город Москва |
|
30 января 2019 г. |
дело N А40-233623/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива "Никулинский-23"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2018
по делу N А40-233623/18, принятое судьей Яцевой В.А.,
по заявлению Комитета государственного строительного надзора г. Москвы (ОГРН 1067746784390)
к Гаражно-строительному кооперативу "Никулинский-23" (ОГРН 1027700011151)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Казанцева Е.В. по доверенности от 23.10.2018;
от заинтересованного лица - Ольшанский Л.Д. по доверенности от 12.12.2018;
установил: Комитет государственного строительного надзора г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Гаражно-строительного кооператива "Никулинский-23" к административной ответственности. Предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации в виде приостановления деятельности на срок 90 суток.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2018 Гаражно-строительный кооператив "Никулинский-23" привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60.000 руб.
Кооператив не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители кооператива и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела следует, что 27.07.2018 уполномоченными Комитета государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор) на основании распоряжения от 19.07.2018 N РП-6168/18-(0)-0 проведена проверка в отношении Гаражно-строительного кооператива "Никулинский-23", осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - гараж-стоянка, расположенного по адресу: Москва, ЗАО, Тропарево-Никулино, Мичуринский проспект, коммунальная зона квартала 38, в ходе которой установлено невыполнение в установленный срок законного предписания от 18.06.2018 N 4967/18 со сроком исполнения - 18.07.2018; в нарушение ч. ч. 1, 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации кооперативом осуществляется эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.07.2018 N 6168/18 и выдано предписание от 27.07.2018 N 6168/18 об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства. Срок исполнения - до 17.09.2018.
Материалы проверки (акт проверки от 27.07.2018 N 6168/18, предписание от 27.07.2018 N 6168/18, протокол от 31.07.2018) направлены для исполнения почтой по адресу регистрации юридического лица: 119602, Москва, улица Никулинская, дом 23, корпус 1, с сопроводительным письмом от 10.08.2018 N 09-4529 (18-18) (почтовый идентификатор 11999117565853).
Согласно копии вернувшегося конверта и информации об отслеживании почтового отправления с официального сайта "Почта России", материалы проверки кооперативом не получены, возвращены отправителю.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
На основании распоряжения от 18.09.2018 N РП-8279/18-(0)-0 уполномоченными Комитета государственного строительного надзора г. Москвы 25.09.2018 проведена внеплановая выездная проверка по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 27.07.2018 N 6168/18.
В ходе проведения проверки выявлено, что в нарушение ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях кооперативом не исполнено в установленный срок законное предписание Мосгосстройнадзора от 27.07.2018 N 6168/18 со сроком исполнения 17.09.2018, о чем составлен акт проверки от 25.09.2018 N 8279/18.
28.09.2018 уполномоченным административного органа составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом положений ч. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приказа Мосгосстройнадзора от 07.07.2011 N 144 "О наделении должностных лиц Мосгосстройнадзора полномочиями на проведение проверок и составление протоколов об административных правонарушениях" протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Протокол об административном правонарушении от 28.09.2018 составлен в отсутствие представителя кооператива. О дате и месте составления протокола об административном правонарушении кооператив уведомлен надлежащим образом (направлена телеграмма по адресу регистрации ГСК "Никулинский-23").
Материалы проверки вместе с заявлением направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении кооператива к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соблюдения процедуры привлечения к ответственности.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, поскольку доказательств того, что кооператив не имел объективной возможности для исполнения законного предписания в материалах дела не имеется.
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Уполномоченный орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Перечень документов, которые в том числе должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приведен в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений приведен в ч. 6, 7 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 54 названного Кодекса по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения вменяемого кооперативу административного правонарушения подтвержден материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Предписание от 27.07.2018 N 6168/18 кооперативом не обжаловано, судом не отменено.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению кооперативу требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что им приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
Доводы кооператива об отсутствии у должностных лиц Мосгосстройнадзора проводить проверку, по мнению заявителя жалобы, проверка должна быть проведена прокуратурой, отклоняются, поскольку в данном случае проведена проверка исполнения законного предписания от 27.07.2018 N 6168/18 органом исполнительной власти, которым является Комитет государственного строительного надзора г. Москвы.
В силу п. 7.1 ст. 6, п. 4 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных нормами названного Кодекса.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 54 Кодекса государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Частями 4, 5, 6, 8 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в ч. 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. Основанием для проведения проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 54 Кодекса порядок осуществления государственного строительного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в п. 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (п. 7 Положения).
В соответствии с п. 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
В предписании указываются вид нарушения, ссылки нормативные правовые акты, требования которых нарушены и устанавливается срок устранения нарушений (п. 14 Положения).
Ранее на основании поступившего обращения гражданина от 09.04.2018 о самовольной эксплуатации объекта Комитетом по согласованию с Прокуратурой г. Москвы 23.05.2018 проведена выездная внеплановая проверка, в результате которой установлен факт эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, что является нарушением ст. 55, ч. 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 70 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 19.5 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 приложения к постановлению Правительства г. Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП установлено, что в г. Москве указанным органом исполнительной власти является Комитет государственного строительного надзора г. Москвы.
Частью 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, определен положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях кооператива события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 названного Кодекса.
Санкция ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 50.000 до 100.000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Доказательств обращения с заявлением в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги г. Москвы "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", утвержденном постановлением Правительства г. Москвы от 17.04.2012 N 145-ПП, кооперативом не представлено.
То обстоятельство, что на дату вынесения судебного акта по настоящему делу не истек срок административного приостановления деятельности, назначенного вступившим ранее в законную силу судебным актом, не свидетельствует о повторности привлечения к административной ответственности за одно и то же нарушение.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что соразмерным совершенному кооперативом правонарушению является наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 60.000 руб.
Порядок привлечения к административной ответственности, административным органом соблюден.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного судом не установлено.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; а за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Невыполнение Гаражно-строительным кооперативом "Никулинский-23", рассматриваемого предписания представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не имеют правового значения для дела, судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявление административного органа, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел Законом не предусмотрена и подлежит возврату из средств федерального бюджета плательщику.
Руководствуясь ч. 41 ст. 206, ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2018 по делу N А40-233623/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Гаражно-строительному кооперативу "Никулинский-23" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3.000 (три тысячи) руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233623/2018
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "НИКУЛИНСКИЙ-23"