г. Владимир |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А43-31587/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савой Сервис" (ИНН 5262214859, ОГРН 1075262015256) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2018 по делу N А43-31587/2018, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Савой Сервис" о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 06.06.2018 N 118.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Савой Сервис" - Потапов С.А. директор на основании решения от 17.10.2016 N 01/2016;
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - Козлова С.В. по доверенности от 17.01.2019 N 16 сроком действия 1 год;
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В 2017-2018 годах проведены геологоразведочные работы на лицензионном участке недр, по итогам которых обществом с ограниченной ответственностью "Савой Сервис" (далее по тексту -Общество) подготовлен соответствующий отчет с подсчетом запасов полезных ископаемых, который направлен для проведения государственной экспертизы в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее по тексту - Министерство).
По результатам рассмотрения представленных отчетных материалов "Поиски и оценка месторождений общераспространенных полезных ископаемых (строительные пески) на участке недр местного значения "ТБО 2" в 2,3 км западнее п.Лесная поляна городского округа город Дзержинск Нижегородской области" экспертной комиссией при Министерстве 06 июня 2018 года подготовлено заключение N 118 в соответствии с которым Отчет возвращен Обществу на доработку, поскольку предоставленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых.
Не согласившись с указанным заключением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 30.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, замечания экспертной комиссии не соответствуют действующему законодательству, поскольку нормативная база в сфере недропользования не запрещает предоставление на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых геологических материалов, обосновывающие категории В и С1 по участку недр, предоставленному в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений полезных ископаемых.
Считает также, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство Общества о привлечении в качестве специалиста сотрудника Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании статьи 1 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (статья 4 Закона о недрах).
В силу статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование в том числе для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статьей 29 Закона о недрах определено, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 утверждено Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение (далее по тексту - Положение), в разделе IV которого определен порядок организации проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения.
Так, в соответствии с пунктами 18, 19 Положения для проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации материалы и документы, предусмотренные в пункте 10 настоящего Положения.
Проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее по тексту - уполномоченный экспертный орган).
Результаты государственной экспертизы в части участков недр местного значения излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается руководителем уполномоченного экспертного органа (пункт 22 Положения).
В силу пункта 24 Положения в случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом получена лицензия НЖМ 00300 ТП на право пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участке недр местного значения "ТБО 2", расположенном в 2,3 км. юго-западнее п.Лесная поляна городского округа город Дзержинск Нижегородской области.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.1999 N 83-р утверждено Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), определяющее последовательность и полноту геологического изучения недр с целью обеспечения рационального использования, воспроизводства и охраны минерально-сырьевых ресурсов.
В пункте 1.4 указанного Положения N 83-р установлено, что в зависимости от целей процесс геологического изучения недр подразделяется на 3 этапа и 5 стадий. Ко второму этапу относятся поиски и оценка месторождений.
В разделе 3 Положения N 83-р определено, что поиски и оценка проводятся с целью прогноза, выявления и предварительной оценки месторождений полезных ископаемых, которые по своим геологическим, экологическим условиям и технико-экономическим показателям пригодны для рентабельного освоения.
На этапе II выделяются стадии:
- стадия 2 "Поисковые работы" - поиски на новых или недостаточно изученных площадях с целью выявления месторождений полезных ископаемых и определения их перспективности для дальнейшего изучения;
- стадия 3 "Оценочные работы" - работы на известных или вновь выявленных при поисковых работах объектах минерального сырья с целью определения их промышленной ценности.
Работы этих стадий могут проводиться самостоятельно или совмещаться в рамках одного лицензионного соглашения. На условиях предпринимательского риска лицензия может предоставлять право на совмещение поисковых и оценочных работ с разведкой и освоением месторождения. Конкретные задачи, полнота, комплексность исследований, конечные геологические результаты и другие условия производства работ отражаются в условиях лицензионного соглашения и геологическом задании.
В соответствии с пунктом 3.2.5 Положения N 83-р геолого-экономическая оценка объектов является обязательной частью комплекса работ и осуществляется систематически в процессе проведения работ и по их завершении. При поисковых работах и в начальный период оценочных работ периодически проводится оперативная геолого-экономическая оценка прямым расчетом по укрупненным показателям. По результатам оперативной оценки принимаются обоснованные решения о целесообразности продолжения работ или их прекращения на конкретном участке, проявлении, месторождении.
Согласно пункту 3.2.4 Положения N 83-р в результате оценочных работ степень геологической изученности месторождения, качества, вещественного состава и технологических свойств полезных ископаемых, а также горно-геологических условий эксплуатации должна обеспечить оценку промышленного значения месторождения с подсчетом всех или большей части запасов по категории C2. По менее детально изученной части месторождения оцениваются количественно и качественно прогнозные ресурсы категории Pi с указанием границ, в которых проведена их оценка. Достоверность данных о геологическом строении, условиях залегания и морфологии тел полезных ископаемых подтверждается на участках детализации с подсчетом разведанных запасов категории Ci.
