Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2019 г. N Ф06-46965/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А55-20286/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области - представителя Яковенко М.Д. (доверенность от 09.01.2019),
от колхоза "Искра" - представителя Копылова А.Ю. (доверенность от 14.08.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2019 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2018 года по делу N А55-20286/2018 (судья Некрасова Е.Н.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области, г.Самара, к колхозу "Искра" (ИНН 6373000741, ОГРН 1026303655817), с.Борискино-Игар Самарской области,
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (далее - Управление Россельхознадзора, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении колхоза "Искра" к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление Россельхознадзора просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие в действиях колхоза "Искра" состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, так как по договору поставки N 04/10/17 КМ от 04.10.2017, товарной накладной от 04.10.2017 N 72 и счету-фактуре от 04.10.2017 колхоз "Искра" выпустил в обращение (реализовало) партию подсолнечника массой 110,002 кг ООО "Сива". Суд первой инстанции не исследовал декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-Ш1.АЕ56.В.07319 от 16.10.2017 на подсолнечник, заявителем по которой является ООО "Сива". Колхоз "Искра" не возлагал полномочий по декларированию соответствия продукции на ООО "Сива". В рассматриваемом случае заявителем в декларации указано третье лицо, которое является покупателем партии подсолнечника.
В отзыве на апелляционную жалобу колхоз "Искра" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель колхоза "Искра" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административный орган провел в отношении колхоза "Искра", являющегося производителем зерна, плановую выездную проверку. В ходе проверки установлено, что колхоз на основании товарной накладной от 06.12.2017 N 97 по договору поставки от 16.11.2017 N 3-11/17 выпустил в обращение (реализовал) партию подсолнечника массой 110 002 кг ООО "Сива". При этом декларации о соответствии на партию подсолнечника колхозом "Искра" представлено не было, что, по мнению заявителя, указывает на то, что зерно не прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные Техническим регламентом Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", тем самым создал угрозу жизни и здоровья человека и животных.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.06.2018 N 64.
Посчитав, что колхоз "Искра" нарушил требования п.3 ст.2, п.1 и 2 ст.3 ТР ТС N 015/2011, административный орган составил протокол от 25.06.2018 N 63030296 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении колхоза к административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, ст.ст.14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права и законные интересы граждан и юридических лиц, государственный порядок в сфере стандартизации; предметом -обязательные требования технических регламентов.
Объективную сторону образуют действия или бездействие, нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, - изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В примечании к ст.14.43 КоАП РФ разъяснено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.1, 1.1, 6.2 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно п.1 ст.46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу этого закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст.2 Закона N 184-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 ТР ТС 015/2011 данный технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей, и устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
Ст.2 ТР ТС 015/2011 установлено, что под выпуском в обращение зерна понимается купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
В соответствии с п.1 ст.3 ТР ТС зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные данным техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
При выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, предназначенного для направления на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, оно сопровождается товаросопроводительными документами без информации о декларации (п.2 ст.3 ТР ТС 015/2011).
В соответствии с пп.1 п.1 ст.6 TP ТС 015/2011 оценка соответствия поставляемого зерна требованиям данного Технического регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.
В силу п.1 ст.7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, направляемое на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, не подлежит подтверждению соответствия.
При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) (п.3 ст.7 ТР ТС 015/2011).
Из материалов дела видно, что колхоз "Искра" (поклажедатель) по договору хранения и оказания услуг от 07.08.2017 N 21 и товарно-транспортным накладным передал семена подсолнечника в АО "Клявлинское ХПП" (хранитель), которое приняло на себя обязательства по приемке, сушке, очистке, отпуску, хранению сельскохозяйственных культур (л.д.45-56).
Таким образом, исходя из п.1 ст.7 ТР ТС 015/2011, в данном случае обязанность по подтверждению соответствия (декларированию) зерна у колхоза "Искра" отсутствовала.
Впоследствии колхоз "Искра" (поставщик) по договору от 16.11.2017 N 3-11/17 и товарной накладной от 06.12.2017 N 97 реализовал в ООО "Сива" (покупатель) семена подсолнечника в количестве 110.002 кг. Согласно п.7 дополнительного соглашения N 1 к договору базисное условие поставки - франко-элеватор АО "Клявлинское ХПП" (л.д.29-34).
По мнению административного органа, при реализации семян подсолнечника в ООО "Сива" колхоз осуществил выпуск партии подсолнечника в обращение, следовательно, должен был подтвердить соответствие подсолнечника (задекларировать).
