г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А42-4933/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Бойко К.Б.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35835/2018) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2018 по делу N А42-4933/2018 (судья Панфилова Т.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
3-и лица: 1.Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области
2. Главное Управление МЧС по Мурманской области
3. Администрация Ковдорского района Мурманской области
4. Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района
о взыскании 5 302 206 рублей 55 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ковдор-Жилкомсервис" (далее - ООО "КЖКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом о взыскании за счет казны Российской Федерации 5 302 206 рублей 55 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию в многоквартирные дома, в которых находились защитные сооружения гражданской обороны за период июнь 2017 года - март 2018 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Администрация Ковдорского района Мурманской области (далее - Администрация), Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района (далее - Комитет), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - МЧС), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2018 иск удовлетворен частично, присуждены к взысканию с РФ в лице Агентства в пользу Общества 4 664 440 рублей 20 копеек задолженности. В остальной части иска суд отказал.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 13.11.2018 отменить, принять судебный акт об отказе в иске в связи с отсутствием доказательства нахождения ПРУ в собственности Российской Федерации, доказательств отсутствия организаций, осуществляющих эксплуатацию данных объектов, доказательств возложения на федеральные органы исполнительной власти обязанности по их содержанию, основания взыскания стоимости коммунальных услуг по отоплению ПРУ к Агентству не имеется.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2018 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что ООО "КЖКС" осуществляет управление жилым фондом города Ковдора Мурманской области, в частности, МКД: ул. Баштыркова, д. 5/1 площадью 625 кв. м; ул. Баштыркова, д. 5/2 площадью 348 кв. м; ул. Баштыркова, д. 3/1 площадью 1 129 м; ул. Баштыркова, д. 3/2 площадью 1 089 м
; ул. Комсомольская, д. 13/1 площадью 621 м
; ул. Комсомольская 17/1 площадью 828 кв.м, ул. Комсомольская, д. 26 площадью 334,7 м
; ул. Комсомольская, д. 28, площадью 815 м
; ул. Комсомольская, д. 10/3, площадью 368 м
; ул. Комсомольская, д. 11 площадью 1 080 м
; ул. Коновалова, д. 13 площадью 1 430 м
; ул. Кошица, д. 6/1 площадью 1 201 м
; ул. Кошица, д. 19 площадью 567,3 м
; ул. Кошица, д. 21 площадью 301 м
; ул. Кошица, д. 21/1 площадью 293 м
; ул. Кошица, д. 24 площадью 1 110 м
; ул. Кошица, д. 25 площадью 50 м
; ул. Ленина, д. 13а площадью 512 м
; ул. Ленина, д. 18 площадью 254,3 м
; ул. Строителей, д. 1 площадью 631,3 м
; ул. Горняков, д. 6 площадью 780 м
; ул. Кирова, д. 24 площадью 212,5 м
; ул. Сухачева, д. 9 площадью 374,5 м
; ул. Слюдяная, д. 4/1 площадью 871 м
; ул. Слюдяная, д. 4/2 площадью 913,5 м
; ул. Слюдяная, д. 4/3 площадью 712 м
.
Фактическое наличие противорадиационных убежищ подтверждается техническими паспортами, а также сведениями об учете ПРУ в реестре сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Мурманской области.
Установив, что указанные противорадиационные убежища являются федеральным имуществом, Обществом в адрес Росимущества направлены счета, которые Агентством не оплачены.
Оставление Агентством претензии об оплате поставленной тепловой энергии, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд иск удовлетворил частично, решение суда обжаловано.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции оставил апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обществом представлены паспорта на спорные объекты недвижимости - защитные сооружения гражданской обороны ПРУ (г. Ковдор, ул. Комсомольская д. 11, ул. Кощица д. 21/1, ул. Ленина д. 13А), расположенные в подвалах многоквартирных домов г. Ковдора, а также выписка из инвентаризационной ведомости противорадиационных укрытий гражданской обороны, находящихся на территории Мурманской области, согласованная Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Мурманской области, из которых следует, что все ПРУ являются отапливаемыми.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся: противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Согласно абзацу 2 пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС от 15.12.2002 N 583, статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
На основании приказа МЧС России от 29.04.2015 N 214дсп "О результатах работы по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны" комиссией МЧС России по согласованию актов на снятие с учета защитных сооружений гражданской обороны рассмотрена документация на снятие с учета 3 404 объектов капитального строительства, необоснованно поставленных на учет как защитные сооружения гражданской обороны, находящихся на территории Северо-Западного федерального округа, выявленных в ходе проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации в 2013-2014 гг.
В результате рассмотрения документации комиссия МЧС России приняла решение о согласовании и снятия с учета 2 987 объектов по Северо-Западному федеральному округу, в том числе 74 объекта расположенных на территории Мурманской области и в частности в муниципальном образовании г. Ковдор:
- ПРУ инв.N 888-52, расположенное в подвале жилого дома по адресу: г. Ковдор, ул. Комсомольская, д. 11;
- ПРУ инв.N 897-52, расположенное в подвале жилого дома по адресу: г. Ковдор, ул. Кощица, д. 21/1;
- ПРУ инв.N 901-52, расположенное в подвале жилого дома по адресу: г. Ковдор, ул. Ленина, д. 13а.
В адрес Администрации муниципального образования г. Ковдор с подведомственной территорией Главным управлением было направлено письмо от 13.04.2016 N 2708-3-2-8 с перечнем ЗС ГО, расположенных на территории муниципального образования списанных комиссией МЧС России.
Во исполнение указаний СЗРЦ МЧС России от 06.04.2016 N 3480-2-3-3 Главным управлением МЧС России по Мурманской области была проведена корректировка Реестра и журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Мурманской области, в части исключения из журнала учета 74 ПРУ, по которым комиссией центрального аппарата МЧС России было принято решение о снятии их с учета в упрощенном порядке.
Правилами N 583 МЧС России предусмотрело, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
Паспорт ПРУ является основанием для ведения учета ЗС ГО, тогда как статус ЗС ГО объект приобретает в связи с внесением соответствующих сведений об объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России.
В отношении трех спорных ПРУ иных документов (кроме паспортов ПРУ), подтверждающих назначение спорных объектов при их строительстве и вводе в эксплуатацию, последующее их использование в качестве ЗС ГО, правомерность и обоснованность присвоении им статуса ЗС ГО и постановки на учет в качестве ЗС ГО, не представлено.
Таким образом, с учетом результатов инвентаризации и решение комиссии МЧС России 29.03.2016 (выписка из протокола N 2) три спорных объекта не имели статуса ЗС ГО как на момент принятия решения о снятии их с учета, так на момент изготовления паспортов ПРУ.
Из представленных паспортов на защитные сооружения, следует, что объекты были сданы в эксплуатацию до вступления в законную силу вышеуказанного Федерального закона, и до настоящего времени находятся в собственности Российской Федерации, поскольку не выбывали из ее владения в установленном порядке.
Таким образом, поскольку рассматриваемые объекты в силу закона относятся к федеральной собственности, и обязанность по оплате поставленных в них коммунальных услуг лежит на Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности взыскания с ответчика 4 664 440 рублей 20 копеек задолженности.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2018 по делу N А42-4933/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4933/2018
Истец: ООО "ТЕПЛОВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОВДОРСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Главное Управление МЧС по Мурманской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области