревым Н.А. (64-230)
по заявлению: акционерного общества "Сабурово-Комплекс"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Новгородов А.Б. по доверенности от 19.12.2017; |
от заинтересованного лица: |
Мусин Д.И. по доверенности от 29.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2018, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований акционерного общества "Сабурово-Комплекс" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) от 20.12.2017 N 33-5-15782817-(0)-1 по итогам рассмотрения запроса заявителя от 27.11.2017 (вх. от 27.11.2017 г. N 33-5-15782817-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в отношении земельного участка общей площадью 6040 кв.м., кадастровый номер 77:05:0011010:1, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, вл. 1А; вл. 1А, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, изменении разрешенного использования данного участка путем исключения вида разрешенного использования группы 1.2.5 "объекты размещения учреждений и организаций бытового обслуживания" и сохранения вида разрешенного использования группы 1.2.9 "объекты размещения складских предприятий", отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в жалобе. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель поддержал доводы жалобы.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество обратилось в Департамент с запросом от 27.11.2017 (вх. от 27.11.2017 N 33-5-15782817-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в отношении Земельного участка общей площадью 6040 кв. м., кадастровый номер 77:05:0011010:1. расположенного по адресу: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, вл. 1А; вл. 1А, стр. 2. 3, 4, 5, 6, 7.
Решением Департамента от 20.12.2017 N 33-5-15782817-(0)-1, заявителю было сообщено об отказе в приеме документов в соответствии с пунктом 2.10.1.3 Административного регламента, согласно которому основанием для отказа в предоставлении госуслуги является наличие составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, и земельного участка, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, и земельном участке, находящемся на территории города Москвы, государственная на которые не разграничена.
В оспариваемом отказе Департамента указывается на Акт Госинспекции по недвижимости обследования от 12.12.2014 N 9056955 о подтверждении факта наличия незаконного (нецелевого) использования земельного участка, согласно которому объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, обладает признаками самовольного строительства.
Не согласившись с данным решением, АО "Сабурово-Комплекс" обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с Договором предоставлении участка в пользование на условиях аренды N М-05-500119 от 18.04.1995 (далее - Договор аренды) АО "Сабурово-Комплекс" передан в аренду земельный участок площадью 6040 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Борисовские пруды под размещение - производственно-складской базы. В связи с уточнением границ площадь земельного участка принята 0,604 га. При постановке на кадастровый учет земельному участку присвоен кадастровый номер 77:05:001010:1, адрес: г. Москва, ул. Борисовские пруды, вл. 1А; вл. 1А, стр. 2.3,4,5,6,7.
Распоряжением Префекта Южного административного округа Москвы от 10.01.2000 N 01-41-10 утверждены решения окружной комиссии по земельным отношения и градостроительству (протокол N 38; вопросы 1-6), принятые на заседании 29.12.1999.
Согласно пункту 3.1 Протокола 38 от 29.12.1999 установлено право пользования АО "Сабурово-Комплекс" Земельным участком с выкупом права аренды по утвержденной стоимости (приложение 1 к протоколу) сроком на 3 года для эксплуатации строений и сооружений под производственные, складские цели и мастерские автосервиса.
Согласно письму от 10.05.2011 N 33-1-4899/Ц-(1)-2 Департамента земельных ресурсов г. Москвы производственно-складская база и эксплуатация автотехнического центра со складскими помещениями относятся к видам разрешенного использования 1.2.9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39.
Указанная позиция была подтверждена в Акте проверки Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 27.10.2011 N 9051290/бк.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 03.10.2014 N 15764 добавлен вид разрешенного использования: объекты размещения учреждений и организаций бытового обслуживания (1.2.5).
По мнению заявителя, установление вида разрешенного использования 1.2.5 в отношении Земельного участка является необоснованным, поскольку указанный вид разрешенного использования не может быть реализован на Земельном участке в силу следующих ограничений.
Земельный участок АО "Сабурово-Комплекс" полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории Прибрежная зона р. Москвы от Курского направления Московской железной дороги до Братеевского моста. Применительно к указанной территории установлен режим регулирования градостроительной деятельности N 4. В соответствии со ст. - Закона города Москвы от 21.10.1998 г. N 26, в пределах территорий и участков с режимом - 4 разрешается формирование новых парков, садов, бульваров, скверов и объектов, необходимых для содержания территории и обслуживания посетителей.
Факт нахождения Земельного участка в зоне особо охраняемых природных территорий также закреплен Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2007 N 996-ПП "Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года".
Никакое иное использование Земельного участка в дополнение к существующему не допускается.
Северная часть Земельного участка площадью 0,38 га. расположена в красных линиях технической зоны ВЛЭП, установленных в соответствии с правилами охраны электрических сетей свыше 1000 В, что также влечет соответствующие ограничения, указанные в п. 9 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160, а именно запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Факт нахождения Земельного участка в зонах охраны ВЛЭП подтверждается письмом ОАО "МОЭСК" от 12.11.2014 N 153-14/4А-2231.
Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель указывает, что имеющиеся ограничения полностью исключают возможность возведения на земельном участке новых объектов, и использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования: объекты, размещения учреждений и организаций бытового обслуживания (1.2.5).
Земельный участок может быть использован только по виду разрешенного использования; объекты размещения складских предприятий (1.2.9), включающему в себя как складские помещения (1.2.9/3.1.3 Объекты размещения складских предприятий), так и автосервис (1.2.9/3.1.1 Объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественного и личного транспортных средств). Указанные виды разрешенного использования определены в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП "Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве", действовавшим на момент установления дополнительного вида разрешенного использования.
