г. Владимир |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А79-8295/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" (ИНН 2129014959, ОГРН 1022101270146) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2018 по делу N А79-8295/2018, принятое судьей Афанасьевым А.А., по заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 09.07.2018 N 03/1-03/521 Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее по тексту - Министерства) проведена внеплановая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" (далее по тексту - Общество), являющегося лицом, осуществляющим строительство, объекта капитального строительства "Республиканская кадетская школа в г. Чебоксары", расположенного по адресу: Чувашская Республика, бульвар Эгерский.
В ходе проверки установлено, что Обществом нарушены требования частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.3 СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87, пунктов 6.9.1, 6.9.6 СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 и раздела N 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" проектной документации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "АБ "Классика" на строительство объекта "Республиканская кадетская школа в г. Чебоксары".
По результатам проверки составлен акт от 18.07.2018 N 220.
По факту выявленных нарушений административным органом от 23.07.2018 составлен протокол N 58 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, административный орган обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 26.11.2018 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Общество считает, что административный орган не обосновал причинно-следственную связь несчастного случая с наличием или отсутствием проекта производства работ и экспертного заключения проектно-сметной документации, проведением или не проведением обследования.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В статье 35 названного Закона установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Кроме того, в силу части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Согласно пункту 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Согласно пункту 3.3 СП 70.13330.2012 "Свод правил". Несущие и ограждающие инструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87, работы следует выполнять в соответствии с проектом производства работ (ППР), в котором наряду с общими требованиями должны быть предусмотрены: последовательность установки конструкций; мероприятия, обеспечивающие требуемую точность установки; пространственную неизменяемость конструкций в процессе их укрупнительной сборки и установки в проектное положение; устойчивость конструкций и частей здания (сооружения) в процессе возведения; степень укрупнения конструкций и безопасные условия труда.
Совмещенный монтаж конструкций и оборудования следует производить по проекту производства работ, содержащему порядок совмещения работ, взаимоувязанные схемы монтажных ярусов и зон, графики подъемов конструкций и оборудования. В необходимых случаях в составе проекта производства работ должны быть разработаны дополнительные технические требования, направленные на повышение строительной технологичности возводимых конструкций, которые должны быть в установленном порядке согласованы с организацией - разработчиком проекта и внесены в исполнительные рабочие чертежи.
В соответствии с пунктом 5.6 СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 перед началом выполнения работ на объекте подрядчик, осуществляющий строительство, разрабатывает организационно-технологическую документацию.
Пунктом 5.7.2 СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 установлено, что к организационно-технологической документации относятся проекты производства работ.
Таким образом, разработка проекта производства работ является обязанностью подрядчика.
При этом пункты 5.7.1, 5.7.2.1, 6.9,1 СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 не отменяют требования пунктов 5.6, 5.7.2, устанавливающих обязанность подрядчика разработать проект производства работ перед началом выполнения работ.
Также требование о выполнении работ на основании проекта производства работ установлено разделом 7 рабочей документации по строительству Республиканской кадетской школы в г. Чебоксары Чувашской Республики "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" (далее по тексту - ПОД).
В частности, в разделе 3 ПОД предусмотрено, что до начала работ по разборке должны быть выполнены необходимые подготовительные мероприятия, предусмотренные проектом производства работ, в том числе осуществляются меры предупреждения внезапных обрушений в местах разборки (либо примыкающих к ним), предусмотренные проектом производства работы: установка временных креплений, заделка проемов в стенах, укладка временных прогонов и подкосов, временное усиление конструкций, служащих опорами для рабочих, ведущих работы и т.д.
Требование о выполнении работ на основании проекта производства работ установлены также разделом 5 ПОД, где указано, что все демонтажные работы должны проводится согласно утвержденному проекту производства работ. Производство работ по демонтажу здания должно осуществляться по разработанному в соответствии с актом обследования проекта производства работ.
Аналогичные требования содержатся и в ПОД, представленном Обществом.
