г. Москва |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А40-239384/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-239384/23,
по заявлению АО "ЭЛМА"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Москве
о признании незаконными решения
при участии:
от заявителя: |
Милосердов С.В. по доверенности от 10.01.2024; |
от ответчика: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ЭЛМА" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконными решения, оформленного уведомлением от 27.09.2023 N КУВД-001/2023-25996414/9.
Решением от 19.12.2023 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования,
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 20 июня 2023 года Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости N КУВД-001/2023-25996414, в связи с образованием нежилого помещения в результате объединения помещений с кадастровыми номерами 77:10:0002008:1577, 77:10:0002008:1578, 77:10:0002008:1579, 77:10:0000000:2090, 77:10:0000000:2091, расположенных по адресу: Москва, г. Зеленоград, проезд 4922-й, д. 4, стр. 2, а также в связи с изменением объекта недвижимости, произошедшим в результате перепланировок.
01 июля 2023 г. года Управление Росреестра по Москве вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, в котором указало на необходимость представления технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее Требования), а именно:
- выявлено нарушение п. 37 Требований в части включения в контур помещения на 2,3,4 этажах вентиляционных и лифтовых шахт;
- в нарушение п. 76 Требований во вновь образованном помещении (в описательных характеристиках) не указана нумерация комнат;
- выявлено увеличение площади вновь образованного помещения на 625,2 кв.м, вместе с тем аргументированного заключения в соответствии с п. 58 Требований кадастровым инженером не приведено;
- выявлены изменения всей внешней ограждающей конструкции здания за счет полной замены остекления на этажах 1, 2, 3 и 4, образования дополнительных входных групп на 1 этаже, расширение и закладка входных проемов в здании площадью 14487.9 кв.м.
С целью устранения, указанных в Уведомлении о приостановлении от 01.07.2023 замечаний, 07 июля 2023 г. Заявитель представил в Управление Росреестра по Москве исправленный технический план с заявлением о предоставлении дополнительных документов.
11 июля 2023 года Управлением Росреестра по Москве было вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ввиду того, что замечания, изложенные в предыдущем уведомлении не устранены.
03 августа 2023 г. Заявитель представил в Управление Росреестра по Москве еще один исправленный технический план с заявлением о предоставлении дополнительных документов.
08 августа 2023 года Управлением Росреестра по Москве было вынесено уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав:
- выявлено нарушение п. 37 Требований в части включения в контур помещения на 2,3,4 этажах вентиляционных и лифтовых шахт;
- выявлено увеличение площади вновь образованного помещения на 625,2 кв.м, вместе с тем аргументированного заключения в соответствии с п. 58 Требований кадастровым инженером не приведено;
- выявлены изменения всей внешней ограждающей конструкции здания за счет полной замены остекления на этажах 1, 2, 3 и 4, образования дополнительных входных групп на 1 этаже, расширение и закладка входных проемов в здании площадью 14487.9 кв.м.
25 сентября 2023 г. Заявитель представил в Управление Росреестра по Москве еще один исправленный технический план с заявлением о предоставлении дополнительных документов.
27 сентября 2023 года Управлением Росреестра по Москве было вынесено уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав:
- выявлены изменения всей внешней ограждающей конструкции здания за счет полной замены остекления на этажах 1, 2, 3 и 4, образования дополнительных входных групп на 1 этаже, расширение и закладка входных проемов в здании площадью 14487.9 кв.м.
- выявлено увеличение площади вновь образованного помещения на 625,2 кв.м, вместе с тем аргументированного заключения в соответствии с п. 58 Требований кадастровым инженером не приведено.
После ряда вышеперечисленных уведомлений, а также подачи Заявителем заявлений об устранении причин приостановки, Решением Управления Росреестра по Москве, оформленным Уведомлением от 27 сентября 2023 г. N КУВД-001/2023-25996414/9 в государственном кадастровом учете и регистрации прав Заявителю было отказано по вышеуказанным основаниям.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АО "ЭЛМА" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" установлены перечни видов строительных работ, при которых получение разрешения на строительство не требуется, что соответствует п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Приложением N 2 к указанному Постановлению "Виды работ по изменению объектов капитального строительства или их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающие права третьих лиц и не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство" установлены в т.ч. следующие виды работ по изменению объектов капитального строительства нежилого назначения и (или) их частей:
Пунктом 3.11. Приложения 2 к Постановлению определено, что к работам, не требующим получения разрешения на строительство, в том числе, относятся заделка проемов в несущих и ненесущих стенах, перегородках и перекрытиях (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке).