При таких условиях АО "Сабурово-Комплекс" полагает вид разрешенного использования земельного участкам.2.5.3 "объекты размещения учреждений и организаций бытового обслуживания" подлежащим исключению из числа видов разрешенного использования Земельного участка.
Не согласившись с включением Земельного участка в Приложение 3 к Постановлению N 819-ПП, АО "Сабурово-Комплекс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим Постановления Правительства Москвы N 819-ПП от 11.12.2013 г. "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения в пункт 752 приложения 3 к постановлению земельного участка с адресным ориентиром ул. Борисовские Пруды, вл. 1А. стр. 2. 3,4, 5,6. 7.
Определением Московского городского суда от 06.07.2016 производство по делу было прекращено в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 28.06.2016 г. N 357-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП".
Не согласившись с включением указанных объектов недвижимости в приложения 2 и Постановлению N 819-ПП, АО "Сабурово-Комплекс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим Постановления Правительства Москвы N 819-ПП от 11.12.2013 г. "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) пользования земельных участков" в части включения в пункт 1132 приложения 2 к постановлению объекта с адресным ориентиром ул. Борисовские Пруды, вл. 1 А, стр. 7, в части включения в пункт 752 приложения 3 к постановлению земельного участка с адресным ориентиром ул. Борисовские Пруды, вл. 1А, стр. 2, 3, 4. 5. 6 (пристройки).
В ходе рассмотрения административного иска, принято Постановление Правительства Москвы от 08.11.2016 г. N 726-ПП, в соответствии с которым пункт 1132 Приложения 2 и пункт 752 Приложения 3 к Постановлению N 819-ПП признаны утратившими силу.
В связи с этим на основании ходатайства Правительства Москвы Определением Московского городского суда от 11.11.2016 производство по административному делу было прекращено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором (Приказ Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Правила землепользования и застройки утверждены постановлением Правительства от 28.03.2017 N 120-ПП.
Согласно постановлению Правительства от 28.03.2017 N 120-ПП рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны, для которой установлен вид.
Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Данное положение должно применяться с учетом иных норм федерального законодательства.
Согласно ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно правилам землепользования и застройки утвержденным 120-ПП, если постановление Правительства от 28.03.2017 N 120-ПП уже действуют и градрегламенты установлены, а разрешенное использование входит в основную группу видов разрешенного использования (вспомогательные виды разрешенного использования) территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава видов разрешенного использования функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не потребуются. Изменение прежнего вида разрешенного использования/ вспомогательного на выбранный вид использования необходимо обратиться с заявлением в кадастровую палату.
Приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30.12.2016 N П/533 утверждено положение "Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу данных норм права, суд правомерно указал, что заявитель может обратиться в Управление Росреестра по Москве и изменить без дополнительных решений вид разрешенного использования на желаемый, но только из разрешенных постановлением Правительства от 28.03.2017 N 120-ПП.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, либо их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Таким образом, государственным органом, уполномоченным по принятию решения об изменении ВРИ земельного участка, в настоящее время после принятия постановления Правительства от 28.03.2017 N 120-ПП является Управление Росреестра по Москве.
В силу действующего законодательства решения о изменении вида разрешенного использования не требуется.
Заявитель в силу закона может сам установить те виды разрешенного использования, которые предусмотрены согласно правилам землепользования и застройки.
Следовательно, права и законные интересы заявителя не нарушаются обжалуемым отказом департамента, поскольку, указанный отказ не препятствует реализации прав заявителя.
Кроме того, Департамент не имеет полномочий по изменению вида разрешенного использования, поскольку Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП В п. 4.2.7. установлено, что Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Таким образом, правила землепользования и застройки приняты с 28 марта 2017, следовательно, Департамент не изменяет вид разрешенного использования с указанной даты.
Доводы заявителя о необоснованности Акта обследования от 12.12.2014 N 9056955 правомерно были отклонены судом первой инстанции, поскольку вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-123716/15 установлено, что заявителем не представлено доказательств того, что спорные объекты существовали до 1994 года в качестве капитальных объектов недвижимого имущества, кроме того, спорные объекты обладают признаками самовольных строений и каждое строение представляет угрозу жизни и здоровья граждан.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2015 N А40-211334/2014 также неправомерна, так как данное решение не подтверждает незаконности отказа Департамента.
Кроме того, заявитель просит в качестве восстановления нарушенного права обязать Департамент изменить вид разрешенного использования земельного участка на "объекты размещения складских предприятий" указанный вид устанавливался на основании постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-1111 "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве", которое в настоящее время утратили силу.
Как следует из пояснений Департамента на земельном участке ведется активная деятельность техцентра - продажа сопутствующих товаров, обслуживание автотранспорта, мойка, размещение офисов. Данный факт подтверждается, в том числе экспертизой, которая проводилась в рамках дела N А40-123716/2015.
Кроме того, поскольку по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) указанный земельный участок находится в зоне общего пользования 12.0.1 и не предусматривает иные основные виды, таким образом заявитель может только привести вид разрешенного использование в соответствие с Классификатором утвержденным приказом Минэкономразвития N 540.
С соответствующим заявлением в Департамент не обращались.
Также приведение вида разрешенного использования в соответствие с Классификатором не изменяет установленный вид разрешенного использования земельного участка, а только актуализирует по 540 Классификатору, соответственно установление только вида разрешенного использования - склады не соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного, отказ Департамента городского имущества города Москвы от 20.12.2017 N 33-5-15782817-(0)-1 является законным и обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении заявления АО "Сабурово-Комплекс" правомерно было отказано.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителем в суде первой инстанции, которые были предметом всестороннего и полного рассмотрения в суде первой инстанции. Указанным доводам дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2018 по делу N А40-33957/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33957/2018
Истец: АО Сабурово-Комплекс
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы