г. Саратов |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А57-21062/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2018 года по делу N А57-21062/2018, принятое в порядке упрощенного производства, (судья Ю.И. Сидорова),
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (ОГРН 1026403340260, ИНН 6454021771), город Саратов,
к муниципальному унитарному предприятию Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района Саратовской области (ОГРН 1036404500000, ИНН 6418001064), Саратовская область, Краснопартизанский район, рабочий поселок Горный,
о взыскании 50 000 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района Саратовской области о взыскании суммы штрафа, оплаченного ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" по постановлению от 30.11.2017 г. по делу об административном правонарушении, вынесенному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, измененному решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 01.03.2018 г., в размере 50 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2018 года по делу N А57-21062/2018 в удовлетворении исковых требований федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (ОГРН 1026403340260 ИНН 6454021771), город Саратов, отказано.
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (ОГРН 1026403340260 ИНН 6454021771), город Саратов, из федерального бюджета возвращена часть государственной пошлины в размере 48 000 руб. 00 коп., уплаченной платежным поручением N 256746 от 13.09.2018 г.
04 декабря 2018 года Арбитражным судом Саратовской области изготовлен мотивированный текст решения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от муниципального унитарного предприятия Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района Саратовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По правилам части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для перехода в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не усматривается.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Исковые требования мотивированы тем, что между ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" и МУП Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района был заключен договор N 254-С/223 на оказание услуг от 31.12.2017 г., согласно условиям которого ответчик принял на себя обязательства в срок с 01.04.2017 г. по 31.12.2017 г. оказывать по заданию истца услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов с последующим захоронением, а Заказчик принял на себя обязательства принять услуги и оплатить их (л.д. 20-24).
Однако МУП Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района ненадлежащим образом исполнило свои обязательства по договору, ввиду отсутствия у него лицензии на осуществление услуг по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов с последующим захоронением.
ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" постановлением от 30.11.2017 г. по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области назначен штраф в размере 100 000 руб. 00 коп. за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ (л.д. 15-19).
Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 01 марта 2018 года по делу N 12-1(3)/2018 вышеуказанное постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области изменено, назначенное административное наказание в виде штрафа снижено с 100 000 руб. 00 коп. до 50 000 руб. 00 коп. (л.д. 11-13).
Штраф в размере 50 000 руб. 00 коп. уплачен ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" в полном объеме (л.д. 14).
Полагая, что в данном случае денежные средства в размере 50 000 руб. 00 коп., уплаченные в качества штрафа, относятся к убыткам в форме реального ущерба, которые истец понес вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением к МУП Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением у истца убытков в заявленном размере, что, в силу изложенных правовых норм, исключает возможность удовлетворения требования о взыскании убытков.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что денежные средства, уплаченные в качестве штрафа, относятся к убыткам в форме реального ущерба.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из статьи 1064 ГК РФ в совокупности со статьей 15 ГК РФ следует, что основание возникновения обязательства по возмещению вреда образуется совокупностью следующих элементов: противоправное поведение причинителя вреда или иного лица, на которое законом возложена обязанность по возмещению вреда (далее - субъект ответственности за причинение вреда); наличие вреда, включая его размер; причинно-следственная связь между противоправным поведением субъекта ответственности за причинение вреда и вредом; вина субъекта ответственности за причинение вреда.
Судом установлено, что 31 марта 2017 года между ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" (Заказчик) и МУП Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района (Исполнитель) был заключен договор на оказание услуг N 254-С/223, согласно условиям которого, Исполнитель обязуется оказать по заданию Заказчика услуги: вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов с последующим захоронением (Приложение N 1 к договору), а Заказчик обязуется принять услуги и оплатить их (л.д. 20-24).
Услуги оказываются в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в отношении вида услуг, являющегося предметом договора.
Срок оказания услуг: с 01.04.2017 г. по 31.12.2017 г.
Место оказания услуг: Саратовская обл., Краснопартизанский р-н, р.п. Горный, ул.Новая, д.21.
Вывоз осуществляется транспортом Исполнителя. Утилизация по месту нахождения Исполнителя.
Договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по договору, но не позднее 31.12.2017 г., или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством.
