г. Красноярск |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А33-18345/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря судебного заседания Ржихановой Е.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Наймушина Александра Анатольевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" ноября 2018 года по делу N А33-18345/2018, принятое судьёй Лесковым Р.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Наймушин Александр Анатольевич (ИНН 246500514292, ОГРН 304246507700103, далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска, муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - МКУ "УДИБ") о признании недействительным распоряжения администрации города Красноярска от 08.08.2017 N 3458-недв в части передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:252267 МКУ "УДИБ" в постоянное бессрочное пользование, применении последствий недействительности в виде прекращения права постоянного бессрочного пользования МКУ "УДИБ" на вышеуказанный земельный участок.
Определением от 14.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент градостроительства администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение по следующим основаниям.
- МКУ "УДИБ" создано для реализации полномочий органа местного самоуправления по организации исполнения функций по содержанию объекта муниципальной собственности (автодороги). Организация исполнения функций не есть осуществление функций по ремонту и содержанию дорог, МКУ "УДИБ" не обладает функциями хозяйствующего субъекта, который осуществляет содержание автодорог, их ремонт и благоустройство, оно организует этот процесс посредством выполнения функций муниципального заказчика по ремонту и содержанию дорог;
- сооружение дорожного хозяйства, используемое по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не может быть передано на праве оперативного управления МКУ "УДИБ", поскольку такое имущество предназначено для общего пользования, а закрепление его за казенным учреждением не соотносится с предметом и целями деятельности учреждения.
Третье лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и индивидуальный предприниматель Наймушин Александр Анатольевич (владелец) заключили договор на размещение временного сооружения от 19.02.2013 N Н/13348 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 1390 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов, 45а, и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством и договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью. Согласно пункту 1.2 договора срок действия договора устанавливается до 31.12.2016.
В соответствии с пунктом 5.3 договор подлежит расторжению досрочно в случае принятия администрацией города Красноярска решения о предоставлении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, для строительства в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке города Красноярска.
Дополнительным соглашением от 22.02.2017 N Н/861/с срок действия договора продлен до 01.01.2020.
Согласно пункту 4 дополнительного соглашения от 22.02.2017 N Н/861/с пункт 5.3. договора изложен в новой редакции:
"5.3. Основанием для досрочного расторжения договора является:
5.3.1. Наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
5.3.2. Размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной нуждой.
5.3.3. Наличие двух аналогичных актов проверки уполномоченного на проведение такой проверки органа либо постановлений по делу об административном правонарушении, свидетельствующих о несоответствии временного сооружения схеме размещения временных сооружений, схеме размещения нестационарных торговых объектов, договору на размещение временного сооружения, иным требованиям, предъявляемым к временным сооружениям настоящим Положением, датированным с разницей во времени не менее одного месяца.
5.3.4. Иные случаи, предусмотренные договором.
Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее, чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.".
Письмом от 18.08.2017 N 11-6046 администрация города Красноярска уведомила индивидуального предпринимателя Наймушина А.А. об одностороннем отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 19.12.2013 N Н/13348 с 21.11.2017 в связи с предоставлением земельного участка, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "УДИБ" на основании распоряжения администрации города Красноярска от 08.08.2017 N 3458-недв и предложила обратиться с заявлением о предоставлении компенсационного места.
Постановлением администрации города Красноярска от 29.12.2017 N 859 "О внесении изменений в постановление администрации города от 27.11.2012 N 595" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска исключена строка с номером 1390.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.02.2014 серии 24 ЕЛ 379042 за муниципальным образованием город Красноярск на праве собственности зарегистрирована автомобильная дорога, кадастровый номер 24:50:0000000:187501, площадью 92970 кв.м., адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Металлургов от ул. Ястынская до ул. Краснодарская.
Распоряжением администрации города Красноярска от 08.08.2017 N 3458-недв МКУ "УДИБ" в постоянное бессрочное пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252267, г. Красноярск, Советский район, пр. Металлургов, от ул. Ястынской до ул. Краснодарской.
