Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2019 г. N Ф06-46337/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
01 февраля 2019 г. |
дело N А55-20007/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,
с участием:
от муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации г.о. Тольятти - Курылева Т.А., доверенность N 9153/1 от 21.11.2018 (до перерыва),
от Министерства управления финансами Самарской области - Медведкина М.В., доверенность N 571/07 от 20.12.2018,
от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Правительства Самарской области - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2018 года по делу N А55-20007/2018 (судья Каленникова О.Н.)
по иску муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации г.о. Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741)
к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, ИНН 6316176298) о взыскании,
третьи лица: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице администрации г.о. Тольятти (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик) о взыскании за счет казны Самарской области убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещении инвалидам по решениям судов, в размере 6 938 565 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство управления финансами Самарской области и Правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда от 22.11.2018 исковые требования удовлетворены.
С субъекта Российской Федерации - Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти взысканы убытки, возникшие в результате внеочередных предоставлений жилых помещении инвалидам по решениям судов, в размере 6 938 565 руб.
Ответчик и третье лицо Министерство управления финансами Самарской области не согласились с принятым судебным актом и обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просят отменить решение как незаконное и необоснованное.
Ответчик считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, решение принято с не правильным применении норм материального права, выводы суда противоречат судебной практике.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, обеспечение жилыми помещениями спорной категории граждан осуществляется муниципальными образованиями с использованием трансфертов, при этом при их предоставлении, субъект РФ не уполномочен указывать цели, на которые они выделяются. Расходование трансфертов отнесено к компетенции муниципальных образований. Самарская область перечисляла данные трансферты г.о.Тольятти.
Законом Самарской области "О жилище" установлены условия и порядок признания граждан малоимущими для предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (статья 3), основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях (статья 6) и принятие на учет указанных граждан (статья 9).
Принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан в отсутствие малоимущности названным законом не установлено.
После 01.01.2005 отдельная постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан только по причине наличия у них инвалидности не предусмотрена.
Постановка на учет таких граждан может осуществляться исключительно на общих основаниях - если они являются, во-первых, малоимущими, и во-вторых, нуждающимися в жилых помещениях (в том числе в связи с хроническим заболеванием).
Распоряжениями администрации (мэрии) гражданам предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда, стоимость которых администрацией интерпретируется в качестве убытков, истребуемых по настоящему делу с Самарской области.
Однако убытки у администрации отсутствуют, поскольку обеспечение жилыми помещениями указанных граждан относится к вопросам местного значения.
Позиция об использовании межбюджетных трансфертов на обеспечение жилыми помещениями спорной категории граждан подтверждается Определениями Верховного Суда РФ от 30.11.2015 N 303-ЭС15-8812, от 01.12.2015 N 303-ЭС15-9208, и постановлениям апелляционных инстанций.
При этом применение жилищного законодательства РФ разъяснено Конституционным Судом РФ, согласно позиции которого, встающие на учет после 01.01.2005 инвалиды обеспечиваются жильем только при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая осуществляется при наличии малоимущности.
Ссылки суда на Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее -Закон N 184 - ФЗ), Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Закон Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан ( далее- Закон Самарской области N 87-ГД) проживающих на территории Самарской области" являются несостоятельными.
Поименованные законы содержат только положение об обеспечении жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, но данное обеспечение осуществляется за счет средств федерального, а не областного бюджета. При этом в отношении лиц, поставленных на учет до 01.01.2005, Самарской областью в полном объеме исполнена обязанность по передаче поступивших из федерального бюджета денежных средств путем предоставления субвенций органам местного самоуправления, что подтверждается законами Самарской области об областном бюджете.
Таким образом, субъект РФ обязывают финансировать обеспечение жилым помещением малоимущих нуждающихся граждан, что является нарушением норм ЖК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, поскольку на реализацию администрацией вопросов местного значения Самарской областью межбюджетные трансферты уже выделены, взыскание с Самарской области вышеуказанных денежных средств является повторным финансированием субъектом РФ данных вопросов, что противоречит принципам бюджетной системы РФ (статья 28 БК РФ). Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указало, что вывод суда о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации, надлежащим ответчиком определен субъект Российской Федерации - Самарская область не соответствует нормам действующего законодательства, а также позиции высших судебных инстанций.
Арбитражный суд Самарской области, возлагая на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, не установил правовые основания для возмещения убытков истца за счет казны Самарской области, а также причинно-следственную связь между действиями Самарской области и убытками администрации.
По мнению заявителя убытки у истца не могли возникнуть, в силу того, что обеспечение граждан, указанных в исковом заявлении, жилым помещением по договору социального найма относится к исключительной компетенции муниципального образования, так как данные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущие граждане, а не как инвалиды, в этой связи, предоставляя гражданам жилые помещения, муниципальное образование реализовывало полномочия, предусмотренные Законом N 131-ФЗ,
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской федерации (далее- ЖК РФ) относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Принимая во внимание полномочия органов местного самоуправления (обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями статья 14 Закона N 131-ФЗ заявитель полагает, что суд первой инстанции неверно применил нормы права о разграничении полномочий между различными уровнями власти, так как основания для удовлетворения требований за счет средств областного бюджета отсутствуют.
Суд первой инстанции возложил обязанность по финансированию расходов муниципального образования на субъект Российской Федерации в отсутствии соответствующего расходного обязательства на уровне Самарской области, принятого в установленном порядке, что противоречит требованиям бюджетного законодательства.
Законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих инвалидов (вставших на учет после 01.01.2005), в этой связи обязанность Самарской области по возмещению убытков администрации отсутствует.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 126 ГК РФ, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
Довод истца относительно обязанности Самарской области обеспечивать финансирование расходного обязательства, предусмотренного Жилищным кодексом РФ, противоречит требованиям федерального законодательства и принят судом необоснованно.
Самарская область не наделяла соответствующими полномочиями органы местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года. Расходные обязательства Самарской области при отсутствии нормативного закрепления не могут возникнуть.
Судом первой инстанции не принят во внимание довод, что в бездействиях Самарской области отсутствует противоправность, выразившаяся в неисполнении обязанности по возмещению убытков органа местного самоуправления, возникших в связи с внеочередным предоставлением жилых помещений гражданам, указанным в федеральном законодательстве, в силу того, что соответствующие обязанности не предусмотрены в законодательстве Самарской области.
Также заявитель считает, что суд неправильно определил размер убытков, поскольку норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма равна 18 кв.м.
Превышение нормы предоставления жилых помещений, указанной в Законе Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД при предоставлении квартир не находится в причинной связи с бездействием ответчика и, следовательно, требование о взыскании суммы истцом заявлено необоснованно. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца отклонил доводы жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, с учетом дополнения к нему.
Представители ответчика и третьего лица Правительства Самарской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей истца и третьего лица - Министерства, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
На основании решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 01.04.2015 мэрия городского округа Тольятти обязана предоставить Чемаевой С.В., Чемаеву К.С. жилое помещение муниципального жилищного фонда и заключить договор социального найма.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 01.06.2016 N 3202-р/5 Чемаевой С.В. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Ворошилова, д. 16, кв. 169, рыночной стоимостью 1 206 295 руб.
На основании решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 20.05.2016 мэрия городского округа Тольятти обязана предоставить Тамбовцеву Г.Н. жилое помещение по договору социального найма на состав семьи один человек по установленным нормам.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 03.06.2016 N 3260-р/5 Тамбовцеву Г.Н. были предоставлены комнаты общей площадью 13,4 кв.м. и 16,2 кв.м. по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д.19, комнаты N 143, N 144., рыночной стоимостью 437 233 руб. и 528 595 руб.
На основании Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 26.05.2015 мэрия городского округа Тольятти обязана предоставить Грива Г.М. с составом семьи 2 человека: сын - Грива А.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Распоряжением мэрии городского округа Тольятти от 03.06.2016 N 3266-р/5 Грива Г.М. были предоставлены однокомнатные квартиры, расположенные по адресам: г. Тольятти, б-р Туполева, д. 17, кв. 228 и г. Тольятти, ул. Победы, д.12, кв.13/3, рыночной стоимостью 731 426 руб. и 1 180 917 руб.
На основании решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23.09.2015 мэрия городского округа Тольятти обязана предоставить Петровой О.С. жилое помещение по договору социального найма на состав семьи три человека.
Распоряжением мэрии городского округа Тольятти от 03.06.2016 N 3273-р/5 Петровой О.С. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д.56, кв. 41, рыночной стоимостью 1 237 028 руб.
На основании решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19.03.2015 мэрия городского округа Тольятти обязана предоставить Ахуновой О.В. жилое помещение по договору социального найма на состав семьи три человека.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 13.07.2016 N 4177-р/5 Ахуновой О.В. была предоставлена комната по адресу: г. Тольятти, ул. Автостроителей, д.68, комн. 212 и однокомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Матросова, д.43, кв. 1, рыночной стоимостью 525 669 руб. и 1 091 402 руб. соответственно.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение перечисленных квартир не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункта 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закон Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статей 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 ГК РФ, статей 158, 184 Бюджетного кодекса РФ неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50) а также положениями ЖК РФ (статьи 14,19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 часть 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 стать 57 ЖК РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Мэрия городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковое требование за счет казны Самарской области.
Суд правильно указал, что исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно, мэрия г. о. Тольятти не могла отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, ответчиком в материалы дела не представлено.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится, в том числе, обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доводы ответчика о том, что требование к ответчику является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона N 131-ФЗ согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, судом первой инстанции правомерно признаны несостоятельными, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции о понуждении истца предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, приведенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Довод ответчика со ссылкой на постановление мэра города Тольятти от 05.10.2005. N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти", что мэрия г.о. Тольятти, предоставляя жилье гражданам превысила учетную норму жилья, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан, а не инвалидов.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В данном случае при предоставлении вышеуказанным гражданам жилых помещений, нормы указанного закона не нарушены.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчика и третьего лица - Министерства основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Довод третьего лица - Министерства о неправильном определении размера убытков, поскольку норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв.м., отклоняется как необоснованный.
При определении размера убытков, подлежащих взысканию, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями части 3 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2004 N 188-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающей возможность предоставления инвалидам жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 постановления мэра г. Тольятти от 05.10.2005 N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади, помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одного проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда на территории городского округа Тольятти) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет: для одиноких граждан - 30 кв.м. общей площади, для семей из двух человек 36 кв.м общей площади, для семьи из трех и более человек - 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Из отзыва истца на апелляционные жалобы следует, что в связи с отсутствием одного жилого помещения, соответствующего установленной норме, требуемого для исполнения решения суда семье Грива из состава двух человек были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма общей площадью 47, 3 кв.м., что соответствует части 3 статьи 17, статье 50 Закона о социальной защите инвалидов.
Тамбовцеву Г.Н. на семью в составе 1 человек в связи с отсутствием одного жилого помещения, соответствующего установленной норме, требуемого для исполнения решения, были предоставлены жилые помещения муниципального фонда общей площадью 29, 6 кв. м, что не превышает норму предоставления, установленного органом местного самоуправления.
Остальные доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчика и третьего лица - Министерства не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также сложившейся судебной практике по аналогичным делам (Определения Верховного Суда РФ N 306-ЭС17-12643, N 306-ЭС17-22715, N 306-ЭС17-13273, N 306-ЭС18-179), нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины заявители жалоб освобождены на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2018 года по делу N А55-20007/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области Самарской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20007/2018
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области