Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2019 г. N Ф09-1264/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А34-8389/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.10.2018 по делу N А34-8389/2018 (судья Крепышева Т.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Акционерное Курганское Общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" - Зубов А.С. (паспорт, доверенность от 13.11.2018),
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану - Цымбаленко Е.А. (удостоверение, доверенность от 25.12.2018).
Открытое акционерное общество "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" (далее - заявитель, ОАО "Синтез", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - ИФНС России по г.Кургану, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 750 от 12.03.2018 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в применении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль за 2016 год, доначисления налога на прибыль за 2016 год, соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, о признании незаконным требования об уплате налога, пени и штрафа N 3432 от 20.06.2018.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции инспекция обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы инспекция ссылается на неверное применение судом норм материального права. Обращает внимание на то обстоятельство, что право на льготу имеет тот, кто своевременно подтвердил возможность ее применения вследствие соответствия приведенным в Законе N 822 критериям.
Податель жалобы указывает, что деяние заявителя, выразившееся в неправомерном применении пониженной ставки привело к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, следовательно является иным неправильным исчислением налога, повлекшим его не поступление в бюджет, которое охватывается диспозицией статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Протокольным определением от 28.01.2019 судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела отзыв заявителя на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель заявителя - отзыва на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.03.2017 заявителем представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2016 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 164 552 396 рублей, в том числе в федеральный бюджет по ставке 2% - 16 455 240 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации по ставке 18% - 148 097 156 рублей (т. 5, л.д. 149-170).
21.07.2017 заявителем сдана уточнённая налоговая декларация за указанный период, согласно которой сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет составила 152 648 675 рублей, в том числе в федеральный бюджет по ставке 2% - 16 068 282 рубля, в бюджет субъекта Российской Федерации по ставке 17%- 136 580 393 рубля (т. 5, л.д. 109-126).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточнённой налоговой декларации за 2016 год, по результатам которой составлен акт N 5059 от 03.11.2017 и после рассмотрения письменных возражений, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля принято решение от 12.03.2018 N 750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 803 414,10 рублей, налогоплательщику также предложено уплатить налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 2016 год в размере 8 034 141 рублей и пени за период с 29.04.2017 по 09.05.2017 в сумме 24 934,12 рублей (т. 4, л.д. 101-171; т. 5, л.д. 1-108).
Решением Управления ФНС России по Курганской области от 18.06.2018 N 100 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 12.03.2018 N 750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и утверждено (т. 4, л.д. 79-100).
Воспользовавшись правом на судебную защиту, налогоплательщик обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности применения пониженной налоговой ставки 17%.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Положениями пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 - 2020 годах), если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона Курганской области от 24.11.2004 N 822 (в редакции от 26.11.2014) установлены пониженные налоговые ставки для организаций, осуществляющих капитальные вложения, в зависимости от доли капитальных вложений, в размере от 13,5 % до 17%.
Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Закона право на применение пониженных налоговых ставок, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона, имеют налогоплательщики, удовлетворяющие следующим условиям:
1) доля капитальных вложений, определенная в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, превышает 1 процент. Данный показатель подтверждается соответствующим расчётом, форма которого утверждается постановлением Правительства Курганской области;
2) среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчёте на 1 работника организации в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет: для сельскохозяйственных товаропроизводителей - не менее 1; для других организаций - не менее 1,5.
Данный показатель подтверждается соответствующей справкой расчётом, форма которой утверждается постановлением Правительства Курганской области;
3) на первое число месяца, следующего за соответствующим налоговым (отчётным) периодом не имеют недоимки по налогам, сборам и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам.
Отсутствие недоимки (задолженности) подтверждается справкой о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, сформированной налоговым органом по месту учёта налогоплательщика не позднее срока представления налоговой декларации за соответствующий налоговый (отчетный) период;
исполнили обязанность по перечислению (уплате) исчисленных и удержанных у налогоплательщика сумм налога на доходы физических лиц. Соответствие данному условию подтверждается справкой за подписью руководителя организации с указанием исчисленных, удержанных и перечисленных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом;
4) не реализовали, включая и безвозмездную передачу, основные средства производственного назначения (в том числе объекты незавершенного капитального строительства) до истечения двух календарных лет с того налогового периода, в котором соответствующие им суммы капитальных вложений были учтены налогоплательщиком в целях применения пониженной налоговой ставки.
В силу пункта 3 статьи Закона Курганской области N 822 право на применение пониженной ставки, установленной подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона, имеют налогоплательщики, представившие соответствующие документы (их копии) в налоговый орган не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для категории налогоплательщиков доля капитальных вложений которых, превышает 1 процент, предусмотрена возможность уплачивать налог на прибыль в бюджет субъекта в меньшем размере, что в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговой льготой.
По общему правилу о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (пункт 1 статьи 80 Налогового кодекса), представление которой выступает основанием для осуществления налоговым органом мероприятий налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 88 Налогового кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации в рамках камеральной налоговой проверки контролю подвергаются данные представленной налогоплательщиком декларации, а также документы о деятельности налогоплательщика, представленные им самим, имеющиеся у налогового органа документы.
При этом в силу пункта 5 статьи 88 и пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы, а руководитель налогового органа (его заместитель) - исследовать эти документы при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Таким образом, вопрос о предоставлении налоговой льготы решается по результатам налоговой проверки, в рамках которой должны быть исследованы все направленные налогоплательщиком (имеющиеся у налогового органа) документы, подтверждающие наличие предусмотренных законом условий для использования льготы, в том числе, поступившие после представления декларации до окончания налоговой проверки.
Исходя из пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", право на налоговую льготу также может быть заявлено в уточненной налоговой декларации и подтверждено по результатам ее проверки.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой заявлено право на льготу, и соответственно пропуск срока подачи сведений о выполнении условий для применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации не является основанием для лишения налоговой льготы.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2018 N 304-КГ18-5513.
Поскольку доначисление налога на прибыль в бюджет субъекта за 2016 год является неправомерным, суд первой инстанции обоснованно отметил, что правовых оснований для начисления пеней в порядке статьи 75 Налогового кодекса у налогового органа не имелось.
В связи с отсутствием события налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, привлечение заявителя к налоговой ответственности в соответствии с вышеуказанной статьёй Налогового кодекса неполную уплату налога на прибыль также неправомерно.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 12.03.2018 N 750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения следует признать недействительным в части отказа в применении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль за 2016 год, доначисления налога на прибыль за 2016 год, соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса.
Соответственно у заявителя нет и правовых оснований исполнять решение налогового органа в части обязанности внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учёта. И поскольку основанием для выставления требования N 3432 от 20.06.2018 послужило оспариваемое решение, однако судом признано необоснованным доначисление налога на прибыль в бюджет субъекта за 2016 год, соответствующих пеней и налоговых санкций, указанное требование также подлежит признанию недействительным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.10.2018 по делу N А34-8389/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-8389/2018
Истец: ОАО "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Кургану
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области