город Омск |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А70-2733/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судья Семёновой Т.П.,
судей Дерхо Д.С., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-10198/2018) Министерства обороны Российской Федерации, (регистрационный номер 08АП-10195/2018) Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2018 по делу N А70-2733/2018 (судья Мингалева Е.А.), принятое по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени (ИНН 7201000204, ОГРН 1027200867231) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тюменской области" (ИНН 7202022521, ОГРН 1037200550640) о расторжении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 23.09.2015 N 0915315082, об обязании освободить нежилое помещение, являющееся объектом культурного наследия,
с участием третьих лиц: Департамента культуры Администрации города Тюмени, Министерства обороны Российской Федерации, Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный институт культуры",
при участии в судебном заседании представителя Министерства обороны Российской Федерации - Стулёва А.В. (паспорт, по доверенности N 20714/12д от 03.12.2018 сроком действия до 03.12.2019),
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее - Департамент имущественных отношений, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тюменской области" (далее - Военный комиссариат Тюменской области, ответчик) о расторжении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 23.09.2015 N 0915315082, об обязании освободить нежилое помещение (строение), являющееся объектом культурного наследия, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 2, площадью 4137,7 кв.м, в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Исковые требования со ссылкой на статьи 309, 310, 450, 452, 698 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств в рамках договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 23.09.2015 N 0915315082.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом привлечены Департамент культуры Администрации города Тюмени, Министерство обороны Российской Федерации, Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный институт культуры".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2018 по делу N А70- 2733/2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 23.09.2015 N 0915315082, заключенный между Департаментом имущественных отношений, Военным комиссариатом Тюменской области, Департаментом культуры Администрации города Тюмени расторгнут. Суд обязал Военный комиссариат Тюменской области освободить нежилое помещение (строение), являющееся выявленным объектом культурного наследия, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 2, площадью 4137,7 кв.м, в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Также суд взыскал с Военного комиссариата Тюменской области в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации и Военный комиссариат Тюменской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым оказать в удовлетворении исковых требований Департамента имущественных отношений в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы Министерство обороны Российской Федерации указало, что имущество Вооруженных Сил независимо от того, на чьем балансе оно находится и от ведомственной подчиненности предприятия относится исключительно к федеральной собственности. Утверждает, что Министерство обороны Российской Федерации и Военный комиссариат Тюменской области владеют спорным зданием, которое в муниципальную собственность города Тюмени или собственность Тюменской области не передавалось и иным образом не отчуждалось. По мнению подателя жалобы, спорное здание является имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (федеральным имуществом) в силу закона. Кроме того, ссылается, что судом первой инстанции при вынесении решения не исследованы положения Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, не принято во внимание, было ли представлено Военному комиссариату Тюменской области другое здание или помещение, а также что не привлечен к участию в деле орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице Администрации Тюменской области. Обращает внимание, что фактическое нахождение в спорном здании Военного комиссариата Тюменской области до 1991 года свидетельствует о том, что имущество является федеральной собственностью, в то время как муниципалитетом приняты меры по государственной регистрации права собственности на спорное здание в 2015 году. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Военный комиссариат Тюменской области в обоснование своей апелляционной жалобы (с учетом уточнений) указывает, что им неоднократно подавались заявки на выделение денежных средств для исполнения обязательств по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 091531508, неисполнение обязательств произошло по независящим от ответчика обстоятельствам в результате недостаточного финансирования со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Ссылается, что выполняет все необходимые меры по сохранению объекта культурного наследия (подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу).
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 и от 04.09.2018 по делу N 70-2733/2018 указанные жалобы приняты к производству суда и назначены к рассмотрению в судебном заседании на 26.09.2018.
До начала судебного разбирательства от Министерства обороны Российской Федерации поступило письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N А70-11817/2018.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N А70-11817/2018.
17.12.2018 от Министерства обороны Российской Федерации поступило ходатайство о возобновлении производства по делу, которое назначено к рассмотрению в судебном заседании 29.01.2019 с указанием на рассмотрение апелляционных жалоб в случае возобновления производства по делу..
Военный комиссариат Тюменской области, Департамент культуры Администрации города Тюмени, Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный институт культуры", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции 29.01.2019 также не обеспечили.
Руководствуясь статьями 123, 156, 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционные жалобы при данной явке. В судебном заседании 29.01.2019 суд апелляционной инстанции возобновил производство по апелляционным жалобам.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал требования, изложенные в своей апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 23.09.2015 между Департаментом имущественных отношений (ссудодатель), Военным комиссариатом Тюменской области (ссудополучатель), Департаментом культуры Администрации города Тюмени заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 09153108 (в редакции дополнительного соглашения от 12.12.2017) (далее - договор) (т. 1 л.д. 13-23), по условиям которого ссудополучателю во временное пользование передано муниципальное имущество: нежилое помещение (строение), являющееся выявленным объектом культурного наследия, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 2, площадью 4137,7 кв.м. (N по экспликации 1 этаж: 1-67, 78-87, 95-144, I,II, 2 этаж 1-47, 77-82, I,II к техническому паспорту, составленному по состоянию на 07.03.2016) (далее - помещение, или имущество, объект, объект культурного наследия), помещение передано в целях размещения сотрудников военного комиссариата (пункт 3.1 договора).
