г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А21-7070/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32537/2018) ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2018 по делу N А21-7070/2018 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лучший дом в г.Зеленоградске" (ОГРН: 1063906087046, адрес: 236029, г. Калининград, ул. В.Талалихина, д. 12; далее - ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (ОГРН: 1163926082253, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1; далее - Минконтроль Калининградской области, Министерство, административный орган, заинтересованное лицо) с заявлением об отмене предписания заместителя начальника отдела технического надзора департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области N ЖК-2/247/ШГЕ от 15.02.2018, признании его недействительным (незаконным) в части возложения обязанности по выполнению работ по ремонту крыши с целью устранения протечки атмосферных вод через кровлю в квартиру N 10 МКД N 216а по ул.Красная в г. Калининграде.
Решением от 12.10.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, управляющая компания не обязана выполнять перечисленные в предписании работы по ремонту кровли, поскольку они относятся к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 13.02.2018 на основании приказа N 442 от 07.02.2018 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске" по адресу: ул. Красная, д. 261а в г. Калининграде.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 442/ШГЕ.
По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание N ЖК-2/247/ШГЕ от 15.02.2018. В одном из пунктов предписания Обществу предписывалось: выполнить работы по текущему ремонту крыши с целью устранения протечки атмосферных вод через кровлю МКД в квартиру N 10. Сроки исполнения предписания: до 30.03.2018.
Министерство посчитало, что Общество нарушены требования п.п. 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), п. 10.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, полагая, что согласно техническому заключению крыша спорного жилого дома требует капитального ремонта.
Суд первой инстанции, придя к выводу об обоснованности и законности предписания Министерства, в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ крыши отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, урегулированы Правилами N 491.
Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил N 491, общее имущество, в состав которого в силу пп. "б" пункта 2 названных правил включаются крыши, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пп. "з" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в пп. "а" - "д" пункта 2 Правил N 491.
Пункт 18 Правил N 491 к надлежащему содержанию общего имущества относит также текущий ремонт, который производится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.
В соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Пунктом 7 указанного перечня предусмотрено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, производятся незамедлительно для их устранения.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно Правилам N 170, устранение неисправностей кровель относится к текущему ремонту.
В соответствии с разделом 2 Правил N 170, техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль над техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Согласно пункту 2.3.7. Правил N 170 в случае нуждаемости дома в капитальном ремонте кровли не исключается текущий ремонт, ограниченный работами, обеспечивающими нормальные условия проживания.
В соответствии с пунктом 4.6.1.2. Правил N 170 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления послужила протечка кровли по стенам квартиры N 10 дома 261 А по ул. Красная в г. Калининграде.
Общество, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт вышеуказанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства.
Управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Именно Общество, как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд признает правомерными и обоснованными выводы суда первой инстанции о законности предписания Министерства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что управляющая компания не обязана выполнять перечисленные выше работы, поскольку они относятся к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку предотвращение и устранение причин протечек кровли входят в компетенцию Общества, которое ненадлежащим образом в указанной части осуществляет оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в рамках договора управления.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 октября 2018 года по делу N А21-7070/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лучший дом в г. Зеленоградске" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Лучший дом в г. Зеленоградске" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7070/2018
Истец: ООО "Жилищный трест-Лучший дом"-1, ООО "Лучший дом в г.Зеленоградске"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области