Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2019 г. N Ф07-4637/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А56-93834/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Пасхали Ю.Н. по дов. от 22.01.2019
от ответчика: Дегтяренко А.А. по дов. от 17.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33195/2018) общества с ограниченной ответственностью "ИСК"Сфера"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 по делу N А56-93834/2018 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИСК"Сфера"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИСК "Сфера" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГАТИ) от 08.06.2018 N 1470 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 38133 от 18.04.2018.
Решением суда от 23.10.2018 оспариваемое постановление изменено в части размера административного штрафа, который уменьшен судом до 175000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда, признать незаконным полностью оспариваемое постановление. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, завершено, согласно Акту приемки от 25.12.2014, никакой зоны производства работ, на которой ГАТИ выявлены нарушения (получение ордера, ограждение, обеспечение безопасного прохода пешеходов), не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу ГАТИ просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, специалистом ГАТИ в период с 13.04.2018 по 18.04.2018 проведен осмотр "зоны производства работ по установке временного ограждения по ордеру ГАТИ N У-1926 от 21.05.2013" по адресу: Санкт-Петербург, ул.1-я Никитинская, д. 30, лит. А.
В протоколе осмотра от 18.04.2018 отражено следующее: "временное ограждение, установленное по ордеру ГАТИ N У-1926 от 21.05.2013, демонтировано, благоустройство не восстановлено; в месте установки временного ограждения и пешеходной галереи со стороны 1-й Никитинской улицы не восстановлено асфальтобетонное покрытие на сопряжении проезжей части и вновь построенного тротуара; на месте не восстановленного асфальтобетонного покрытия скапливаются осадки, не обеспечен свободный проход к зданию и проход в них, а также свободный въезд во дворы. Земельный участок, входящий в зону производства работ, по ордеру N У-1926 от 21.05.2013, не убран от загрязнений, пыли, смета. Ограждение зоны производства работ отсутствует. Со стороны 2-й Никитинской улицы не полностью демонтирован пандус, не восстановлено асфальтобетонное покрытие, не убран земельный участок от пыли и загрязнений, ордер ГАТИ не оформлен, ограждение зоны производства работ и информационный щит отсутствуют".
К протоколу осмотра приложена фототаблица из 10 фотографий, на которых запечатлены фрагменты многоквартирного жилого дома, тротуара и проезжей части.
В тот же день - 18.04.2018 в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях, в том числе:
- N 38133 - по пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70, которым Обществу вменено нарушение пунктов 3.1, 3.1.2, 4.3, 6.1 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга", утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.20016 N 875 (далее - Правила N 875), выразившееся в неисполнении Обществом (заказчиком работ) обязанности по получению ордера ГАТИ на производство работ, связанных с восстановлением благоустройства, тогда как ранее выданный ордер N У-1926 от 21.05.2013 истек;
- N 38135 - по пункту 3 статьи 14 Закона N 273-70, которым вменено нарушение пунктов 3.2.3, 3.2.6, 3.2.11, 3.2.1 Правил N 875, пунктов 15.1, 15.1.4 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), выразившееся в отсутствии ограждения зоны производства работ, невосстановлении элемента благоустройства (не выполнено примыкание асфальтобетонного покрытия к бордюрному камню, отсутствии водоотведения, в результате чего образуется застой воды), а также отсутствии информационного щита;
- N 38136 - по пункту 4 статьи 14 Закона N 273-70, которым вменено нарушение пункта 3.2.8 Правил N 875, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению свободных проходов к зданию, ввиду невосстановления асфальтобетонного покрытия, приводящего к скоплению воды, демонтажа пешеходной галереи, отсутствия ограждения опасных мест;
- N 38134 - по статье 21 Закона N 273-70, которым Обществу вменено нарушение пунктов 1.4.8, 3.2.22 Правил N 875, пункта 15.1.10 Приложения N 5 к Правилам N 961, выразившееся в невыполнении обязанности по очистке зоны производства от пыли и загрязнений, и восстановлению благоустройства после окончания строительных работ.
Определением от 08.06.2018 дела об административных правонарушениях N 38133, N 38135, N 38136, N 38134 объединены, объединенному делу присвоен N38133.
Постановлением от 08.06.2018 N 1470 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 38133 от 18.04.2018 Общество привлечено к ответственности, в соответствии с вышеуказанной квалификацией, в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества составов вмененных ему правонарушений, признал оспариваемое постановление законным, изменив лишь размер назначенного штрафа.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлещей удовлетворению, а решение суда отмене, ввиду следующего.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875.
Согласно разделу 4 Правил N 875 земляные работы при вскрытии грунта более 0,4 м (пункт 4.1) требуют получения ордера ГАТИ на производство указанных работ.
В силу пункта 6.1 Правил заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны получить ордер в ГАТИ до начала их производства. Выполнение указанных работ без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
Выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - работы), без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - ордер), а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 273-70 отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - правила благоустройства), влечет наложение административного штрафа.
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них, а также свободных въездов во дворы, обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ.
В период осмотра зоны производства работ и выявления правонарушения (18.04.2018) действовала статья 21 Закона N 273-70, предусматривающая административную ответственность за содержание объекта благоустройства или элемента благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии.