В соответствии с пунктом 4.1.10 Положения N 83-р в рамках 4 этапа III стадии процесса геологического изучения недр при проектировании, вскрытии и эксплуатационных работах (разведка месторождения) в пределах горного отвода продолжается разведка с целью изучения геологического строения месторождения, выявления и оконтуривания новых залежей и тел полезных ископаемых на флангах, глубоких горизонтах с переводом запасов категории C 2 в Ci, B, A. Уточняются вещественный состав, технологические свойства полезного ископаемого и горногеологические условия эксплуатации по ранее недостаточно изученным участкам.
Таким образом, по степени изученности, достоверности и подтвержденности запасы подразделяются на разведанные категории А, В и С1 и предварительно оцененные - категория С2, которые подлежат определению на различных этапах и стадиях геологического изучения недр.
В соответствии с частью 4 статьи 36.1 Закона о недрах работы по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
Согласно п. 1.5 Положения N 83-р, границы между стадиями геологоразведочных работ условны и определяются масштабами ведущихся работ, рангами изучаемых площадей и требованиями к конечным результатам, завершающим работы каждой стадии. В зависимости от конкретных условий отдельные стадии по решению недропользователя и в соответствии с лицензией на право пользования недрами могут совмещаться с другими стадиями.
Таким образом, если в лицензии на пользование недрами предусмотрена дифференциация вышеуказанных условий по проектированию геологоразведочных работ и подготовке геологических отчетов по их результатам, то составление единого проекта на проведение геологоразведочных работ, совмещающих разные стадии, допускается только после внесения изменений в лицензию на пользование недрами в части корректировки данных условий.
В соответствии с Лицензионным соглашением, являющимся неотъемлемой частью лицензии Общества, геолого-разведочные работы должны быть завершены с подсчетом запасов по категории С1+С2 (подпункт "б" пункта 2.1).
Вместе с тем, в материалах предоставленного в Министерство отчета Обществом предлагается утвердить запасы строительных песков по категории В + С1, что противоречит требованиям пунктов 1.5; 3.2.4. Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от 05.07.1999 N 83-р.
Поиск и оценка запасов по категории В + С1, выполнены в отсутствии лицензии на пользование недрами в целях разведки месторождения, с нарушением условий Лицензионного соглашения действующей лицензии, а также Проекта, получившего положительное экспертное заключение N 068-02-17-2017 от 08.06.2017.
Ссылки Общества на письмо Федерального агентства по недропользованию от 25.11.2016 в обоснование правомерности в данной ситуации предоставления на экспертизу запасов полезных ископаемых геологических материалов обосновывающих категорию В и С1, обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом и не может являться обязательным для суда. Кроме того, доказательств, что указанные разъяснения даны Федеральным агентством по недропользованию относительно рассматриваемой ситуации материалы дела не содержат.
Доводы Общества о том, что указанное выше обстоятельство законодательно не отнесено к основаниям для возвращения отчета, также обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку Общество в силу норм действующего законодательства обязано соблюдать требования условий лицензии на пользование недрами и в рамках осуществления такой деятельности выполнять работы, исключительно предусмотренные лицензией.
Кроме того, как следует из направленного Обществом в Министерство отчета, Общество квалифицирует запасы по категории В+С1, указывая что расстояние между скважинами изменяется от 154 до 398 м. Фактическое расстояние между скважинами, согласно представленному топографическому плану масштаба 1:2000, составляет от 146 до 408 м. Согласно пункту 16 Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (песка и гравия) (далее -Методические рекомендации) расстояние между выработками для категории "В" (2 -я группа месторождений) составляет 100 - 200 м; для категории С1 200 -400 м. Так же, в случае сложного рельефа дневной поверхности и поверхности полезной толщи проходят дополнительные выработки с целью оконтуривания размывов полезной толщи и определения гипсометрии ее поверхности. Согласно п.57 Методическим рекомендациям контур подсчета запасов категории "В" должен быть проведен по разведочным выработкам без экстраполяции, соответственно дополнительная точка N 1 (нанесенная на план подсчета запасов) не может быть учтена при блокировке запасов.
С учетом изложенного, поскольку предоставленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволили дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых экспертной комиссией при Министерстве в пределах предоставленных полномочий принято решение вернуть отчет "Поиски и оценка месторождений общераспространенных полезных ископаемых (строительные пески) на участке недр местного значения "ТБО-2" в 2,3 км юго-западнее п.Лесная поляна городского округа город Дзержинск Нижегородской области" на доработку.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое заключение Министерства соответствует нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2018 по делу N А43-31587/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савой Сервис" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31587/2018
Истец: ООО "Савой Сервис"
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области