г. Владивосток |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А59-1709/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей Д.А. Глебова, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "БМ Сахалин",
апелляционное производство N 05АП-10049/2018
на решение от 13.11.2018 судьи И.Н. Веретенникова
по делу N А59-1709/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1106501008701, ИНН 6501231673)
к акционерному обществу "БМ Сахалин"
(ОГРН 1116501000142, ИНН 6501232814)
о взыскании задолженности по арендной плате в размере 14 589 488 рублей 82 копеек,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - истец, Министерство) обратилось в суд с исковым заявлением к акционерному обществу "БМ Сахалин" (далее - ответчик, АО "БМ Сахалин") о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N 4 от 29.12.2012 в размере 14 589 488 рублей 82 копеек.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2018 иск удовлетворен полностью, с ответчика в пользу истца взыскано 14 589 488 рубля 82 копейки задолженности по арендной плате. Также с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 95 947 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области отменить, уменьшить сумму пересчитанной арендной платы.
В обоснование своей правовой позиции апеллянт указывает, что суд не принял во внимание введение в отношении ответчика процедуры банкротства (наблюдение с 20.07.2018 по делу N А59-2813/2018). Считает, что перерасчёт арендной платы в связи с лишением инвестиционного проекта статуса приоритетного несоразмерен, в связи с чем суду было необходимо применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и уменьшить сумму перерасчёта арендной платы.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 31.01.2019.
В заседание суда представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ и пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 29.12.2012 между Министерством (арендодатель) и АО "БМ Сахалин" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 4 от 29.12.2012, согласно которому арендодатель, действующий в соответствии со статьями 22, 29, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (вместе с "Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов"), приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка", на основании распоряжения Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 16.04.2012 N319-р "Об утверждении заявки ОАО "БМ Сахалин" на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Комплексное деревообрабатывающее производство" на территории Сахалинской области", обязуется предоставить (без проведения аукциона), а арендатор обязуется принять во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной федеральной собственности, определенный в пункте 2 договора (далее - лесной участок) (пункт 1 договора).
Лесной участок площадью 175 477 га, с объемом ежегодного лесопользования 80,0 тыс. кубометров, предоставляемый в аренду на срок 49 лет, имеет местоположение: Сахалинская область, в границах земель лесного фонда Александровского лесничества.
Арендатор вносит годовую арендную плату в размере и в сроки, определенные приложением N 4 к настоящему договору. Начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации договора (пункт 6 договора).
По истечении срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов арендные платежи подлежат перерасчету (подпункт б пункта 6 договора).
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (пункт 7 договора).
Срок действия настоящего договора устанавливается с 29.12.2012 по 28.12.2061 года (пункт 24 договора).
Фактическая передача лесного участка в аренду подтверждается актом приема-передачи от 29.12.2012.
Соглашением от 30.11.2017, зарегистрированным в установленном законом порядке, договор аренды досрочно расторгнут.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17.12.2017 N 4407 инвестиционный проект АО "БМ Сахалин" "Комплексное деревообрабатывающее производство на территории Сахалинской области" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В связи с этим истцом 19.01.2018 в адрес ответчика направлено уведомление о перерасчете арендных платежей, согласно которому задолженность ответчика по арендной плате составила 14 589 488 рублей 82 копейки.
Поскольку задолженность в добровольном порядке ответчиком не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Возникшие между сторонами правоотношения были правильно квалифицированы судом первой инстанции как обязательственные отношения, возникшие из договора аренды лесного участка, которые подлежат регулированию нормами главы 34 ГК РФ, нормами ЛК РФ, а также общими нормами об обязательственных отношениях и договорах ГК РФ.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
В силу статьи 72 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 71 ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьей 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 договора установлено, что размер арендной платы определен из расчета объема годовой нормы отпуска древесины на арендуемом лесном участке и размера ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (таблица 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, статья 3 Федерального закона от 30.11.2011 N371-ФЗ) составляет на дату подписания договора 5 786 032 (пять миллионов семьсот восемьдесят шесть тысяч тридцать два) рубля; в соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 размер арендной платы в течение срока окупаемости проекта (7 лет 9 месяцев), с учетом коэффициента 0,5 составляет 2 893 016 рублей.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 30.06.2017 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", действовавшим в спорный период, в случае если инвестиционный проект был исключен из перечня, инвестор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования соответствующим лесным участком.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310) установлено, что при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня предоставления понижающего коэффициента 0,5 до расторжения договора аренды лесного участка без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В связи с исключением инвестиционного проекта АО "БМ Сахалин" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, с учетом Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 истцом произведен перерасчет арендных платежей, согласно которому задолженность ответчика за период с 06.03.2013 по 29.11.2017 составила 14589488 рублей 82 копейки.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения законодательства и условия договора, а также принимая во внимание факт исключения ответчика из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, что истцом обоснованно пересчитан размер арендной платы.
Расчет исковых требований повторно проверен апелляционным судом и признан арифметически верным.
Поскольку имеющаяся задолженность подтверждается материалами дела, доказательств исполнения своих обязательств ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было, апелляционная коллегия признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод апеллянта, что суд не принял во внимание введение в отношении ответчика процедуры банкротства, отклоняется апелляционной коллегией, так как тяжелое материальное положения ответчика не освобождает его от обязанности по оплате задолженности по настоящему делу.
Ссылка ответчика на то, что перерасчёт арендной платы несоразмерен, в связи с чем суду было необходимо применить статью 333 ГК РФ и уменьшить данную сумму, не может быть принята апелляционной коллегией в связи с отсутствием правовых оснований для её применения, поскольку положения указанной статьи не применяются к сумме основного долга по обязательству.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2018 по делу N А59-1709/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.М. Синицына |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1709/2018
Истец: Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской обл.
Ответчик: АО "БМ Сахалин"