В ходе проведения плановой проверки в период с 17.10.2017 г. по 14.11.2017 г. в федеральном государственном бюджетном учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области было установлено, что за 2017 год филиалом ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" в рамках договора на оказание услуг N 254-С/223 от 31.03.2017 г. передано МУП Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района твердых коммунальных отходов в объеме 49,5 куб. м. При этом у МУП Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пп. "а" ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", пп. 3.1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности допускается только при наличии лицензии.
30.11.2017 г. Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области Лункиным С.Ю. вынесено постановление N 3-280/2017 о признании федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп. (л.д. 15-19).
Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 01 марта 2018 года по делу N 12-1(3)/2018 постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области Лункина С.Ю. вынесено постановление N 3-280/2017 от 30.11.2017 г. изменено: назначенное ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" административное наказание в виде штрафа снижено со 100 000 руб. 00 коп. до 50 000 руб. 00 коп. (л.д. 11-13).
Штраф в размере 50 000 руб. 00 коп. был уплачен истцом в полном размере, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела платежные поручения N 735631 от 30.01.2018 г. и N 257098 от 07.06.2018 г.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон об отходах).
Закон об отходах признает отходами производства и потребления вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом, а деятельность по обращению с отходами рассматривает как единый процесс по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (статья 1).
Согласно статье 4 Закона об отходах отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Применительно к отходам производства и потребления это означает соблюдение собственником отходов основных принципов в области обращения с отходами.
В силу статьи 9 Закона об отходах, пункта 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062, приведен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" при заключении договора на оказание услуг N 254-С/223 от 31.03.2017 г. с МУП Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района не убедилось в наличии у последнего лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Таким образом, судом обоснованно отмечено, что истец принял на себя риск возможных негативных последствий вследствие непроявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов и заключении с ними договора.
Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Необходимыми условиями применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренной статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются незаконные действия (бездействие), причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) и возникшими негативными последствиями, наступление вреда.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением у истца убытков в заявленном размере, что исключает возможность удовлетворения требования о взыскании убытков.
Довод апелляционной жалобы о том, что денежные средства, уплаченные в качестве штрафа, относятся к убыткам в форме реального ущерба, подлежит отклонению на основании следующего.
Из вступившего в законную силу решения Пугачевского районного суда Саратовской области от 01.03.2018 по делу N 12-1(3)/2018 следует, ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" как собственник отходов I-IV класса опасности, передал на утилизацию отходы юридическому лицу, не имеющему лицензии на осуществление деятельности по утилизации указанных отходов, а также передал на вывоз и захоронение отходы юридическому лицу, не имеющему лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, захоронению отходов, чем нарушены требования вышеназванных положений Федерального закона N 89-ФЗ.
Передача ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" отходов МУП "Водоканал "Монолит", не имеющему соответствующей лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами, следует рассматривать как обращение с отходами, определяемое Федеральным законом N 89-ФЗ. Указанные действия заявителя следует квалифицировать как обращение с отходами, составляющее объективную сторону состава административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Субъектами, обязанными исполнять отдельные действия, предусмотренные данным Законом, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Таким образом, любые юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать предъявляемые требования при накоплении отходов, а их неисполнение влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2 КоАП РФ, независимо от того, является ли деятельность по накоплению отходов основным видом деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или нет. При этом заключение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договора о вывозе отходов со специализированной организацией не исключает их обязанности по соблюдению установленных требований, предъявляемых к накоплению отходов до их вывоза.
Указанным решением суда общей юрисдикции установлено, что субъектом, совершившим административное правонарушение, является истец, а также установлено наличие вины истца в совершении данного правонарушения как необходимого элемента состава правонарушения.
Привлечение истца к административной ответственности явилось следствием совершения административного правонарушения самим истцом, в связи с чем он не вправе переложить расходы на уплату штрафа на ответчика как убытки, взыскиваемые по правилам статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2018 года (мотивированное решение от 04 декабря 2018 года) по делу N А57-21062/2018 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2018 года по делу N А57-21062/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21062/2018
Истец: ФГУ "Управление "Саратовмелиоводхоз"
Ответчик: МУП Водоканал "Монолит" Краснопартизанского района Саратовской области