Суд первой инстанции данный довод административного органа отклонил в связи со следующим.
Колхоз "Искра" является производителем зерна, однако полученное в результате выращивания зерно не является объектом декларирования соответствия на основании ТР ТС 015/2011, поскольку оно не отгружается покупателям, а передается на хранение в хлебоприемное предприятие.
В связи с отсутствием возможности самостоятельного хранения и обработки зерна до состояния, соответствующего требованиям регламента, колхоз заключил договор обезличенного хранения зерна с АО "Клявлинское ХПП" (элеватор), предусматривающий также оказание услуг по обработке зерна.
Направление зерна на хранение и обработку не требует его декларирования в силу прямых указаний п.2 ст.3 и п.1 ст.7 ТР ТС 015/2011.
В соответствии с п.3.6 договора хранения после приемки зерна у колхоза "Искра" элеватор размещает его совместно с зерном такого же вида и качества других поклажедателей (хранение с обезличиванием).
П.2.1.4 договора хранения предусмотрено, что хранитель обязуется обеспечить сушку, очистку с доведением до норм качества при поставках и хранении, в соответствии с требованиями действующих ГОСТов, ТУ, инструкций принятого на хранение зерна.
В соответствии с п.3.2 договора хранения в случае оформления протокола испытаний зерна силами хранителя, документация о соответствии зерна требованиям TP ТС 015/2011 оформляется за счет колхоза "Искра" силами АО "Клявлинское ХПП"; при этом заявителем указывается элеватор.
Согласно п.1 ст.886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. В соответствии со ст.890 ГК РФ в случаях, прямо предусмотренных договором хранения, принятые на хранение вещи одного поклажедателя могут смешиваться с вещами того же рода и качества других поклажедателей (хранение с обезличением).
Поклажедателю возвращается равное или обусловленное сторонами количество вещей того же рода и качества.
В силу п. 1 ст. 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.
Исходя из условий заключенного между колхозом и АО "Клявлинское ХПП" договора, отсутствует возможность определить производителя конкретной части зерновой продукции после ее смешения (в соответствии со ст.890 ГК РФ) с аналогичной продукцией других производителей. При этом после передачи зерна по договору хранения с обезличиванием на элеватор последний не только производит его смешивание с зерном других производителей, но и предусмотренный нормативными документами и договорами хранения с обезличением сложный комплекс мероприятий по поддержанию качества общей массы хранящегося зерна.
Прием и хранение зерна на элеваторах регулируются Инструкцией N 9-7-88 "По хранению зерна, маслосемян, муки и крупы", утвержденной приказом Министерства хлебопродуктов СССР от 24.06.1988 N 185 (далее - Инструкция).
Согласно п.5.1 Инструкции с момента поступления зерна на предприятие в течение всего периода его хранения организуется систематический контроль за качеством и состоянием каждой партии; контроль проводят за температурой зерна, влажностью, зараженностью вредителями хлебных запасов, запахом, цветом и другими показателями качества, нормируемыми действующей нормативно-технической документацией.
Технологический процесс по хранению зерна включает в себя сложный комплекс услуг. Так, при поступлении зерна на предприятие оно подвергается обработке, очистке, сушке, охлаждению, обеззараживанию. Анализ качества зерна проводится путем отбора проб на каждой стадии хранения: в момент приема, в период сушки, в период хранения, следовательно, в соответствии с указанной инструкцией, зернохранилища и элеваторы обязаны контролировать качество принимаемого и отпускаемого зерна, а также осуществлять мероприятия по обеспечению сохранности его качества. При этом происходят качественные изменения всей массы хранящегося зерна, не позволяющие выделить зерно конкретного производителя и исследовать именно его качество, что необходимо для подготовки декларации соответствия.
При таких обстоятельствах на производителя после передачи зерна на хранение с обезличением по договору с элеватором и смешения зерна с зерном других собственников, а также после осуществления элеватором действий по обработке всей обезличенной массой зерна, не может быть возложена ответственность за его качество (постановление ФАС Поволжского округа от 19.09.2006 по делу N А57-3606/05).
