г. Пермь |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А71-9583/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 октября 2018 года по делу N А71-9583/2018,
вынесенное судьей В.Н. Якушевым,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (ИНН 1840003344, ОГРН 1111840012767)
к Управлению строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (ИНН 1808701351, ОГРН 1041800000483),
третье лицо: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики,
об оспаривании предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - управление, заинтересованное лицо) от 04.05.2018 N 8, в части изменения размера платы за отопление за 2017 год собственникам помещений многоквартирных домов N N 4, 5, 6, 7, 10, 11, 14 с. Октябрьский Завьяловского района Удмуртской Республики (с учетом ходатайства заявителя об уточнении требований, принятого судом первой инстанции на основании ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 25.09.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение о признании оспариваемого предписания незаконным и неисполнимым.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что предписание является неисполнимым, поскольку не содержит конкретных указаний на действия, которые необходимо совершить в целях устранения нарушений; также указывает, что проверка проводилась в отношении конкретных заявителей, а оспариваемое предписание содержит требование произвести перерасчет абсолютно всем собственникам помещений в спорных многоквартирных домах; считает, что произведенный обществом расчет объема тепловой энергии для корректировки платы собственникам помещений в спорных многоквартирных домах соответствует нормам действующего законодательство, для расчета обоснованно приняты сведения из счетов-фактур ресурсоснабжающей организации.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации МО "Завьяловский район" от 19.04.2018 N 29 проведена внеплановая документарная, выездная проверка соблюдения ООО УК "ЖРП N 8" требований соблюдения исполнения договоров управления многоквартирными домами: N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, с. Октябрьский, Завьяловского района в части начисления размера платы за отопление за 2017 год и в части содержания общего имущества (содержание УУТЭ) в указанных многоквартирных домах.
Указанная проверка проводилась с целью проверки доводов обращения Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республике от 16.04.2018 N 3926-ж, письменного обращения от 12.04.2018 собственника помещения N61 многоквартирного дома по адресу с. Октябрьский, д. 8, Гороховой В.М. по вопросу завышения размера платы за отопление (корректировка за 2017 год).
В ходе проверки управлением установлено, что ООО УК "ЖРП N 8" имеет лицензию от 29.04.2015 N 018-000100 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданную Государственную жилищную инспекцию при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
Согласно реестру лицензий управляющих организаций Удмуртской Республики управление многоквартирными домами N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, с. Октябрьский осуществляет ООО УК "ЖРП N8".
В домах N 14 и N 15 имеется централизованное горячее водоснабжение, в домах N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 горячая вода готовится на внутридомовом инженерном оборудовании (водонагреватель).
Вышеуказанные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии:
д. 4, с. Октябрьский - Магика А2200 з/н КАО11021 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 18.09.2017;
д. 5, с. Октябрьский - Магика А2200 з/н КА011022 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 18.09.2017;
д. 6, с. Октябрьский - Магика А2200 з/н КА011023 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 18.09.2017;
д. 7, с. Октябрьский - Магика А2200 з/н КА020445 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 18.09.2017;
д. 8 и 9, с. Октябрьский - Магика А2200 з/н КА008010 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 18.09.2017;
д. 10, с. Октябрьский - Магика А2200 з/н КА020447 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 18.09.2017;
д. 11, с. Октябрьский - ТМК-Н120 з/н 005272 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 18.09.2017;
д. 14, с. Октябрьский - Магика Т0404 з/н КТ011011 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУГВ от 06.10.2017; Магика Т0404 з/н КТ011011 акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 06.10.2017;
д. 15, с. Октябрьский - Магика Т0404 з/н КТ008001 акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета от 15.09.2016, акт повторного ввода в эксплуатацию УУГВ от 06.10.2017; Магика Т0404 з/н КТО 11011 акт повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ от 06.10.2017.
Также в ходе проверки установлено, что ООО УК "ЖРП N 8" произвело расчет корректировки размера платы за отопление за 2017 год. При этом в нарушение пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) общество допустило неверный расчет размера платы за отопление за 2017 год по многоквартирным домам N4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, с. Октябрьский Завьяловского района.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 04.05.2018 N 18 и выдано предписание от 04.05.2018 N 8, которым заявителю, в том числе, предписывалось в срок до 15.06.2018 привести размер платы за отопление за 2017 год собственникам помещений д. N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14 с. Октябрьский Завьяловского района, УР в соответствии с Правилами N354.
