Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2019 г. N Ф05-5941/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А40-20205/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Савенкова О.В., Александровой Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 октября 2018 года
по делу N А40-20205/18, принятое судьей Рыбиным Д.С. (176-138),
по исковому заявлению ООО "Эталон"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Сахарова Е.С. по доверенности от 23.04.2018;
от ответчика: Апрелов С.А. по доверенности от 29.12.2018;
от третьего лица: Апрелов С.А. по доверенности от 03.09.2018;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эталон" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о признании за истцом права на применение льготной ставки арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек в год за 1 кв.м помещения, арендуемого по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 15.04.2008 N 01-00479/08, за период с 01.01.2016 по 31.12.2016; о признании за истцом права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4.500 рублей 00 копеек в год за 1 кв.м помещения, арендуемого по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 15.04.2008 N 01-00479/08, за период с 01.01.2017 по 31.12.2018; а также об обязании Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик) произвести перерасчет задолженности истца по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 15.04.2008 N 01-00479/08.
В процессе судебного разбирательства истец уточнил предмет исковых требований в порядке ст.49 АПК РФ, в связи с чем в окончательной редакции исковые требования заявлены о признании за истцом права на применение льготной ставки арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек в год за 1 кв.м помещения, арендуемого по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 15.04.2008 N 01-00479/08, за период с 01.01.2016 по 31.12.2016; о признании за истцом права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4.500 рублей 00 копеек в год за 1 кв.м помещения, арендуемого по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 15.04.2008 N 01-00479/08, за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05 октября 2018 года по делу N А40-20205/18 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 15.04.2008 г. между истцом (арендатор) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения N 01-00479/08 общей площадью 233.20 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Иерусалимский пр., д. 4.
Дополнительным соглашением от 18.11.2016 г. срок действия договора продлен до 17.11.2026 г., а также установлена рыночная ставка в размере 9 770 рублей за кв.м. в год.
Арендатор является субъектом малого предпринимательства.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" установлено, что субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Не согласившись с размером установленной ставки арендной платы, руководствуясь положениями Федерального закона N 209-ФЗ, полагая наличие на своей стороне права на установление льготной ставки, арендатор обратился с настоящим иском в суд.
Возражая против заявленных требований, ответчик, полагая свой отказ в установлении льготной ставки арендной платы правомерным, сослался на отсутствие решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, в которую истец на предмет предоставления ему вышеуказанной преференции не обращался.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства и дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, с позицией арендатора согласился, признав за истцом право на установление льготной ставки арендной платы.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее.
Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В соответствии с п.6.1 договора за объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения договора и не может быть снижена.
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
В соответствии с п.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" и Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 01.01.2014 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год, а с 01.01.2017 - исходя из расчета 4.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год.
Поскольку действующая редакция вышеуказанного постановления не содержит требований о представлении в межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически.
Из материалов дела следует, что занимаемое истцом по договору нежилое помещение находится в имущественной казне города Москвы и передано ответчику без проведения торгов, а площадь арендуемого объекта нежилого фонда до 300 кв.м.
Таким образом, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что истец, будучи субъектом малого предпринимательства, имеет право на применение в рамках арендных правоотношений с ответчиком льготной ставки арендной платы в размере 3.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год, установленной с 01.01.2014 и действовавшей до 31.12.2016, а с 01.01.2017 льготной ставки арендной платы в размере 4.500 рублей 00 копеек за 1 кв.м в год.
Установленная дополнительным соглашением от 18.11.2016 ставка арендной платы, равная соответственно 9 770 рублям 00 копейкам, за 1 кв.м в год применению не подлежит, как противоречащая п.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и нарушающие право истца как субъекта малого предпринимательства на применение льготной ставки, установленной Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Позиция Департамента, изложенная в апелляционной жалобе, согласно которой, при расчете арендной платы правомерно исходить из текста подписанного сторонами дополнительного соглашения указанным выше нормам права противоречит и судебной коллегией не принимается, поскольку в настоящем случае в отношении арендатора подлежит применению именно льготная ставка, при этом, вопреки позиции заявителя, учитывая внесенные в нормативные акты изменения, необходимость обращения в межведомственную комиссию отсутствовала.
Судебная коллегия полагает необходимым повторно отметить, что доказательств несоответствия истца критериям, указанным в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", для предоставления льготной арендной ставки, ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2018 года по делу N А40-20205/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20205/2018
Истец: ООО Эталон
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы