г. Киров |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А28-9857/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2018 по делу N А28-9857/2018, принятое судом в составе судьи Волковой С.С.,
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькина Андрея Александровича
к Администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области
о признании незаконным решения,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькин Андрей Александрович (далее - заявитель, Глава КФХ Шулькин А.А.) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области (далее - ответчик, Администрация) от 03.08.2018 N 1481-03-23 и об обязании ответчика повторно рассмотреть и направить письменный ответ на заявление Главы КФХ Шулькина А.А. от 24.07.2018 в десятидневный срок.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2018 заявление Главы КФХ Шулькина А.А. удовлетворено, оспариваемое им решение Администрации признано незаконным.
Администрация с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что не имеет возможности повторно рассмотреть и направить письменный ответ на заявление главы КФХ Шулькина А.А. в связи с тем, что земельный участок предоставлен в аренду другому лицу на основании договора аренды от 30.10.2018.
Глава КФХ Шулькин А.А. в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с приведенными в ней доводами и опровергает их, находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Стороны (своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.12.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.12.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.06.2018 в Администрацию поступило заявление Главы КФХ Крупина А.В. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Кировская область, Шабалинский район, территория Ленинского городского поселения, с кадастровым номером 43:37:320347:303, площадью 164 544 кв.м. для сельскохозяйственного производства.
17.07.2018 на сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Кировская область, Шабалинский район, территория Ленинского городского поселения, с кадастровым номером 43:37:320347:303, площадью 164 544 кв. м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кировская область, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
В извещении указан способ подачи заявлений: в письменном виде на бумажном носителе с представлением копий документов, удостоверяющих личность заявителя.
24.07.2018 Глава КФХ Шулькин А.А. по почте направил в Администрацию заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 43:37:320347:303, площадью 164 544 кв.м. Заявление получено Администрацией 02.08.2018.
Письмом от 03.08.2018 N 1481-03-23 Администрация сообщила, что заявление Шулькина А.А. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 4343:37:320347:303, площадью 164 544 кв.м. отклонено в связи с несоответствием способа подачи заявления (подано посредством почтового отправления) способу подачи документов, указанному в извещении о предоставлении земельного участка от 17.07.2018 (в письменном виде на бумажном носителе лично).
Полагая, что указанное решение Администрации об отклонении заявления Шулькина А.А. не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Придя к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции признал оспариваемое решение ответчика незаконным. При этом арбитражный суд исходил из того, что ответчиком неправомерно ограничено право заявителя на участие в аукционе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 названной нормы (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в пункте 2; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Материалами дела подтверждается, что на сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе.
Заявитель направил в Администрацию заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 43:37:320347:303, площадью 164 544 кв.м.
Заявление получено Администрацией 02.08.2018 и письмом от 03.08.2018 N 1481-03-23 отклонено в связи с несоответствием способа подачи заявления (подано посредством почтового отправления) способу подачи документов, указанному в извещении о предоставлении земельного участка от 17.07.2018 (в письменном виде на бумажном носителе лично).
Вместе с тем особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности установлены статьей 39.18 ЗК РФ, а пунктом 2 названной статьи в качестве обязательного условия извещения о способе подачи заявлений, предполагается, что способы подачи заявлений должны быть разнообразны и позволять обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно заявить о своем волеизъявлении на участие в аукционе. В то же время определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного участия заявителя ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации.
В этой связи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что определение Администрацией способа подачи заявлений, ограничивающего возможность участия в аукционе всех заинтересованных лиц (в письменном виде на бумажном носителе лично), противоречит положениям пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с подлежащими применению положениями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика об отклонении заявления Главы КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка не соответствует положениям действующего законодательства (статье 39.18 ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы заявителя, необоснованно ограничивая их, в связи с чем в данном случае имеется совокупность предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания его незаконным, о чем правомерно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
В обжалуемом решении суд первой инстанции указал, что заявленный Шулькиным А.А. способ восстановления нарушенных прав в виде обязания Администрации повторно рассмотреть и направить письменный ответ на заявление главы КФХ Шулькина А.А. от 03.08.2018 N 1481-03-23 в десятидневный срок не может быть применен судом в качестве восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку в материалы дела представлены сведения о вынесении ответчиком постановления о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
С учетом этого ссылка заявителя жалобы на то, что Администрация не имеет возможности повторно рассмотреть и направить письменный ответ на заявление Главы КФХ является несостоятельной и подлежит отклонению как не соответствующая существу принятого судом первой инстанции по настоящему делу решения. Данным решением суд не возложил на Администрацию указанную обязанность.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2018 по делу N А28-9857/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2018 по делу N А28-9857/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9857/2018
Истец: КФХ Глава Шулькин Андрей Александрович
Ответчик: Администрация Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области