Согласно выписке из ЕГРН от 09.08.2018 N КУВИ-001/2018-5575476 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252267, площадью 136653 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, Советский район, пр. Металлургов, от ул.Ястынская до ул.Краснодарская, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт, поставлен на кадастровый учет 14.07.2017, право собственности муниципального образования город Красноярск зарегистрировано 14.07.2017, право постоянного бессрочного пользования МКУ "УДИБ" зарегистрировано 25.08.2017.
Ссылаясь на статьи 25, 39.9, Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Индивидуальный предприниматель Наймушин А.А. обратился с требованием о признании недействительным распоряжения от 08.08.2017 N 3458-недв в части передачи земельного участка 24:50:0000000:252267 МКУ "УДИБ" в постоянное бессрочное пользование.
Оспариваемое распоряжение администрации подпадает под понятие ненормативного правового акта, поскольку по своей правовой природе является реализацией органом местного самоуправления предоставленных ему распорядительных полномочий, носит распорядительный характер, обуславливает реализацию права собственника на определение судьбы принадлежащего ему имущества, в связи с чем может быть оспорено в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что основания для признания недействительным распоряжения администрации города Красноярска от 08.08.2017 N 3458-недв в части передачи земельного участка 24:50:0000000:252267 МКУ "УДИБ" в постоянное бессрочное пользование отсутствуют.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
На основании пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Согласно пункту 3 статьи 39.9 ЗК РФ в решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также:
1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу;
2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка;
3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.
Кроме того, пунктом 4 статьи 39.9 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что администрация действовала в пределах своей компетенции, при наличии правовых оснований для принятия оспариваемого ненормативного акта. Судом не установлено несоответствие оспариваемого распоряжения указанным нормам права. У администрации не было причин, установленных законом, отказаться от передачи земельного участка. Доказательств, подтверждающих предоставление спорного земельного участка иному лицу, в том числе заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, в материалы дела не представлено.
Настаивая в апелляционной жалобе на отсутствии необходимости в передаче земельного участка МКУ "УДИБ" предприниматель не учитывает следующие обстоятельства.
Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города, а также содержание данных автомобильных дорог, в том числе оборудование необходимыми дорожными знаками и другими элементами обустройства дорог, отнесены к вопросам местного значения поселения и являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как было ранее указано, статья 39.9 ЗК РФ устанавливает ограниченный круг лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в том числе казенным учреждениям.
В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации города от 02.07.2013 N 74-гх, муниципальное казенное учреждение г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" создано для исполнения за счет бюджетных средств муниципальных контрактов от имени муниципального образования в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, путем осуществления технического надзора и контроля за выполнением работ по капитальному ремонту, содержанию городских дорог местного значения в границах города, искусственных сооружений на них, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Красноярска, благоустройства и озеленения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Автомобильные дороги являются объектами муниципальной собственности, закреплены за учреждением на праве постоянное (бессрочное) пользование.
Запретов по передаче в постоянное (бессрочное) пользование объектов, к которым относятся сооружения дорожного хозяйства законодательством не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что имущество общего пользования не может быть закреплено на праве постоянного (бессрочного) пользования противоречит законодательству.
Согласно статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использование земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог допускается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации (на условиях публичного сервитута); в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций (на условиях частного сервитута).
Доказательств того, что спорное распоряжение нарушает какие либо указанные нормы, не представлено.
Согласно выписке из ЕГРН от 09.08.2018 N КУВИ-001/2018-5575476 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252267, площадью 136653 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, пр.Металлургов, от ул.Ястынская до ул.Краснодарская, виды разрешенного использования - автомобильный транспорт, поставлен на кадастровый учет 14.07.2017, право собственности муниципального образования город Красноярск зарегистрировано 14.07.2017, право постоянного бессрочного пользования муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" зарегистрировано 25.08.2017.
Как следует из материалов дела, предприниматель разместил на спорном земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:252267 временное сооружение на основании договора от 19.12.2013 N Н/13348, срок действия которого до 01.01.2020 (дополнительное соглашение от 22.02.2017 N Н/861/с).