Договор действует с даты передачи нежилого помещения по акту-приема передачи сроком на пять лет (пункт 1.2 договора).
Право муниципальной собственности на помещение зарегистрировано 10.08.2015, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 72-72/001- 72/001/019/2015-7019/1 (т. 1 л.д. 31).
В соответствии с пунктом 2.2 договора, ссудополучатель обязан выполнить требования, установленные пунктами 1, 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" народов Российской Федерации", производить работы по сохранению объекта культурного наследия в объеме и сроки, установленные актом состояния объекта культурного наследия.
По истечении срока договора, а также при досрочном его прекращении ссудополучатель должен передать Департаменту культуры безвозмездно все произведенные улучшения, неотделимые без вреда от конструкций помещений (пункт 2.3 договора).
Согласно пункту 2.10 договора ссудополучатель обязан самостоятельно производить коммунальные платежи, обеспечить вывоз твердых бытовых отходов с начала срока действия договора. Ссудополучатель обязан в течение 45 дней с даты заключения настоящего договора представить балансодержателю экземпляр договора на оказание коммунальных услуг, документ на вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с муниципальными правовыми актами города Тюмени. Департамент культуры осуществляет передачу помещения по акту приема-передачи (пункт 3.1 договора).
Департамент культуры обязан осуществлять контроль за соблюдением ссудополучателем требований, установленных пунктами 1,3 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" народов Российской Федерации", за своевременностью проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии со сроками, установленными актом состояния культурного наследия (пункт 3.2.5 договора).
Согласно пункту 5.4 договора департамент может в одностороннем порядке отказаться от договора безвозмездного пользования путем направления ссудополучателю соответствующего уведомления в случае: несоблюдения ссудополучателем целевого использования муниципального имущества (а), несоблюдения ссудополучателем условий договора (б), несоблюдения ссудополучателем требований действующего законодательства Российской Федерации, муниципальных правовых актов города Тюмени (в), несоблюдение ссудополучателем Порядка передачи муниципального имущества города Тюмени в аренду, безвозмездное пользование, утвержденного решением Тюменской городской Думы (г). В указанных случаях договор считается расторгнутым, а ссудополучатель подлежит выселению по истечение 30 дней с момента направления уведомления Департаментом.
Во исполнение условий договора между сторонами подписан акт приема-передачи нежилого помещения от 20.08.2015 (т. 1 л.д. 18-20).
Согласно материалам дела, в сентябре специалистами Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области в присутствии представителя ответчика был произведен осмотр технического состояния выявленного спорного объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 2, по результатам которого было установлено общее состояние ограниченно работоспособное, в связи с чем в целях сохранения объекта и создания условий его использования, сторонами были согласован план работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором со сроком исполнения "2015-2016 годы" ссудополучателем были определены следующие работы: с привлечением специализированных организаций установить причины возникновения трещин в стенах и перемычках и устранить их; выполнить усилие и ремонт фундаментов и отделку стен; выполнить ремонт отмостки; выполнить ремонт деревянных полов, по результатам осмотра между сторонами подписан совместный акт осмотра от 18.09.2018 (т. 1 л.д. 24-30).
В последующем 09.08.2016 Департамент культуры провел контрольное мероприятие, с участием представителя ответчика, на предмет исполнение ответчиком вышеуказанных обязательств, в ходе проведения которых было установлено, невыполнение ответчиком обязательств, по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия в объеме и сроки, установленные актом состояния объекта культурного наследия, по результатам проверки составлен акт от 09.08.2016, согласно которого, ответчику было предложено обеспечить выполнение необходимых мероприятий по проведению работ, предусмотренных п. 1, а также принять меры по выполнению работ, предусмотренных п. 2-4 плана, в установленный срок до 30.01.2017 направить в Департамент культуры официальное письмо о выполненной работе (о ходе выполнения (т. 1 л.д. 32-34).
30.05.2017 Комитетом по охране и использованию объектов историко- культурного наследия Тюменской области произведен осмотр состояния культурного наследия, в результате которого было установлено, что общее состояние объекта аварийное, в связи с чем, в целях сохранения объекта культурного наследия и создания условий для использования собственнику или иному законному владельцу объекта было принято решение о необходимости провести следующие работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные Планом работ по сохранению объекта культурного наследия в установленные сроки: 2017-2018 г.г. - разработка научно-проектной документации на первоочередные противоаварийные работы, 2018-2019 гг. - выполнение первоочередных противоаварийных работ (т. 1 л.д. 32-44).
