город Томск |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А27-20688/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово (N 07АП-11553/2018) на решение от 07.11.2018 (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20688/2018 (судья Исаенко Е.В.) (рассмотрено в порядке упрощенного производства) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (650991, Россия, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. пр-кт Советский, д. 74 корпус А ГСП-1, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования "Центр детского творчества" Центрального района города Кемерово (650066, Россия, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. пр-кт Октябрьский, д. 8, ОГРН 1024200706342, ИНН 4207056141) о взыскании 11 500 руб. штрафа по требованию от 16.07.2018 N052S01180044540.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования "Центр детского творчества" Центрального района города Кемерово (далее - Учреждение) о взыскании 11 500 руб. штрафа по требованию от 16.07.2018 N 052S01180044540.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением от 07.11.2018 (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее -Инструкция N 766н), указывает на то, что представление сведений на 23 застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете от 09.03.2017 не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 23 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступал.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 271.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 09.03.2017 Учреждение по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М типа "исходная" за февраль 2017 года на 49 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 09.03.2017, унифицированным протоколом проверки отчетности от 09.03.2017 со статусом "Документ принят".
По результатам проведенной предварительной проверки, в том числе, сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2017 год от 19.02.2018 и СЗВ-М тип "исходная" за февраль 2017 года Пенсионным фондом были выявлены расхождения в отчетах, а именно: в сведениях СЗВ М тип "исходная" за февраль 2017 года отсутствовали данные в отношении 23 застрахованных лиц, в связи с чем 20.02.2018 Пенсионным фондом в адрес Учреждения по телекоммуникационным каналам передано уведомление об устранении ошибок и несоответствий в сведениях со сроком исполнения в течение пяти рабочих дней с даты получения.
22.02.2018 Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за февраль 2017 года на 23 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-М "исходная" за февраль 2017 года, что подтверждается извещением о доставке от 22.02.2018, унифицированным протоколом проверки отчетности от 22.02.2018 со статусом "Документ принят".
Пенсионным фондом 15.05.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18180009497.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 19.06.2018 N 052S19180010557 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 11 500 рублей.
Учреждению выставлено требование от 16.07.2018 N 052S01180044540 об уплате финансовых санкций в срок до 13.08.2018.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Пенсионного фонда о взыскании штрафа по требованию от 16.07.2018 N 052S01180044540, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Учреждения к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о представлении страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за февраль 2017 года в отношении 23 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - февраль 2017 года - не позднее 15 марта 2017 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Учреждение первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за февраль 2017 года в установленный законом срок.
Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что форма СЗВ-М тип "дополняющая" за февраль 2017 года, содержащая сведения в отношении 23 застрахованных лиц, представлена Учреждением 22.02.2018, следовательно, уточненные сведения индивидуального учета о застрахованных лицах за февраль 2017 года представлены Учреждением в установленный Пенсионным фондом пятидневный срок.
Доказательства того, что скорректированные Учреждением сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М" тип "дополняющая" за февраль 2017 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что после получения уведомления об обнаружении ошибки в представленных сведениях, Учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (февраль 2017 года), откорректировав их путем представления в пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющей формы") за этот период, что допускает не применять к Учреждению финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на 23 застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете от 09.03.2017 не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 23 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, Учреждение внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах в установленный для этого пятидневный срок, ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Учреждения финансовой санкции не имеется.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 N 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 N 306-КГ18-16433.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.11.2018 Арбитражного суда Кемеровской по делу N А27-20688/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2019.
Судья |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20688/2018
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области межрайонное
Ответчик: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" Центрального района г. Кемерово
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11553/18