г. Киров |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А29-12770/2018 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дьяконовой Т.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и общества с ограниченной ответственностью "Делтрейд"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2018 по делу N А29-12770/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства в составе судьи Гайдак И.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЛТРЕЙД" (ИНН: 1101028029, ОГРН: 1031100404620)
о взыскании 47500 руб. штрафа,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Делтрейд" (далее - ответчик, ООО "Делтрейд") о взыскании 47500 руб. штрафа, начисленного на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2018 исковые требования удовлетворены с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в сумме 23750 руб.
Стороны, не согласившись с принятым решением, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Истец в жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, отказать ответчику в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя, основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют. Одно лишь заявление ответчика о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства без предоставления соответствующих доказательств не может являться основанием для применения данной статьи.
Ответчик в жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, снизить размер штрафа в пять раз до 9500 руб.
ООО "Делтрейд" поясняет, что указывая в транспортной накладной сведения о грузе, оно руководствовалось данными, указанными производителем товара, не умышленно внесло недостоверные сведения о грузе в железнодорожную накладную, не преследуя цель снизить стоимость перевозки и причинить вред ответчику. В данном случае вина общества является несущественной.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.04.2018 грузоотправителем ООО "Делтрейд" на станции Сыктывкар Северной железной дороги по транспортной накладной N ЭЕ831607 (л.д. 41) отправлен вагон N 94373206 с грузом - корма для животных в адрес ИП Погодицкого Евгения Леонидовича до станции Воркута Северной железной дороги.
Размер провозной платы, определенной исходя из массы груза, отраженной в накладной, составил 9500 руб.
23.04.2018 на станции Воркута Северной железной дороги при комиссионной проверке контейнера N RZDU0393416 выявлено несоответствие наименования груза относительно данных, указанных в перевозочных документах грузоотправителем. Установлено, что согласно перевозочным документам груз значится как "корма для животных" с указанием по единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (далее - ЕТСНГ) кода 541024, что соответствует наименованию "комбикорма всякие", фактически в контейнере оказался сборный груз, в том числе не указанный в перевозочных документах: комбикорма всякие, консервы для животных мясные и мясорастительные (код по ЕТСНГ 581110), консервы рыбные (код по ЕТСНГ 581356). При этом согласно перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования правил перевозок грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 38, груз "консервы всякие" подлежит сопровождению в пути следования.
По данному факту ОАО "РЖД" составлены: акт общей формы N М/441 от 23.04.2018 (л.д.32), коммерческий акт N СЕВ180124232 от 23.04.2018 (л.д. 33).
В соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за искажение сведений в перевозочных документах истец начислил ответчику штраф в размере 47500 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 10.07.2018 (л.д. 45) с требованием об оплате штрафа в добровольном порядке оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Ответчик заявил ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев исковые требования и ходатайство ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца, о наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшения штрафа, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца 23750 руб. штрафа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - количество грузовых мест.
На основании статьи 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.
В силу статьи 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43) установлено, что в соответствии со статьей 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30) разъяснил: при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки.
Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
Рассматривая споры, связанные с взысканием штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, следует иметь в виду, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов, штраф определяется исходя из размера платы за перевозку фактически перевозимого груза (в частности, веса или наименования груза). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что факт искажения сведений в перевозочных документах и превышение грузоподъемности подтверждено материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении суммы штрафа.
Согласно пункту 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (Определение от 21.12.2000 N 263-О), предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации.
В пунктах 69, 73, 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно.
В соответствии с пунктом 78 выше названного Постановления Пленума Верховного суда правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, четких критериев ее определения применительно к тем или иным категориям дел, рассматриваемым спорным правоотношениям сторон законодательством не предусмотрено. В каждом отдельном случае суд по своему внутреннему убеждению вправе определить такие пределы, учитывая обстоятельства каждого конкретного дела.
В рассматриваемом случае штраф в размере пятикратной провозной платы установлен УЖТ РФ как максимально возможный.
Как следует из материалов дела, в результате искажения сведений в перевозочных документах стоимость перевозки повысилась незначительно.
При данных обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о причинении перевозчику значительных убытков или наступления иных неблагоприятных последствий вследствие допущенных ответчиком нарушений, в том числе для безопасности движения и охраны груза, суд первой инстанции, руководствуясь принципом соразмерности и соблюдения баланса интересов сторон, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера предъявленной к взысканию неустойки и, применив 333 ГК РФ, правомерно снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 23750 руб.
Доводы ответчика о наличии оснований для большего снижения неустойки не могут быть признаны обоснованными, поскольку не подтверждены документально.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 229, 269 пункт 1, 271, 272.1, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2018 по делу N А29-12770/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общества с ограниченной ответственностью "Делтрейд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12770/2018
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Делтрейд"