город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2019 г. |
дело N А32-37511/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лотос"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2018 по делу N А32-37511/2018, принятое в составе судьи Купреева Д.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Лотос" (ИНН 2310111522, ОГРН 1062310006989)
к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Лотос" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 07.08.2018 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2018 постановление Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 07.08.2018 о назначении административного наказания - признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания. Назначено закрытому акционерному обществу "Лотос" (ИНН 2310111522, ОГРН 1062310006989) административное наказание по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
ЗАО "Лотос" обратилось с апелляционной жалобой, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2018 полностью и принять новый судебный акт, признать незаконным и отменить постановление от 07.08.2018 о назначении административного наказания, вынесенное Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края в вынести в отношении ЗАО "Лотос", устное замечание. Жалоба мотивирована тем, что представленные заявителем доказательства свидетельствуют об отсутствии пренебрежительного отношения к исполнению обязанностей по опубликованию сведений, предусмотренных Стандартами раскрытия информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570. По мнению заявителя, суд должен был изучить существенность угрозы охраняемым отношениям не абстрактно и формально, а с учетом установленной им незначительности просрочки в исполнении заявителем обязанности. Вывод суда о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей обязанности по раскрытию необходимых сведений не подтвержден, не обоснован, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Представленные заявителем доказательства свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств для освобождения от административной ответственности в виде штрафа, что подтверждается судебной практикой. Доводы заявителя о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, подлежат удовлетворению, поскольку по смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Региональная энергетическая комиссия - Департамента цен и тарифов Краснодарского края в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. Административный орган указал, что обществом не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к услугам, оказываемым в условиях естественной монополии (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В силу пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования.
Подпунктом "а" пункта 3 Стандартов раскрытия информации установлено, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12(1) Стандартов раскрытия информации, информация, указанная в подпунктах "е" и "ж" пункта 20, подпунктах "е" и "ж" пункта 33(6), подпунктах "в" и "г" пункта 33(16) настоящего документа, подлежит размещению в информационно-аналитической системе ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Информация, указанная в пунктах 24 и 33(8) настоящего документа, подлежит размещению в информационно-аналитической системе ежегодно, до 1 марта текущего года.
В силу пункта 29 Стандартов раскрытия информации, информация, указанная в пунктах 19 - 21 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпунктах "е" и "ж" пункта 20 и подпункте "з" пункта 21 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 33 Стандартов раскрытия информации, информация, указанная в пунктах 26 и 27 настоящего документа, раскрывается в течение 10 календарных дней с момента подачи регулируемой организацией заявления об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Закрытое акционерное общество "Лотос" является регулируемой организацией, оказывающей услуги в сфере теплоснабжения, на которую возложена обязанность по раскрытию информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 (далее - Стандарты раскрытия информации).
В нарушение пункта 29 Стандартов раскрытия информации, ЗАО "Лотос" допущено нарушение сроков раскрытия информации, предусмотренной в пунктах 19, 20 и 21 стандартов (дата сдачи годового бухгалтерского баланса за 2017 год в налоговые органы - 29.03.2018, крайняя дата раскрытия информации - 28.04.2018, фактическое предоставление информации - 08.06.2018).
Кроме того, в нарушение пункта 33 Стандартов раскрытия информации, ЗАО "Лотос" раскрыта с нарушением срока информация, предусмотренная в пунктах 26 и 27 стандартов (в срок не позднее 10 календарных дней с момента подачи заявления об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (2019 год).
Информация в отношении подпунктов "е" и "ж" пункта 20 Стандартов раскрытия информации не раскрыта в сроки, предусмотренные пунктом 12(1) стандартов в сфере теплоснабжения (в течение 10 дней со дня опубликования на официальном сайте организации в сети "Интернет" информации).
Информация в отношении пункта 24 Стандартов раскрытия информации не раскрыта в сроки, предусмотренные пунктом 12(1) стандартов в сфере теплоснабжения (ежегодно, до 1 марта).
Обществом допущено нарушение сроков размещения информации за 2017 год, что послужило основанием для составления Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 03.07.2018, на основании которого 07.08.2018 контролирующим органом вынесено постановление о назначении административного наказания.
Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, привлечение ЗАО "Лотос" к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводам заявителя о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, исходя из следующего.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности по своевременному и в полном объеме раскрытию информации в соответствии со стандартами.
Отсутствие последствий допущенного нарушения само по себе основанием для вывода о малозначительности правонарушения не является.
Доказательства исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что применительно к данному делу оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Возможность замены административного штрафа предупреждением в данном случае отсутствует, поскольку частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно указал, что предусмотренное частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 100 000 рублей не соответствует тяжести совершенного заявителем правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая тот факт, что 10.08.2017 ЗАО "Лотос" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией "Малое предприятие" суд приходит к выводу, что в данном случае штрафная санкция по части 1 статьи 19.8.1 Российской Федерации об административных правонарушениях должна, в первую очередь, носить превентивный характер, имеющий своей целью предотвращение совершения в дальнейшем обществом подобных нарушений. С целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания правонарушению, совершенному обществом размер штрафа по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен в размере 50 000 рублей.
оводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2018 по делу N А32-37511/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37511/2018
Истец: ЗАО "Лотос"
Ответчик: Региональная энергетичекская комиссия-департамент цен и тарифов Краснодарского края, Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов КК