Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2019 г. N Ф02-1418/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А19-17353/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 2) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2018 года по делу NА19-17353/2018 по заявлению закрытого акционерного общества "Восточно-Сибирский трест инженерно-строительных изысканий" (ОГРН 1023801004810, ИНН 3809007767, 664007) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062) о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях от 26.04.2018 и обязании установить размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях согласно основного вида экономической деятельности с определением 1 класса профессионального риска,
(суд первой инстанции - Пугачёв А.А.),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
закрытое акционерное общество "Восточно-Сибирский трест инженерно-строительных изысканий" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "ВостСибТИСИЗ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - ФСС, Фонд) о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях от 26.04.2018; об обязании установить размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях согласно основного вида экономической деятельности с определением 1 класса профессионального риска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2018 года по делу N А19-17353/2018 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.04.2018, вынесенное Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) в отношении закрытого акционерного общества "Восточно-Сибирский трест инженерно-строительных изысканий", как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскал в пользу заявителя государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2018 года по делу N А19-17353/2018. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указал на то, что общество не представило в установленный срок (до 15.04.2018) документы, подтверждающие основной вид деятельности на 2018 год, поэтому ему обоснованно был установлен страховой тариф на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, исходя из вида экономической деятельности, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска исходя из вида экономической деятельности, а именно "лесозаготовки".
По мнению заявителя жалобы, действующим законодательством не предусмотрено произведение запросов о предоставлении необходимых документов у страхователя для подтверждения основного вида деятельности.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы в материалы дела не поступало.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.12.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с непредставлением обществом в срок до 15.04.2018 установленных законодательством документов в подтверждение основного вида деятельности, фондом в адрес общества направлено уведомление от 26.04.2018, в котором указано, что ЗАО "ВостСибТИСИЗ" в соответствии с основным видом деятельности "лесозаготовки", относящимся к 21 классу профессионального риска, установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2018 года в размере 3,10 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц.
Заявителем на указанное уведомление была подана жалоба от 25.05.2018 N 1/320 в адрес руководителя филиала N 2 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором Общество письмом от 25.05.2018 г. просило ответчика пересмотреть тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии со справкой подтверждением основного вида экономической деятельности "проектно-изыскательские работы" (ОКВЭД 71.12.3), который включен в 9 класс профессионального риска.
Фонд письмом от 04.06.2018 уведомил общество, что ему установлен повышенный класс профессионального риска в связи с непредставлением копий документов, подтверждающих отправление заявления и справки-подтверждения в срок до 15 апреля 2018 г., основания для пересмотра размера страхового тарифа отсутствуют.
Полагая, что уведомление Фонда о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.04.2018 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ) страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 17 указанного Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
На основании статей 21 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены "Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" (далее - Правила N 713).
Виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно пункту 7 Правил N 713 самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
На основании пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
В пункте 5 Порядка N 55 предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55).
Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (пункт 12 Правил N 713, пункт 10 Порядка N 55).
Согласно пункту 13 Правил N 713, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Действующий порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок), утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55.
Пункт 2 Порядка устанавливает, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В соответствии с пунктом 11 Порядка до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспорено, что в срок до 15 апреля 2018 года ЗАО "ВостСибТИСИЗ" не представило в Фонд документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения оспариваемого уведомления, согласно которому данный страхователь отнесен к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц - "лесозаготовки", 21 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчасных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,10 процентов к сумме выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов.
07.05.2018 общество представило в Фонд: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (л.д.32-33), в которых указан код ОКВЭД - 71.12.30, вид экономической деятельности "проектно-изыскательские работы".
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель пояснил, что в данных документах допущена ошибка, неверно указан код ОКВЭД.
В материалы дела заявителем представлено уточненное заявление (датировано 07.05.2018) о подтверждении основного вида экономической деятельности и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, в которых указан код ОКВЭД общества - 71.12.45, вид экономической деятельности "проектно-изыскательские работы", пояснения к бухгалтерскому балансу и оборотно-сальдовая ведомость в подтверждение вида осуществляемой деятельности (т.1 л.д.75-99)
Кроме того, в связи с допущенной ошибкой в наименовании вида экономической деятельности, заявителем в ходе рассмотрения дела в Фонд представлено еще одно заявление (датировано 07.05.2018, фактически получено Фондом 22.10.2018) о подтверждении основного вида экономической деятельности и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности (л.д. 119,120), в которых указан код ОКВЭД общества - 71.12.45, вид экономической деятельности "инженерные изыскания в строительстве".
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2016 и 2017 годах Обществу был определен 1 класс профессионального риска (уведомления Фонда от 17.04.2017, 26.04.2016 - т.1 л.д. 100, 103) в соответствии с действовавшим на тот момент кодом ОКВЭД 74.20.35 (Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 от 6 ноября 2001 г. N 454-ст) "инженерные изыскания для строительства". При этом, в заявлениях о подтверждении вида экономической деятельности и справках Обществом код ОКВЭД был указан верно, вместе с тем наименование данного кода было указано неправильно, вместо "инженерные изыскания для строительства" было указано "проектно-изыскательские работы", однако данное обстоятельство не повлияло на отнесение заявителя к 1 классу профессионального риска.
Согласно действующему Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации. ОКВЭД 2 предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. ОКВЭД 2 используется при решении следующих основных задач, связанных с:
- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
- определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами;
- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы;
- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
- кодированием информации по видам экономической деятельности в информационных системах и ресурсах;
- обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.
Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).
Согласно расшифровке Общероссийского классификатора видов экономической деятельности код ОКВЭД 71.12.45 включает в себя "инженерные изыскания в строительстве".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что одно только нарушение срока представления документов в соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 не является достаточным основанием для отказа в установлении страхового тарифа исходя из фактически осуществляемого основного вида деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Судом первой инстанции установлено, что страхователь после получения уведомления обращался в Фонд социального страхования с заявлением и документами, необходимыми для установления страхового тарифа на 2018 год исходя из фактически осуществляемой деятельности, в рассмотрении которых было отказано исключительно по причине их представления после 15.04.2018 и невозможности в связи с этим пересмотра уже установленного тарифа.
Суд первой инстанции установил, что документы, представленные обществом по перечню, указанному в пункте 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, подтверждают осуществление страхователем в качестве основного вида деятельности инженерные изыскания в строительстве, что является основанием для установления тарифа применительно к 1 классу профессионального риска в размере 0,2%.
Со своей стороны фонд при рассмотрении дела никаких доказательств, опровергающих достоверность документов страхователя, не представил, в том числе не обосновал, что фактически основным видом деятельности общества применительно к спорным правоотношениям является "лесозаготовки".
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы Фонда, которые не опровергают правильных выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленное обществом требование, признав недействительным оспариваемое уведомление Фонда.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2018 года по делу N А19-17353/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17353/2018
Истец: ЗАО "Восточно-Сибирский трест инженерно-строительных изысканий"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение фонда Социального страхования РФ филиал N2