Доказательств, подтверждающих, что заявитель имеет какие-либо вещные права или материально-правовые притязания в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:252267, в материалы дела не представлено.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанные выше нормы ЗК РФ и Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" связывают наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 (далее - Порядок N 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
Согласно постановлению от 27.11.2012 N 595 срок размещения павильона N 1390 в схеме был установлен до 01.01.2020.
Постановлением администрации города Красноярска от 29.12.2017 N 859 "О внесении изменений в постановление администрации города от 27.11.2012 N 595" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска исключена строка с номером 1390.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 809 размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
К временным сооружениям относится киоск - временное сооружение закрытого типа без зала обслуживания и подсобного помещения; павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункты 10 и 16 пункта 4 Положения N 809).
В силу пункта 7 Положения N 809 органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент социально-экономического развития администрации города (далее - Уполномоченный орган).
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пунктом 10 Положения N 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет. При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве в случае, если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок.
Согласно пункту 12 Положения N 809 органы, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, выявляют факты размещения временных сооружений с нарушением требований настоящего Положения, факты размещения временных сооружений, срок размещения которых истек. Порядок взаимодействия органов администрации города Красноярска при выявлении указанных фактов определяется правовыми актами города.
В соответствии с пунктом 13 Положения N 809 юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются в Уполномоченный орган. Юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном им на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прилагают документы, подтверждающие права на земельный участок.
Продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в Уполномоченный орган. В случае продления срока размещения временного сооружения, расположенного на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок (пункт 16 Положения N 809).
Продление срока размещения временного сооружения осуществляется путем заключения договора на размещение временного сооружения (пункт 17 Положения N 809).
В соответствии с пунктом 18 Положения N 809 уполномоченный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы. При наличии оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, Уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты регистрации заявления готовится отказ в продлении срока размещения временного сооружения. В случае отсутствия оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, Уполномоченным органом готовится проект договора на размещение временного сооружения.
Основаниями для отказа в продлении срока размещения временного сооружения являются, в том числе: 3) истечение срока (периода) размещения временного сооружения, установленного в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в том числе истечение срока (периода) размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, либо исключение временного сооружения, в том числе нестационарного торгового объекта, из соответствующей схемы (пункт 19 Положения N 809).
Таким образом, в силу изложенных норм права основанием для размещения нестационарных торговых объектов является наличие такого объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования и договор на размещение временного сооружения.
Поскольку на спорном земельном участке находится павильон предпринимателя (нестационарный торговый объект), в силу изложенных норм ЗК РФ использование земельного участка возможно без его предоставления, то есть без заключения договора аренды земельного участка; размещение спорного нестационарного торгового объекта осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска и договора на размещение временного сооружения, то суд приходит к выводу о том, что обязательственные права заявителя на размещение временного сооружения распоряжением администрации города Красноярска от 08.08.2017 N 3458-недв в части передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:252267 муниципальному казенному учреждению "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" в постоянное бессрочное пользование не нарушались на момент вынесения оспариваемого распоряжения и не нарушаются в настоящий момент.
В силу пункта 20 Положения N 809 и дополнительного соглашения от 22.02.2017 N Н/861/с предоставление заявителю земельного участка носило временный характер, для размещения временного объекта, предполагающее возможность досрочного расторжения договора в порядке и по основаниям, предусмотренном нормативными правовыми актами и договором.
Правоотношения, возникшие между муниципальным казенным учреждением "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" и администрацией являются вещно-правовыми, а правоотношения заявителя и администрации являются обязательственными.
Как следует из содержания статьи 398 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии нескольких претендующих на имущество лиц приоритет всегда имеет обладатель вещно-правовых правомочий, а при отсутствии такового (то есть, когда все требования основаны исключительно на обязательственных правоотношениях) преимущество отдается тому лицу, чье обязательство возникло раньше.
Следовательно, в рассматриваемом споре имеют приоритет вещные правоотношения, связанные с предоставлением спорного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
На основании всего изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения жалобы.
При подаче апелляционной жалобы предпринимателем оплачено 150 рублей государственной пошлины на основании чека-ордера от 17.05.2018. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на предпринимателя. Государственная пошлина уплачена при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2018 года по делу N А33-18345/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.