Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2019 г. N Ф07-2716/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А52-2645/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от закрытого акционерного общества "АА-Строй" Ефремова Ю.А. по доверенности от 05.10.2018, Коробицкой О.В. по доверенности от 21.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АА-Строй" на решение Арбитражного суда Псковской области от 19 декабря 2017 года по делу N А52-2645/2017 (судья Бударина Ж.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "АА-Строй" (место нахождения: 182108, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Калинина, д. 4, оф. 1002;
ОГРН 1047796649230, ИНН 7708535486; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (место нахождения: 173004, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 6;
ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051; далее - Управление) о признании незаконными бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления от 15.03.2017 N 155/17 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:228 площадью 41 646 323 кв.м, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП "Карамышевсккая волость", совхоз "Быстрецово" без проведения торгов и обязании заключить договор купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены: Мерелайне Наталья Владимировна, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 19.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой (с учетом принятых уточнений) просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит следующие доводы:
- суд не дал оценку представленным Обществом доказательствам об использовании земельного участка по его целевому назначению,
- суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства Общества о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А52-4722/2017,
- суд отклонил ходатайство Общества о привлечении к участию в деле в качестве специалиста кадастрового инженера Маслевца В.А.
Определением апелляционного суда от 23.03.2018 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А52-4722/2017.
Определением апелляционного суда от 13.12.2018 производство по настоящему делу возобновлено в связи с вступлением в законную силу судебного акта по делу N А52-4722/2017, судебное заседание назначено на 22.01.2019.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в отзывах на жалобу против ее доводов возражали. Дело рассмотрено в отсутствии представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 ПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 02.07.2012 N 19/12-аз Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288, площадью 53 660 000 кв. м, расположенного по адресу: Псковская обл., Псковский р-н, сельское поселение "Карамышевская волость", совхоз "Быстрецово", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Срок аренды установлен до 31.05.2061.
Собственником земельного участка является Российская Федерация.
Общество 15.03.2017 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (до реорганизации) (далее - Территориальное управление) с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с приложением соответствующих документов.
Территориальное управление в ответ направило письмо N 1584-ЛВ/02, согласно которому Обществу предложено провести кадастровые работы в отношении указанного участка, в связи с нахождением на нем объектов недвижимости принадлежащих Обществу и Мерелайне Н.В.
Одновременно Территориальное управление направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом запрос о направлении поручения, с целью образования земельного участка под объектами недвижимости, расположенными на земельном участке с кадастровым номером 60:18:0000000:288, с приложением схемы расположения земельных участков на кадастровым плане в целях ее согласования.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом от 26.04.2017 N ЕГ-10/16454 отказало Территориальному управлению в согласовании схемы ввиду противоречивости информации о цели предоставления земельного участка и его характеристиках.
Территориальное управление 24.08.2017 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Управлению.
Управление письмом от 26.07.2017 N 3211 отказало Обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка. В обоснование отказа указало на то, что часть земельного участка находится в неудовлетворительном состоянии и не используется в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Кроме того Управление предложило Обществу инициировать раздел спорного земельного участка с целью выделения земельных участков под объектами недвижимого имущества. При этом Управление сообщило, что в случае, если на вновь образованных земельных участках будут отсутствовать объекты недвижимого имущества, то принятие решения о предоставлении в аренду земельных участков будет осуществлено путем проведения торгов в форме аукциона, а также указало на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288 пересекают границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами 60:18:0090801:17, 60:18:0091001:46, 60:18:0091001:4, в границах контура земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288 находится объект недвижимого имущества (сено-склад), принадлежащий на праве собственности Мерелайне Н.В.
Общество, считая отказ Управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ссылаясь на то, что заявление не было рассмотрено в установленный срок, полагая, что Общество вправе выкупить земельный участок по основаниям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, так как более трех лет надлежащим образом исполняет обязанности арендатора земельного участка сельскохозяйственного назначения, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции признал требования Общества необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии со статьей 198 упомянутого Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 указанного Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьями 39.14, 39.17 названного Кодекса.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Перечень оснований в статье 39.16 ЗК РФ, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является исчерпывающим.
