Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2019 г. N Ф04-1660/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
1 февраля 2019 г. |
Дело N А27-13479/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скачковой О.А.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (N 07АП-12173/2018) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 ноября 2018 года по делу N А27-13479/2018 (судья Исаенко Е.В.)
по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040)
к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 137 "Детский сад присмотра и оздоровления" (ОГРН 1024200715747, ИНН 4205008103)
о взыскании ущерба в размере 7843,53 руб.,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - без участия (извещен),
от ответчика - без участия (извещен),
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд, фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 137 "Детский сад присмотра и оздоровления" (далее - ответчик, МБДОУ N 137 "Детский сад присмотра и оздоровления") о взыскании 7843,53 руб. ущерба, причиненного в результате несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, повлекших переплату пенсии.
Решением суда от 01.11.2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что поскольку только 02.11.2017 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М май 2016 года (тип формы "дополняющая") на 40 застрахованных лиц, то произведена излишняя выплата Масуфрановой Л.Н. страховой пенсии по старости за период с 01.08.2016 по 31.10.2017 в сумме 7843,53 руб., при этом работодатель несет ответственность за достоверность и своевременность представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в виде возмещения пенсионному фонду причиненного ущерба.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Масуфранова Людмила Николаевна с 12.05.1997 является получателем трудовой пенсии по старости.
По состоянию на апрель 2016 года она являлась работником МБДОУ N 137 "Детский сад присмотра и оздоровления", работодателем в отношении нее представлялись сведения, необходимые для индивидуального персонифицированного учета в системе пенсионного страхования РФ. Сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года представлены страхователем своевременно 06.05.2016.
08.06.2016 страхователем представлены исходные сведения по форме СЗВ-М за май 2016 года на 0 застрахованных лиц.
30.06.2016 страхователем представлена исходная форма СЗВ-М за июнь 2016 года на 0 застрахованных лиц.
04.08.2016 страхователем представлены исходные сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
21.07.2016 пенсионным фондом вынесено распоряжение о перерасчете размера пенсии с 01.08.2016. До указанной даты пенсия составляла 13008,28 руб., после увеличилась до 13529,04 руб. Пенсия в указанном размере выплачивалась с августа 2016 года по июль 2017 года, сумма излишне начисленной и выплаченной индексации составила 6249,12 руб.
20.07.2017 пенсионным фондом произведена повторная индексация пенсии. До указанной даты пенсия составляла 13275,71 руб., после увеличилась до 13807,18 руб. Пенсия в указанном размере выплачивалась с августа 2017 года по октябрь 2017 года, сумма излишне начисленной и выплаченной индексации составила 1594,41 руб.
Сведения по формам СЗВ-М за май, июнь 2016 года с типом "дополняющая" на 40 застрахованных лиц и 42 застрахованных лица, соответственно (в частности на Масуфранову Л.Н.), представлены страхователем 02.11.2017.
Между тем, ответчиком своевременно 18.07.2016 представлен отчет по форме РСВ-1 за 2 квартал 2016 года, в разделе 6 которого содержались сведения на всех работников учреждения, в том числе на Масуфранову Л.Н.
После получения от страхователя 02.11.2017 дополняющих сведений по форме СЗВ-М за май 2016 года пенсионный фонд решениями от 13.12.2017 произведен пересмотр ранее вынесенного решения.
В связи с представлением страхователем недостоверных исходных сведений по форме СЗВ-М за май 2016 года произведена излишняя выплата пенсионерке страховой пенсии по старости в сумме 7843,53 руб.
По мнению пенсионного фонда, ущерб от излишней выплаты пенсии причинен по вине страхователя и подлежит возмещению за его счет.
Указанное послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае страхователем допущены нарушения при предоставлении в пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М, однако они не находятся в прямой причинно-следственной связи с причиненным ущербом. На дату вынесения распоряжения о выплате пенсии с учетом индексации истец располагал сведениями о непрерывной трудовой деятельности пенсионера и соответственно должен был знать об отсутствии оснований для индексации. Ущерб не наступил бы при надлежащей реализации пенсионным фондом своих полномочий.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом совокупности условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков.
Следовательно, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер убытков и причинно-следственную связь между первым и вторым обстоятельствами. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных условий.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В части 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с представлением страхователем недостоверных исходных сведений по форме СЗВ-М за май 2016 года произведена излишняя выплата пенсионерке страховой пенсии по старости в общей сумме 7843,53 руб.
Апеллянт в жалобе указывает на то, что поскольку только 02.11.2017 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М май 2016 года (тип формы "дополняющая") на 40 застрахованных лиц, то произведена излишняя выплата Масуфрановой Л.Н. страховой пенсии по старости за период с 01.08.2016 по 31.10.2017 в сумме 7843,53 руб., при этом работодатель несет ответственность за достоверность и своевременность представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в виде возмещения пенсионному фонду причиненного ущерба.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы по следующим основаниям.
Как указывалось выше, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В данном случае материалами дела подтверждается, что страхователем своевременно представлен в пенсионный фонд отчет по форме РСВ-1 за 2 квартал 2016 года - 18.07.2016, в разделе 6 которого содержались сведения на всех работников учреждения, в том числе на Масуфранову Л.Н.
Так, в отношении Масуфрановой Л.Н. в пункте 6.1 расчета "сведения об увольнении застрахованного лица" отметка об увольнении отсутствовала, указаны суммы начисленных ей выплат за апрель (11764,22 руб.), май (10418,72 руб.) и июнь (10418,72 руб.) 2016 года (пункт 6.4 отчета), при этом в качестве периода работы был обозначен второй квартал 2016 года полностью без перерывов с 01.04.2016 по 30.06.2016 (пункт 6.8 отчета).
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в дело документы, принимая во внимание, что на момент принятия решения о выплатах, начиная с июля 2016 года у фонда имелись данные об осуществлении пенсионеркой Масуфрановой Л.Н. трудовой деятельности, а также с учетом установленного Федеральным законом N 400-ФЗ порядка выплаты страховой пенсии в период осуществления работы, у фонда отсутствовали основания для осуществления выплат в индексированном размере, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по предоставлению сведений за май 2016 года по форме СВЗ-М и возникновением у истца убытков.
Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 14.08.2018 N 304-КГ18-11128 по делу N А75-10744/2017, от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903 по делу N А82-18736/2017.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд также приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения требований фонда о взыскании ущерба отсутствовали, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя, который освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 ноября 2018 года по делу N А27-13479/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13479/2018
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области межрайонное
Ответчик: МБДОУ N 137 "Детский сад присмотра и оздоровления"