Материалами дела подтверждается, что Общество является лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства "Республиканская кадетская школа в г. Чебоксары", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Эгерский бульвар.
Следовательно, Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований строительных норм и правил, а также проектной документации при строительстве названного объекта капитального строительства.
В ходе проверки установлено, что Общество при выполнении работ по демонтажу входов существующего убежища в ходе осуществления строительства объекта капитального строительства "Республиканская кадетская школа в г. Чебоксары", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, бульвар Эгерский не обеспечило соответствие выполнения работ требованиям проектной документации, а именно: проект производства работ на демонтажные работы отсутствовал; работы по демонтажу выполнялись в отсутствие ППР на демонтажные работы); документы, подтверждающие выполнение обследования общего технического состояния конструкций убежища отсутствовали (до начала производства работ по демонтажу не было выполнено обследование технического состояния элементов и в связи с не выполнением обследования не разработаны дополнительные меры предупреждения внезапных обрушений).
В результате допущенных нарушений 07.07.2018 при строительстве объекта капитального строительства "Республиканская кадетская школа в г. Чебоксары", расположенного по адресу: г. Чебоксары, бульвар Эгерский произошло обрушение перекрытия входной группы убежища, в результате чего автомобиль Общества провалился в помещение убежища, что повлекло смерть водителя Иванова Г.Н., по факту которого возбуждено уголовное дело
N 11802970002000096.
Как установлено судом первой инстанции, Обществом в рамках исполнения предписания от 18.07.2018 N 148 было представлено извещение об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительствах" 14-04/122-17 с приложением проекта производства работ по разборке перекрытия бомбоубежища и его засыпки песком от 24.07.2018 (далее по тексту - ППР от 24.07.2018).
Следовательно, Общество подтвердило необходимость разработки проекта производства работ.
В пункте 3 ППР от 24.07.2018 предусмотрена выемка грунта над перекрытием бомбоубежища и на откосах котлована экскаватором одноковшовым дизельным на гусеничном ходу (0,65 м3) в отвал ориентировочный объем 3564 м3.
В приложении к ППР от 24.07.2018 "Подсчет объема песка" определено, что бомбоубежище расположено на глубине 3,46 м от поверхности земли до плиты перекрытия бомбоубежища (165,7(верхняя проектная отметка) - 162,24 (вверх плиты перекрытия бомбоубежища) = 3,46 м.
В подразделе 2.6 "Описание организации рельефа земельного участка раздела 2. Схема планировочной организации земельного участка" установлено, что для посадки здания необходимо выровнять площадку строительства, демонтировать здания и сооружения. Рельеф площадки выравнивается с помощью срезки-подсыпки. Аналогичные требования содержатся и в представленном Обществом томе 2 Генплан. Таким образом, проектом при выравнивании рельефа не предусматривалась разработка грунта.
Разработка грунта предусмотрена подразделом 9.4 раздела 7 Проекта организации демонтажа, где указано, что до снятия плит перекрытия необходимо выкопать грунт.
Пунктом 5.5. СП 48.13330.2011.Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01 -2004, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 N 781, установлено, что лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение.
Между тем, Общество не выявило имеющееся в откорректированной проектной документации недостатки в части отсутствия утвержденных заказчиком откорректированных проектных решений и проведения по ним экспертизы.
Таким образом, наличие события вменяемого правонарушения в деянии Общества установлено административным органом и подтверждается материалами дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Общество, как субъект строительной деятельности, обязано знать требования градостроительного законодательства и не допускать их нарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Первый арбитражный апелляционный суд, исходя из характера вменяемого заявителю правонарушения и обстоятельств его совершения, не находит оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.
Судом не установлено исключительных оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Всем доводам апелляционной жалобы дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2018 по делу N А79-8295/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8295/2018
Истец: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: ООО "Фирма "Старко"
Третье лицо: БОУ ЧР "Республиканская кадетская школа имени героя Советского Союза А.В. Кочетова" Министерства образования и молодежной политике, ООО АБ "Классика"