С учетом изложенного суд первой инстанции согласился с доводами колхоза "Искра" о том, что каждый отдельный производитель зерна не вправе декларировать соответствие всего объема зерна, принадлежащего разным лицам. При этом выпуск зерна в обращение осуществлялся колхозом "Искра" путем совершения на АО "Клявлинское ХПП" записи о переходе прав на принадлежащее колхозу зерно, то есть без его фактического выделения в натуре и отгрузки (т.е. продолжающего храниться в общей массе), поэтому колхоз также объективно был лишен возможности выделить выпускаемую в обращение часть зерна, чтобы декларировать именно ее соответствие.
В данном случае АО "Клявлинское ХПП" оформило акт от 06.12.2017 N 0000000092 на перечисление принятого зерна из одного вида поступления (колхоз "Искра") в другое (ООО "Сива") (л.д.64).
В связи с обезличиванием хранящегося на элеваторе АО "Клявлинское ХПП" зерна разных производителей, осуществлением его переработки и отсутствием фактического выделения части зерна из общей массы при его выпуске в обращение, колхозом и элеватором в целях соблюдения требований о декларировании соответствия при заключении договора согласовано условие о принятии АО "Клявлинское ХПП" полномочий по декларированию соответствия зерна.
Данное условие не противоречит нормам Закона N 184-ФЗ, TP ТС 015/2011 и соответствует п.3.5, 3.6 и 5.4 ГОСТа Р 56015-2014 "Порядок обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна", допускающего декларирование соответствия не только самим изготовителем, но и уполномоченным им лицом, и не устанавливающего каких-либо формальных требований к форме возложения полномочий на такое лицо.
Правомерность возложения полномочий по декларированию соответствия на элеватор обусловлена тем, что именно он является грузоотправителем и в силу этого также как и продавец, указывается в товарно-сопроводительных документах.
Так, исходя из п.2.1.6 и 2.1.7 договора хранения, хранитель (АО "Клявлинское ХПП") обязуется по получении от поклажедателя (колхоз "Искра") письменного указания отгрузить товар указанному им третьему лицу.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что административный орган не обосновал обязанность и реальную возможность декларирования зерна колхозом "Искра" после передачи зерна на обезличенное хранение и обработку в АО "Клявлинское ХПП".
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях колхоза "Искра" события правонарушения, вменяемого ему в вину, что в силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении колхоза к административной ответственности.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по делу N А55-20283/2018 с участием тех же лиц.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях колхоза "Искра" состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, отклоняются как не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Ссылка на то, что по договору поставки N 04/10/17 КМ от 04.10.2017, товарной накладной от 04.10.2017 N 72 и счету-фактуре от 04.10.2017 колхоз "Искра" выпустил в обращение (реализовало) партию подсолнечника массой 110 002 кг ООО "Сива", подлежит отклонению. Само по себе заключение данного договора не свидетельствует о введении зерна в оборот колхозом "Искра". Заключению этого договора и его исполнению предшествовала передача колхозом зерна АО "Клявлинское ХПП", которое оформляет в соответствии с п.3.2 договора хранения, в случае оформления протокола испытаний зерна силами хранителя, документацию о соответствии зерна требованиям TP ТС 015/2011; при этом заявителем указывается элеватор. Предметом поставки в данном случае выступает зерно, прошедшее на элеваторе технологические процессы по обработке, очистке, сушке, охлаждению, обеззараживанию. Учитывая данные обстоятельства, зерно, реализованное с элеватора, хотя и принадлежало колхозу "Искра", но последнее не вводило его в оборот, поскольку полномочия по декларированию соответствия зерна приняло на себя АО "Клявлинское ХПП", которое и осуществляло фактическую поставку (отгрузку) зерна.
Довод административного органа о том, что суд первой инстанции не исследовал декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-Ш1.АЕ56.В.07319 от 16.10.2017 на подсолнечник, заявителем по которой является ООО "Сива", не принимается. Данная декларация о соответствии была выдана подсолнечник, находящийся на зерноскладе по адресу: Самарская область, Приволжский район, поселок Новоспасский, тогда как приемка и отпуск товара (зерна, принадлежавшего колхозу "Искра") производился на условиях франко-склад "АО "Клявлинское ХПП" по адресу: Самарская обл., Клявлинский р-н, ст.Клявлино, ул.Прониной, 7А. При этом не представляется возможным идентифицировать зерно, переданное колхозом "Искра" на хранение АО "Клявлинское ХПП", с зерном, на которое была представлена вышеуказанная декларация.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях колхоза "Искра" вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 04 декабря 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за подачу заявления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена, соответственно не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2018 года по делу N А55-20286/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20286/2018
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области
Ответчик: Колхоз "Искра"