Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2019 г. N Ф04-1377/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А81-7427/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Грязниковой А.С., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15812/2018) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018 по делу N А81-7427/2018 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ямал Транс Сервис" (ИНН 8905050404, ОГРН 1118905006637) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 16.07.2018 N16924 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу Самаровой Е.Н. по доверенности N 2.2-15/18362 от 18.12.2018 сроком действия до 31.12.2019;
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Ямал Транс Сервис, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ямал Транс Сервис" (далее - ООО "ЯТС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС N 5 по ЯНАО, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании решения от 16.07.2018 N 16924 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018 по делу N А81-7427/2018 требования общества удовлетворены частично. Решение от 16.07.2018 N 16924 Инспекции о привлечении ООО "ЯТС" к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части доначисления страховых взносов в размере 14 669 руб. 10 коп., пени по страховым взносам в размере 1 255 руб. 11 коп., в части налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 2 933 руб. 82 коп. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения. С МИФНС N 5 по ЯНАО в пользу ООО "ЯТС" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения в части, которой требования общества удовлетворены, налоговый орган в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что общество осуществляло экономическую деятельность через единственного участника Князева А.А., что подтверждается материалами дела и служит основанием для вывода о том, что на заработную плату указанного лица подлежат начислению страховые взносы в соответствии с требованиями законодательства.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
ООО "ЯТС", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Инспекции поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя МИФНС N 5 по ЯНАО и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие его обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 19.02.2018 ООО "ЯТС" представлен в МИФНС N 5 по ЯНАО расчет по страховым взносам за 2017 год с "нулевыми" показателями.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного расчета по страховым взносам за 2017 год, по результатам которой составлен акт проверки от 22.05.2018 N 20365.
16.07.2018 должностным лицом Инспекции принято решение N 16924 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого ООО "ЯТС" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган расчета по страховым взносам в виде штрафа в размере 1 000 руб., в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в виде штрафа в размере 2 933 руб. 82 коп. Обществу доначислены и предложены к уплате страховые взносы в размере 14 669 руб. 10 коп. и пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в сумме 1 255 руб. 11 коп.
Основанием для привлечения ООО "ЯТС" к ответственности послужил вывод МИФНС N 5 по ЯНАО о нарушении срока осуществления расчета по страховым взносам и о занижении плательщиком облагаемой базы по страховым взносам в результате неотражения в расчете по страховым взносам в 2017 году возможных выплат единственному участнику общества - генеральному директору, исходя из размера минимальной заработной платы (16 299 руб.).
Решение обжаловано обществом в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28.08.2018 N 304 апелляционная жалоба ООО "ЯТС" оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Требования ООО "ЯТС" удовлетворены судом первой инстанции частично, с чем не согласен налоговый орган, подавший в апелляционный суд жалобу на решение по делу.
Проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи - это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К таким федеральным законам относятся Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), и Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Под страховыми взносами на обязательное социальное страхование понимаются обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения (статья 3 Федерального закона N 326-ФЗ, статья 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ, статья 3 Федерального закона N 167-ФЗ).
С 01.01.2017 порядок исчисления и уплаты страховых взносов регламентирован главой 34 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а именно - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию на основании статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ являются, в частности, организации, производящие выплаты физическим лицам. Страхователями в рамках отношений обязательного медицинского страхования являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения этим лицам, что следует из статьи 11 Федерального закона N 326-ФЗ. Статьей 2.1 Федерального закона N 225-ФЗ предусматривается, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Застрахованными лицами в системе пенсионного страхования признаются, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества (статья 7 Федерального закона N 167-ФЗ). На основании статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованными лицами являются, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества (статья 2 Федерального закона N 255-ФЗ).
В силу положений статьи 17 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации (статья 19 ТК РФ).
Статьей 125 ТК РФ трудовые отношения характеризуются как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что руководитель организации, состоящий с данной организацией в трудовых отношениях, а также в случае, когда он является единственным учредителем (участником) организации, в целях обязательного социального страхования относится к лицам, работающим по трудовому договору.
С учетом положений указанных выше федеральных законов на выплаты, производимые названным лицам, страхователи обязаны начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование, руководствуясь положениями главы 34 НК РФ.