В силу пункта 4 статьи 39.16 указанного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если на указанном земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Из названной нормы следует, что для приобретения прав на земельный участок он должен быть соответствующим образом индивидуализирован как объект права: определены его размер, границы и местоположение на местности.
Установление границ земельного участка является средством его индивидуализации как объекта вещных прав.
Согласно пункту 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Следовательно, отсутствие документального подтверждения уточнения границ спорного земельного участка в силу пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ также является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Судом первой инстанции установлено, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 15.03.2017, тогда как Управление ответило отказом в письме лишь 26.07.2017, что свидетельствует о нарушении Управлением, установленного срока рассмотрения заявления.
Между тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288, земельный участок поставлен на кадастровый учет 22.06.1993, граница земельного участка состоит из 86 контуров и пересекает границы земельных участков 60:18:0090801:17, 60:18:0091001:46, 60:18:0091001:4.
Согласно названных кадастровых паспортов и кадастровой выписке по состоянию на 13.05.2015 N 60/401/15-61458 в пределах границ указанного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 60:18:0090801:86 нежилое здание (сено-склад), правообладателем которого является Мерелайне Н.В., что подтверждается кадастровой выпиской по состоянию на 28.04.2017 (т. 3, л. 88 - 91).
Тот факт, что сено-склад частично расположен на земельном участке с кадастровым номером 60:18:0000000:288 также установлен решением по делу N А52-1670/2015.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Общество обратилось в арбитражный суд с иском об исправлении реестровой ошибки в описании местонахождения земельного участка - признании факта наличия реестровой ошибки в сведениях о координатах местоположения границ земельного участка с КН 60:18:0000000:288; установлении границы земельного участка с КН 60:18:0000000:288 в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Мысливец В.А. от 03.05.2017 (дело N А52-4722/2017).
При рассмотрении указанного дела суд пришел к выводу, что невозможно исключить сено-склад с земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288 поскольку это противоречит праву Главы КФХ Мерелайне Н.В. на его использование в соответствии с пунктом 5 статьи 10, статьями 271, 304, 305 ГК РФ и статьями 1, 11.9, 35, 39.3 ЗК РФ.
При этом суд учел использование земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288 Главой КФХ Мерелайне Н.В. в сельскохозяйственной деятельности и недопустимости лишения права на земельный участок путем исправления реестровой ошибки.
Решением от 18.06.2018 по делу N А52- 4722/2017 суд признал реестровой ошибкой сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288, установил границы земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП "Карамышевская волость", совхоз "Быстрецово" в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Степановым П.П. от 20.04.2018.
Суд не принял в качестве основания для установления границ вышеуказанного земельного участка межевой план кадастрового инженера Мысливец В.А. от 31.05.2017, так как в нем исключен сено-склад с территории земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:288, что недопустимо.
Апелляционный суд, с учетом обстоятельств установленных судом в рамках дела N А52-4722/2017, считает правомерным отказ Управления от 26.07.2017 в предоставлении земельного участка Обществу в связи с нахождением на испрашиваемом участке объекта недвижимости, принадлежащего иному лицу, права которого могут быть нарушены при предоставлении испрашиваемого участка в собственность и необходимостью уточнения границ испрашиваемого земельного участка.
Учитывая, что определяющим для данного дела является наличие спора о границах земельного участка, которые подлежали уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", что препятствовало рассмотрению вопроса о выкупе земельного участка на основании пунктов 4, 24 статьи 39.16 и в силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия Управления незаконным.
Нарушение срока рассмотрения заявления Общества в связи с этим правового значения для дела не имеет.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19 декабря 2017 года по делу N А52-2645/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АА-Строй" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2645/2017
Истец: ЗАО "АА-Строй"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Росимущества в Псковской области и Новгородской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению госудатственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Мерелайне Наталья Владимировна, Управленеи Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, Васильев Василий Николаевич, Почтовое отделение, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области