Из представленной в материалы дела переписки сторон следует, что Департамент культуры Администрации города Тюмени обратился 15.06.2017 исх. N 40-54-592/7 к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени с просьбой принять меры в связи с неисполнением ответчиком обязательств по проведению работ по сохранению объекта в установленный срок (до 30.01.2017), Департамент культуры Администрации города Тюмени обратился с письмом от 11.07.2017 исх. N 40-08-93/7 к ответчику предоставить информацию в связи с неисполнением обязательств, Департамент культуры Администрации города Тюмени обратился с письмом от 30.11.2017 исх. N 40-54- 761/7 к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени с просьбой направить дополнительную информацию, Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени от 23.08.2017 N 40-54-761/ направил в адрес ответчика уведомление о нарушении условий договора и заключении соглашения о расторжении, в ответ ответчик письмом от 17.10.2017 исх. N 279/30 выразил отказ от подписания соглашения о расторжении, мотивировав тем, что ответчик принимает все возможные меры для выполнения принятых обязательств, указал на то, что Министерством обороны РФ выделены финансовые средства (1 102 000 руб.) на проведение текущего ремонта 1 этапа.
Изложенное выше послужило основанием для обращения Департамента имущественных отношений в арбитражный суд Тюменской области с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, полагая, что факт нарушения ответчиком своих обязательств по договору, предусмотренных пунктом 2.2 договора, истцом доказан, принимая во внимание, что спорный объект является объектом культурного наследия, поэтому исполнение ответчиком обязанности по содержанию, проведению работ необходимо в полном объеме, а не частично, пришел к выводу, что ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по не проведению работ по сохранению объекта культурного наследия продолжительное время, а также состояние объекта культурного наследия (аварийное), является достаточными основаниями для расторжения договора в судебном порядке, в связи с чем, признал требования о расторжении договора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как указано выше, определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N А70-11817/2018, предметом рассмотрения которого являлось требование Министерства обороны Российской Федерации к Департаменту имущественных отношений о признании права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 2.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.09.2018 по делу N N А70-11817/2018 требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены в полном объеме, признано право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на двухэтажное нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0217001:4810, площадью 4137,7 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Республики, д. 2.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.09.2018 по делу N А70-11817/2018 оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальная связь судебных актов обусловлена именно свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 N 30-П также указал, что признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. В качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Иная оценка судами доказательств по делу без учета оценки, данной судами тем же доказательствам по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали те же лица, противоречит части 2 статьи 69 АПК РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 12664/07 по делу N А29-2753/06-1э, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 225/04 по делу N А14-1234-03/39/1).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.09.2018 по делу N N А70-11817/2018 установлено, что Военный комиссариат Тюменской области осуществляет общегосударственную деятельность, обеспечивающую призыв граждан в Вооруженные Силы Российской Федерации, и его деятельность не связана с обеспечением коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционированием местного хозяйства, здание, используемое в деятельности военкомата, не могло быть передано в муниципальную собственность на основании положений Закона от 21.11.1990 N 343-1 и к спорным правоотношениям применимы положения постановления Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 по вопросу разграничения государственной собственности в Российской Федерации.
Также в данном решении указано, что согласно пункту 1 постановления Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 и пункту 2 раздела 2 приложения N 1 к этому постановлению имущество Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Существование зарегистрированного права собственности муниципального образования города Тюмени на объект недвижимого имущества по адресу г. Тюмень, ул. Республики, д. 2, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
В пункте 52 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда разъяснили, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Пунктом 1 статьи 690 ГК РФ предусмотрено, что право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
В силу пункта 1 статьи 698 ГК РФ ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи; не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию; существенно ухудшает состояние вещи; без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу.
При указанных обстоятельствах, поскольку в рассматриваемом случае истец не является собственником спорного здания и не мог им являться ранее, то правовых оснований для удовлетворения исковых требований о расторжения договора и освобождении спорного здания не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2018 по делу N А70-2733/2018 подлежит отмене.
Апелляционные жалобы Военного Комиссариата Тюменской области и Министерства обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области" и Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 июня 2018 года по делу N А70-2733/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении исковых требований Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2733/2018
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени, Департамент имущественых отношений Администрации г. Тюмени
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Тюменской области"
Третье лицо: Департамент культуры Администрации г. Тюмени, Департамент культуры Администрации города Тюмени, Комитет по охране и использованию обьектов историко-культурного наследия Тюменской области, Комитет по охране и использованию оюьектов историко-культурного наследия Тюменской области, Министерство Обороны РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный институт культуры"