Правоотношения между организацией и ее руководителем (директором) входят в поле регулирования трудового законодательства, что следует из взаимосвязанных положений статей 11 и 273 ТК РФ (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2009 по делу N А11-6094/2008-К2-21/426, ФАС Поволжского округа от 02.09.2008 по делу N А65-266/08). Правовой режим трудовой деятельности директора обладает определенной спецификой, предусмотренной главой 43 ТК РФ, однако предполагает действие и общих положений ТК РФ, норм о трудовом договоре, рабочем времени и времени отдыха и т.д. (части I, II, III ТК РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании решения от 16.09.2011 N 1 единственного учредителя Князев А.А. учредил ООО "ЯТС" и назначил генеральным директором общества Князева А.А.
В силу приведенных выше положений законодательства Князев А.А. является застрахованным лицом в рамках отношений по обязательному социальному страхованию. На производимые в пользу Князева А.А. выплаты за выполненную трудовую функцию страхователем подлежат начислению страховые взносы.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в том числе, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (пункт 1 статьи 420 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 421 НК РФ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Датой осуществления выплат и иных вознаграждений является день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов (статья 424 НК РФ).
С учетом указанного положения страховые взносы подлежат уплате в том периоде, в котором начислялась заработная плата, вне зависимости от факта ее непосредственной выплаты. Правовым основанием уплаты страхователями взносов выступает факт начисления застрахованному лицу заработной платы, что соответствует пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации".
Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Как указывается в пункте 4 поименованного выше Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органы Пенсионного фонда Российской Федерации вправе самостоятельно исчислять страховые взносы исходя из минимального размера оплаты труда только в случаях, предусмотренных законом. В данном пункте Информационного письма отмечается, что поскольку в конкретном случае истец не устанавливал в соответствии с законодательством Российской Федерации оплату за труд по конечным результатам работы, а заработную плату работникам не начислял по иным основаниям, у него не существовало обязанности по уплатите страховых взносов, исходя из минимального размера оплаты труда.
Следовательно, для вынесения решения о доначислении спорных взносов налоговый орган должен установить наличие у общества объекта налогообложения и размер налоговой базы, что также соответствует подходу, изложенному в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2017 N 309-КГ16-20570.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Между тем в рассматриваемом случае налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для исчисления взносов с применением указанного выше социального стандарта.
Налоговой проверкой установлено, что общество на протяжении проверяемого периода осуществляло хозяйственную деятельность, руководитель ООО "ЯТС" Князев А.А. свои функции выполнял, однако заработная плата последнему не начислялась и, соответственно, страховые взносы во внебюджетные фонды не перечислялись, что расценено налоговым органом как нарушение законодательства о страховых взносах. При этом страховые взносы за 2017 год начислены заявителю Инспекцией с применением расчетной базы, исчисленной исходя из минимального размера оплаты труда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом в проверяемый период в пользу директора не начислялись и не производились выплаты, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии базы для начисления страховых взносов. Иное не следует из материалов дела с должной степенью определенности. При этом судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела принято во внимание признание налоговым органом факта неначисления генеральному директору ООО "ЯТС" в проверяемый период заработной платы.
Судом первой инстанции справедливо отмечено отсутствие в налоговом законодательстве нормы, санкционирующей начисление страховых взносов произвольно расчетным путем исходя из минимального размера оплаты труда в отсутствие у плательщика облагаемой базы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для доначисления заявителю страховых взносов, начисления соответствующих сумм пеней, а также для привлечения ООО "ЯТС" к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Несогласие МИФНС N 5 по ЯНАО с правовой оценкой обстоятельств формирования облагаемой страховыми взносами базы и выводами суда первой инстанции относительно размера обязательств по уплате страховых взносов (размера доначисления таковых) не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения по делу. При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что, удовлетворив требования ООО "ЯТС" частично, суд первой инстанции принял обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей жалобы не распределяются в связи с освобождением налогового органа от обязанности по уплате таковой.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018 по делу N А81-7427/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-7427/2018
Истец: ООО "Ямал Транс Сервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу