г. Красноярск |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А33-12141/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" января 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии, находясь в Арбитражном суде Республики Хакасия:
от налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю): Ляшенко Ю.М., представителя по доверенности от 09.01.2019,
при участии, находясь в помещении Третьего арбитражного апелляционного суда:
от налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю): Рухловой Т.П., представителя по доверенности от 18.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" ноября 2018 года по делу N А33-12141/2018, принятое судьёй Лапиной М.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Калентьев Анатолий Викторович (ИНН 244200132676, ОГРН 304244204400035, Красноярский край, Шушенский район, пгт. Шушенское; далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края (ИНН 2442009363, ОГРН 1022401129673, Красноярский край, Шушенский район, пгт. Шушенское; далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год, об обязании возвратить уплаченные страховые взносы за 2014 год в размере 18 315 рублей 08 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.07.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю (ИНН 2455023301, ОГРН 1042441400033, Красноярский край, г. Минусинск; далее - ответчик, инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "02" ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконными действия Управления Пенсионного фонда, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014 год. С Управления Пенсионного фонда в пользу ИП Калентьева А.В. взыскано 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Суд обязал налоговый орган возвратить ИП Калентьеву А.В. 18 315 рублей 08 копеек излишне уплаченных страховых взносов. С инспекции в пользу ИП Калентьева А.В. взыскано 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом в части, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить в части возложения на Межрайонную ИФНС России N 10 по Красноярскому краю обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов в сумме 18 315 рублей 08 копеек, а также в части возложения на инспекцию обязанности по уплате судебных расходов в виде государственной пошлины в сумме 2000 рублей; просит принять по делу в указанной части новый судебный акт об отказе ИП Калентьеву А.В. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что налоговые органы фактически являются исполнителями решений, вынесенных в части возврата излишне уплаченных и взысканных страховых взносов соответствующими органами пенсионного фонда, соответственно, принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды; в случае удовлетворения судом требований заявителя и возникновения необходимости в возврате средств из бюджета фонда, именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган; поскольку в рассматриваемом случае пенсионным фондом соответствующее решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, не принималось, следовательно, возложение судом на инспекцию обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов за период, в котором администрирование таких обязательных платежей инспекцией не осуществлялось, без соблюдения пенсионным фондом установленного статьями 20, 21 Федерального закона N 250-ФЗ от 03.07.2016 порядка, является неправомерным. Ответчик также полагает, что возложение на налоговый орган обязанности вернуть излишне уплаченные страховые взносы за неправомерные действия пенсионного фонда противоречит пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель и Управление Пенсионного фонда письменные мотивированные отзывы по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились и явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Представители налогового органа в судебном заседании изложили доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции в оспариваемой части и принять в указанной части по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку доводы апелляционной жалобы касаются только выводов суда первой инстанции в части возложения на инспекцию обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов в сумме 18 315 рублей 08 копеек, а также судебных расходов в виде государственной пошлины в сумме 2000 рублей, и от заявителя и Управления Пенсионного фонда не поступили возражения, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Предприниматель является плательщиком страховых взносов, применявшим в 2014 году упрощенную систему налогообложения.
Согласно информации о доходах предпринимателя, предоставленной налоговым органом за 2014 год в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, общая сумма доходов заявителя за указанный период составила 3 111 213 рублей.
Поскольку иной информацией о доходах страхователя ответчик не располагал, то в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ им был произведен расчет страховых взносов, подлежащих к уплате за 2014 год, в сумме 28 112 рублей 13 копеек за 2014 год: (3 111 213 рублей - 300 000 рублей) * 1% = 28 112 рублей 13 копеек. Данная сумма перечислена страхователем в соответствующий бюджет.
Вместе с тем, документально подтвержденные расходы предпринимателя при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения в указанный период составили 1 831 508 рублей (2014 год).
В этой связи, полагая, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за 2014 год, произведен Фондом неверно (без вычета произведённых предпринимателем расходов), предприниматель обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год.
Письмом от 04.05.2018 N ОШ-954/10/18 территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации отказал предпринимателю в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год, указав, что обязательства за указанный период сформированы и исполнены в полном объеме, в связи с чем, перерасчет таких обязательств может быть произведен только на основании судебного акта.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год, об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 18 315 рублей 08 копеек.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для изменения судебного акта в части обязания налоговый орган возвратить ИП Калентьеву А.В. 18 315 рублей 08 копеек излишне уплаченных страховых взносов и взыскания с налогового органа в пользу заявителя 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Как следует из материалов дела, предметом спора по настоящему делу является требование предпринимателя о признании незаконными действий Управления пенсионного фонда, выразившихся в отказе возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.
Сумма излишне взысканных страховых взносов согласно части 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу части 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных названным Законом.
Арбитражный суд Красноярского края, установив, что предпринимателем за 2014 год к уплате подлежали страховые взносы в размере 9797 рублей 05 копеек, при этом фактически заявителем за указанный период уплачены взносы в размере 28 112 рублей 13 копеек, пришел к обоснованному выводу о том, что страховые взносы в размере 18 315 рублей 08 копеек за 2014 год являются излишне уплаченными.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Управления Пенсионного фонда, выразившиеся в отказе возвратить предпринимателю излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014 год.
Указанный вывод суда первой инстанции сторонами не оспаривается, соответствующих доводов не приведено.
Предприниматель также обратился к Управлению Пенсионного фонда с имущественным требованием об обязании возвратить уплаченные страховые взносы за 2014 год в размере 18 315 рублей 08 копеек.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) с 01.01.2017 признан утратившим силу Закон N 212-ФЗ (статья 18 Закона N 250-ФЗ).
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона N 250-ФЗ:
- решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов,
- решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года,
- на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из положений указанных выше норм права следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами определено по состоянию на 01.01.2017, при этом, споры между фондами и налоговыми органами по суммам задолженности, недопустимы, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Таким образом, налоговый орган исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, в случае, если требования заявителя удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган. Следовательно, в рассматриваемом случае решение о начислении процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов и пеней денежных средств должен принять фонд и направить его в налоговый орган в целях исполнения.
Учитывая, что Управлением Пенсионного фонда соответствующего решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в Пенсионный фонд за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 не принималось, возложение на инспекцию обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов за период, в котором администрирование таких обязательных платежей инспекцией не осуществлялось, без соблюдения Управлением Пенсионного фонда установленного статьями 20, 21 Закона N 250-ФЗ порядка, нельзя признать соответствующим приведенным нормам материального права.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю возвратить индивидуальному предпринимателю Калентьеву Анатолию Викторовичу 18 315 рублей 08 копеек излишне уплаченных страховых взносов, с возложением обязанности возвратить индивидуальному предпринимателю Калентьеву Анатолию Викторовичу 18 315 рублей 08 копеек излишне уплаченных страховых взносов на Управление Пенсионного фонда способом, определённым Федеральным законом N 250-ФЗ, т.е., путем принятия Управлением Пенсионного фонда решения о возврате индивидуальному предпринимателю Калентьеву Анатолию Викторовичу излишне уплаченных сумм (страховых взносов за 2014 год в размере 18 315 рублей 08 копеек) и направления указанного решения на исполнение в налоговый орган.
Учитывая результат рассмотрения дела, уплаченная предпринимателем при обращении в суд первой инстанции на основании чека от 10.05.2018 государственная пошлина в размере 2300 рублей подлежит отнесению на Управление Пенсионного фонда.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается судом, поскольку Управление Пенсионного фонда в порядке статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" ноября 2018 года по делу N А33-12141/2018 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014 год.
Оспариваемые действия проверены на соответствие Федеральному закону от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края возвратить индивидуальному предпринимателю Калентьеву Анатолию Викторовичу 18 315 рублей 08 копеек излишне уплаченных страховых взносов.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края (ИНН 2442009363, ОГРН 1022401129673, дата государственной регистрации - 01.10.2001, место нахождения: 662710, Красноярский край, Шушенский район, пгт. Шушенское, ул. Пионерская, 11) в пользу индивидуального предпринимателя Калентьева Анатолия Викторовича (ИНН 244200132676, ОГРНИП 304244204400035, дата государственной регистрации - 16.01.2001, место жительства: Красноярский край, пгт. Шушенское) 2300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12141/2018
Истец: Калентьев Анатолий Викторович
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШУШЕНСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, МИФНС России N 10 по Красноярскому краю