Приведенные положения Закона N 273-70 корреспондируют с требованиями, установленными Правилами N 875, Правилами N 961, нарушение которых вменяется Обществу в рассматриваемом деле.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 Правил до начала производства работ, указанных в разделе 4 Правил, в том числе ремонт покрытий, за исключением производства работ, указанных в разделе 5 Правил, замена бортовых камней на участках общей протяженностью более 100 м (пункт 4.3), производитель работ должен получить ордер ГАТИ на их производство,; контролировать сроки производства работ, качество восстановления объектов и элементов благоустройства, нарушенных при производстве работ, в случае необходимости соблюдать порядок переоформления ордера (пункт 3.1.2); заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено (пункт 6.1 Правил N 875). В силу пункта 3.2 Правил N 875 производитель работ обязан в том числе: оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии со схемой организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, красные фонари на углах ограждений и не реже чем через каждые 50 м вдоль ограждения. На углах ограждения, перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть, должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими нормами (подпункт 3.2.3); содержать ограждения зоны производства работ в чистом и исправном состоянии: ограждения зоны производства работ должны быть покрашены, очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей (пункт 3.2.6), - аналогичное требование содержится в пункте 15.1.4 Приложения N 5 к Правилам N 961; обеспечить при производстве работ свободные проходы к зданиям и входы в них путем установки через траншеи (зону производства работ) пешеходных мостиков с перилами, а также свободные въезды во дворы (пункт 3.2.8); обеспечить сохранность и содержание в исправном состоянии всех временных знаков, а также технических средств организации дорожного движения и их инженерных коммуникаций, находящихся в зоне производства работ и используемых при реализации временной схемы организации дорожного движения, а также временного ограждения зоны производства работ (пункт 3.2.11); содержать зону производства работ в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга (пункт 3.2.22).
Согласно пункту 1.4.8 Правил N 875, зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
По мнению апелляционного суда, административным органом не в полной мере исследованы и установлены все обстоятельства дела.
Согласно ордеру ГАТИ N У-1926 от 21.05.2013 Общество является заказчиком работ по установке временного ограждения по вышеуказанному адресу на срок по 30.12.2014, производителем работ указано ЗАО "ТОР".
Из представленного в материалы дела акта приемки объекта капитального строительства от 25.12.2014 следует, что строительство жилого дома со встроенными помещениями и автостоянкой, застройщиком которого являлось ООО "ИСК "Сфера", завершено. Доказательств дальнейшего производства на осмотренной ГАТИ территории земляных, ремонтных и иных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков (пункт 1.4.8 Правил N 875) в материалах дела не имеется.
Ссылка Инспекции и суда первой инстанции на акт от 31.12.2014, по мнению апелляционной коллегии, ошибочна. Согласно данному акту, "подтверждается восстановление в соответствии с Правилами производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, благоустройства, нарушенного при установке временного ограждения". Иных выводов, в том числе о наличии у Общества обязанности по восстановлению благоустройства, из содержания названного акта не следует.
Положенным в основу оспариваемого постановления протоколом осмотра от 18.04.2018 факт производства работ не зафиксирован, в связи с чем указания о несоблюдении Обществом требований Правил N 875 и Правил N 961, предписывающих до начала производства работ получить ордер, оградить зону производства работ, обеспечить при производстве работ свободные проходы к зданиям и входы, содержать зону производства работ в соответствии с требованиями Правил благоустройства, несостоятельны, ввиду отсутствия на осмотренной территории, как зоны производства работ, так и собственно производства каких-либо работ.
Таким образом, вменяемые Обществу события правонарушений, которые влекут ответственность, предусмотренную пунктам 1, 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70, не подтверждены, что, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, следует признать ошибочными выводы суда первой инстанции о доказанности в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, в том числе, о наличии у заявителя возможности для соблюдения правил и норм, нарушение которых влечет административную ответственность.
Статья 21 Закона N 273-70 действовала на момент совершения административного правонарушения, но на момент вынесения постановления по административному делу исключена Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2018 N 170-36.
Вместе с тем, с 22.04.2018 ответственность за данное правонарушение установлена пунктом 11 статьи 20 Закона N 273-70, согласно которому нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа.
Учитывая, что диспозиция пункта 11 статьи 20 Закона N 273-70 (ранее - статья 21 Закона N 273-70) предполагает возможность привлечения к административной ответственности за ненадлежащее содержание объекта благоустройства исключительно собственника либо владельца такого объекта, административному органу следовало выяснить, в чьем владении на момент выявления правонарушения находится спорный объект.
Таким образом, ГАТИ не установлены обстоятельства, подлежащие установлению в силу статьи 26.1 КоАП РФ, а констатации факта невосстановления благоустройства по окончании срока действия ордера недостаточно для вменения Обществу выявленного нарушения.
Суд ошибочно согласился с доводами ГАТИ о том, что поскольку по состоянию на 15.10.2018 ордер ГАТИ не закрыт/не переоформлен, Общество продолжает нести обязанности по содержанию зоны производства работ в надлежащем состоянии.
По мнению апелляционного суда, из указанного факта следует иной вывод - Общество в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, могло быть привлечено к административной ответственности за невыполнение обязанности по переоформлению (закрытию) ордера ГАТИ N У-1926 от 21.05.2013, либо за невосстановление благоустройства по окончании срока действия указанного ордера, на основании пункта 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Также следует отметить, что невыполнение публично-правовой обязанности по восстановлению благоустройства обусловлено отсутствием гражданско-правовых правомочий у заявителя в отношении спорного объекта благоустройства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 по делу N А56-93834/2018 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 08.06.2018 N 1470 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 38133 от 18.04.2018.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93834/2018
Истец: ООО "ИСК"Сфера"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Третье лицо: К/у Мариничев А.И.