Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 мая 2019 г. N Ф10-1578/19 настоящее постановление отменено
г. Тула |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А09-9114/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества на вере "Авангард" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.10.2018 по делу N А09-9114/2018, принятое по заявлению товарищества на вере "Авангард" (Брянская область, Стародубский район, поселок Красный, ОГРН 1063253014285, ИНН 3253002910) к Департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202748964, ИНН 3201003920) о признании недействительным отказа во внесении изменений в лицензию, оформленного письмом от 08.06.2018 N 3177-ДПР,
УСТАНОВИЛ:
товарищество на вере "Авангард" (далее - ТнВ "Авангард", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент) от 08.06.2018 N 3177-ДПР во внесении изменений в выданную ТнВ "Авангард" лицензию БРН 80023 ТЭ от 14.06.2007 на право пользования участком недр "Занковский", расположенным в Стародубском районе Брянской области в 350 м. восточнее н.п. Занковка, в части продления срока действия лицензии БРН 80023 ТЭ от 14.06.2007, и обязании Департамента внести изменения в выданную ТнВ "Авангард" лицензию БРН 80023 ТЭ от 14.06.2007 на право пользования участком недр "Занковский", расположенным в Стародубском районе Брянской области в 350 м. восточнее н.п. Занковка, а именно: продлить срок действия лицензии БРН 80023 ТЭ от 14.06.2007 до 14.06.2023 (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением 11.10.2019 заявленные требования были оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки его доводам.
Настаивает на том, что факт нарушения товариществом п.п. 4 п.2.8 Административного регламента в установленном порядке не зафиксирован.
Департамент по доводам жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, в связи с чем и на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что ТнВ "Авангард" имеет лицензию на пользование недрами БРН 80023 ТЭ от 14.06.2007, приложением к которой являются условия пользования недрами.
ТнВ "Авангард" обратилось в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области с заявлением о внесении изменений в условия пользования недрами лицензии БРН 80023 ТЭ от 14.06.2007.
Письмом от 08.06.2018 N 3177-ДПРи Департамент отказал ТнВ "Авангард" во внесении изменений в условия пользования недрами лицензии БРН 80023 ТЭ от 14.06.2007, мотивировав тем, что товариществом допущены нарушения лицензионных требований и условий за прошедшее время действия лицензии.
Полагая, что отказ во внесении изменений в лицензию не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 12 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Этой же статьей установлены основные права и обязанности пользователя недр, в число которых входит выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 статьи в части обязанностей пользователя недр).
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 11 января 2017 года N 12 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги "Оформление, государственная регистрация и выдача (внесение изменений, аннулирование, переоформление) лицензий на пользование участками недр местного значения Брянской области для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых" (далее - Регламент).
Согласно п. 2.6 Регламента для внесения изменений заявителем предоставляется в департамент заявление. Заявление должно содержать просьбу о внесении изменений и дополнений в лицензию (аннулировании лицензии) на пользование недрами с указанием вида, номера, даты государственной регистрации лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр, краткую суть предложений по изменениям и дополнениям с указанием причин необходимости этих изменений и дополнений. Данный пункт Регламента устанавливает перечень прилагаемых к заявлению документов.
Пунктом 2.8 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Так, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: наличие в представленных документах недостоверной и (или) неполной информации (пп.1); зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий за время действия лицензии (для продления срока лицензии либо внесения изменений и дополнений) (пп.4).
По результатам рассмотрения заявления ТнВ "Авангард" от 07.06.2018 N 59 о направлении документов для продления лицензии на добычу строительных песков, а также прилагаемых материалов департаментом установлено следующее.
В нарушение требований подпункта 1 пункта 2.8 Административного регламента, пользователем недр в отчетности по форме 5-гр, 70-ТП и 2-ЛС за 2017 год по участку строительных песков "Занковский", направляемой в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 18.06.1999 N 44 в ФБУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу", Брянский филиал ФБУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу", указаны неверные сведения в части суммарного объема погашенных запасов строительных песков.
ТнВ "Авангард" в апелляционной жалобе указывает на уточнение данных по добыче суммарного объема погашенных запасов строительных песков, а также па то, что Арбитражный суд Брянской области отклонил его доводы о представлении уточненной декларации. Указанный довод судебная коллегия отклоняет, поскольку в рассматриваемом случае речь шла только об уточнениях, направленных в адрес департамента письмом от 08.06.2018.
Заявителем также не опровергается указание департамента на нарушение пункта 5.1 раздела 5 "Согласование по уровню добычи полезных ископаемых и их долевом распределении", в соответствии с которым согласованный уровень добычи строительного песка на участке "Занковский" в 2014, 2015, 2016 годах не соответствует установленному лицензией.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение условий лицензии является правом, а не обязанностью департамента, является ошибочным, так как статья 22 закона "О недрах" определяет, что пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. То есть при возникновении соответствующих обстоятельств допускается пересмотр условий лицензии. Речь идет о том, что при определенных обстоятельствах в целях обеспечения исполнения обязанности пользователя недр по выполнению условий лицензии существует возможность отклонения от условий лицензии путем внесения в них корректировок. Поскольку обязанность пользователя недр обеспечивать выполнение условий лицензии установлена законом, данный довод апеллянта основан на ошибочном толковании статьи 22 закона "О недрах".
Отчетность по формам N 70-ТП, N 71-ТП направлялась ТнВ "Авангард" за 2017 год в срок 05.02.2018, за 2016 год в срок 27.01.2017, что нарушает установленную постановлением Госкомстата РФ от 18.06.1999 N 44 обязанность предоставлять указанную отчетность в срок до 25 января следующего за отчетным года.
В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 лицензии "Сроки и условия действия лицензии" недропользователь в срок до 01.08.2007 обязуется представить геологический отчет о разведанных запасах строительных песков на участке недр "Занковский" для рассмотрения (государственной экспертизы) в установленном порядке. Наличие заключения по результатам экспертизы запасов строительного песка до 01.08.2007 является условием действия данной лицензии.
В нарушение указанного условия отчет о разведанных запасах строительных песков на участке недр "Занковский" был утвержден товариществом с нарушением установленного срока (протокол N 61 от 29.12.2010; протокол N 35 от 15.06.2009).
В соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 лицензии "Сроки и условия действия лицензии" недропользователь в срок до 01.09.2007 обязан составить и утвердить согласованный технический проект открытой разработки участка недр "Занковский". В нарушение данного требования рабочий проект разработки и рекультивации участка строительных песков "Занковский" был разработан ООО "ГеолНерудПроект" в 2009 году.
Имевшие место нарушения пользования лицензией находят свое подтверждение в справке Брянского филиала Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации но Центральному федеральному округу" от 10.05.2018 года N 123, которая подтверждает отсутствие задолженностей по сдаче отчетов по завершенным геологоразведочным работам по лицензии БР11 80023 ТЭ, однако содержит информацию о допущенных ранее нарушениях, а именно: о представлении отчета по подсчету (пересчету) запасов 17.08.2009 в нарушение установленного срока 01.08.2007, а также представлении отчета по подсчету (пересчету) запасов 31.01.2011 в нарушение установленного срока 15.01.2010.
В отношении довода товарищества о непринятии департаментом мер по фактам допущенных ТнВ "Авангард" нарушений в области недропользования судебная коллегия отмечает, что в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 февраля 2014 года N 60 "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 8 сентября 2010 г. N 366" товарищество на вере "Авангард" не относится к объектам регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и является объектом федерального надзора.
ТнВ "Авангард" в апелляционной жалобе приводит довод о том, что ранее лицензия уже продлялась департаментом, не смотря на имевшие место нарушения.
По данному доводу судебная коллегия отмечает, что документы о продлении лицензии, представленные заявителем 08 июня 2018 года, были рассмотрены в соответствии с требованиями приказа департамента от 11 января 2017 года N 12.
Ранее процедура предоставления государственной услуги "Предоставление права на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых, на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, а также на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения Брянской области" была регламентирована приказом департамента от 27 ноября 2013 года N 224, которым не было предусмотрено в качестве оснований для отказа в предоставлении государственной услуги нарушение лицензионных требований.
Таким образом, в период с 2007 по 2018 года департаментом выявлено систематическое предоставление ТнВ "Авангард" несвоевременных, неполных и противоречивых сведений законодательства при пользовании недрами, что, в соответствии с пп. 4 п. 2.8 Регламента, послужило правомерным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, оспариваемой ТнВ "Авангард".
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемого отказа во внесении изменений в лицензию незаконным.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.10.2018 по делу N А09-9114/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9114/2018
Истец: ТнВ " Авангард "
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1578/19
05.02.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8724/19
22.10.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9114/18
23.05.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1578/19
31.01.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7849/18
11.10.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9114/18