Не согласившись с указанным предписанием в части возложения на заявителя обязанности по изменению размера платы за отопление за 2017 год собственникам помещений многоквартирных домов N N 4, 5, 6, 7, 10, 11, 14 с. Октябрьский Завьяловского района Удмуртской Республики, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не установил совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из совокупности норм п. 16 ст. 12, ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", Решения Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" от 27.10.2014 N 344 "О внесении изменений в Положение "Об Управлении строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" от 26.08.2009 N 383, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и должностным лицом в пределах предоставленных им полномочий.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3 (1):
Pi = Si x VT x TT, где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 3(2) Приложения N 2 к Правилам N 354 предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2):
,
где:
Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (п. 1).
Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики утвержден Приказ о внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 15.11.2016 N 22/26 "О долгосрочных параметрах регулирования для ООО "КомЭнерго" на 2015 - 2017 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО "КомЭнерго" потребителям", согласно которому тариф на тепловую энергию потребителям в МО "Октябрьское" в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен в размере 1475,22 руб., в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 1519,55 руб.
Как следует из материалов дела, между ООО "КомЭнерго" (теплоснабжающая организация) и ООО УК "ЖРП N 8" (управляющая организация) заключен договор теплоснабжения N 06-088/2013 от 31.12.2013, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подать тепловую энергию в горячей воде для предоставления Управляющей организацией коммунальной услуги по отоплению вышеуказанным многоквартирным домам, а также подать тепловую энергию в горячей воде для предоставления управляющей организацией коммунальной услуги горячее водоснабжение, в том числе, для многоквартирных домов N N 4, 5, 6, 7, 10, 11, 14 с. Октябрьский Завьяловского района Удмуртской Республики.
Указанные многоквартирные дома оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, что подтверждается перечисленными выше актами допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета и актами повторного ввода в эксплуатацию УУТЭ.
Доказательств выхода приборов учета тепловой энергии из строя, их неисправности, непригодности для определения объемов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в данном случае подлежал корректировке по формуле 3 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний коллективнго (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирных домах, за прошедший год (Pk.пр).
Между тем, как установлено судом и не оспаривается заявителем, при расчете корректировки размера платы за отопление за 2017 год обществом использовался размер платы за коммунальную услугу по отоплению (Pk.пр) из счетов-фактур, выставленных ООО "КомЭнерго"; при расчете корректировки размера платы за отопление в период с июня по сентябрь 2017 года применялись договорные объемы, отраженные в приложенных ООО УК "ЖРП N 8" ежемесячных документах - "фактических объемах реализации тепловой энергии ООО УК "ЖРП N 8", что не соответствует требованиям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 (1) Правил N 354 и привело к неверному расчету корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2017 год в многоквартирных домах N N 4, 5, 6, 7, 10, 11, 14 с. Октябрьский Завьяловского района Удмуртской Республики.
Ошибочность расчета заявителя подтверждается также приведенными в акте проверки расчетами начислений платы за коммунальную услугу по отоплению в спорных многоквартирных домах, произведенными управлением по результатам анализа представленных обществом документов.
С учетом установленных обстоятельств, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что произведенный обществом расчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2017 год в спорных многоквартирных домах прямо противоречит действующему законодательству и влечет незаконное возложение на собственников помещений многоквартирных домов обязанность несения дополнительных, необоснованно завышенных расходов по оплате потребленных в спорный период коммунальных ресурсов.
Следовательно, у заинтересованного лица имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания, направленного на устранение выявленных нарушений в части расчета корректировки размера платы за отопление за 2017 год по указанным многоквартирным домам.
Оценив содержание предписания в оспариваемой части, апелляционный суд приходит к выводу, что приведенные в нем формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений; в предписании имеются ссылки на нормативные правовые акты, нарушение которых выявлено управлением в ходе проверки. Апелляционный суд также отмечает, что предписание необходимо оценивать в совокупности с актом проверки, ссылка на который имеется в предписании. При этом акт проверки содержит подробное описание выявленных нарушений, для устранения которых заявителю необходимо совершить действия, указанные предписании, в акте проверки приведены расчеты корректировки размера платы за отопление за 2017 год по спорным многоквартирным домам. Кроме того, в случае неясности предписания заявитель вправе обратиться в административный орган за разъяснением его содержания. По изложенным основаниям судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания.
Вопреки доводам апеллянта, предписание в части установления обязанности произвести перерасчет по всем собственникам помещений в спорных многоквартирных домах не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку, как верно отметил суд первой инстанции, согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками всех помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 04.05.2018 N 8 в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку законно возлагает на общество обязанность по устранению допущенных нарушений требований действующего законодательства, оснований для признания предписания недействительным в оспариваемой части у суда не имеется.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 октября 2018 года по делу N А71-9583/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N8" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9583/2018
Истец: ООО Управляющая компания "ЖРП N8"
Ответчик: Управление строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
Третье лицо: Главное управление по государственному надзору УР