Пунктом 3.12. Приложения 2 к Постановлению определено, что к работам, не требующим получения разрешения на строительство, в том числе, относятся создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства.
К указанным работам относятся работы по замене остекления на этажах 1,2,3 и 4, расширение и закладка входных проемов.
Из материалов дела усматривается, что заявителем к техническому плану приложено уведомление Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (от 04.04.2023 г. исх. N МКА-20-2559/23-1) о том, что согласование изменения фасадов, связанное с заменой остекления по данному зданию с Москомархитектурой не требуется.
Пунктом 3.13 Приложения 2 к Постановлению определено, что к работам, не требующим получения разрешения на строительство, в том числе относятся создание и (или) изменение входных групп (лестниц, крылец, ступеней, пандусов и других площадок) в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания над приямками) или на первые этажи зданий общей площадью не более 15 кв.м (общая площадь входных групп, организуемых для целей создания (размещения) конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения, при учреждениях социальной сферы (учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.) - не более 40 кв.м) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье) - без устройства фундамента.
В соответствии с п.14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, обществом обоснованы все вышеуказанные изменения в помещениях, тогда как ответчик не доказал, что именно является нарушением, повлекшим отказ в государственной регистрации прав и кадастровом учете.
В соответствии с разработанным проектом перепланировок нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, пр-д 4922, д. 4, стр. 2, перепланировка нежилых помещений заключается в изменении конфигурации существующих помещений и состоит в т.ч. из следующих работ:
- демонтаж ненесущих перегородок;
- демонтаж витринного остекления;
- монтаж перегородок из ГКЛ;
- монтаж витринного остекления (страница 7 Проекта перепланировок, являющегося приложением к Техническому плану).
Указанные изменения также отражены в разделах Проекта "Планы этажей до перепланировки"/"Планы этажей после перепланировки".
В результате указанных перепланировок площадь помещений увеличилась с 13 496,4 кв.м до 14 030,4 кв м (страница 8 Проекта перепланировок), на 625,2 кв.м, т.е. не более чем на 3,9% от первоначальной площади помещений.
В разделе Технического плана Заключение кадастрового инженера сделан однозначный вывод: "Увеличение площади вновь образованного помещения на 625,2 кв.м. вызвано сносом перегородок и возведением новых более тонких, а также заменой двухслойного остекления на современные однослойное стеклопакеты, за счет чего освобождается полезная площадь пола, в связи с уточнением существующих размеров, которые получены путем измерения высокоточным современным оборудованием и пересчетом площадей (расчет площади находится в Приложении технического плана)."
Также в разделе "Архитектурно-планировочные решения" (страница 8 Проекта перепланировок) сделан вывод о том, что описанные строительно-монтажные работы не являются реконструкцией, так как не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, следовательно, в соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и п. 3 Приложения 2 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", получение разрешения на строительство для данного вида выполненных работ не требуется.
Таким образом, заявителем полностью, со ссылкой на разработанную техническую документацию, обосновано изменение площади помещений в соответствии с п. 58 Требований.
Управлением не доказано проведение каких-либо строительных или иных реконструктивных работ, в результате которых в здании были возведены новые помещения, или иным образом увеличилась площадь относительно ранее существовавших габаритов здания, что могло бы быть расценено как проведение реконструкции без получения разрешения на строительство.
Заявителем для цели государственного кадастрового учета изменений и государственной регистрации прав был подготовлен и подан в орган, осуществляющий государственную регистрацию и кадастровый учет технический план, отражающий все изменения, произведенные в здании, содержащий все необходимые координаты и сведения об объекте капитального строительства.
При этом технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный кадастровый учет изменений невозможным технически и/или незаконным. В аналогичных ситуациях судебная практика признает, что недостатки в техническом плане не могут являться причиной отказа в осуществлении кадастрового учета изменений.
Таким образом, обществом в Управление Росреестра по Москве были представлены все необходимые документы для совершения испрашиваемой государственной регистрации.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, зарегистрировав право собственности АО "ЭЛМА" и поставив на государственный кадастровый учет помещения по заявлению N КУВД-001/2023-25996414 от 20.06.2023 г., расположенные по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, проезд 4922, д. 4, стр. 2.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-239384/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-239384/2023
Истец: АО "ЭЛМА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