г. Пермь |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А60-39702/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
при участии:
от заявителя акционерного общества "Облкоммунэнерго" (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266): Баутин Е.И. по доверенности от 31.10.2018;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 ноября 2018 года по делу N А60-39702/2018,
принятое судьей Окуловой В.В.,
по заявлению акционерного общества "Облкоммунэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
Акционерное общество "Облкоммунэнерго" (далее заявитель, АО "Облкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 04.06.2018 по делу N 03-17/133-2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.11.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на наличие события вменяемого административного правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный срок сведений по запросам от 13.03.30018 N 3838 и от 20.03.2018 N 4354, сделанным в рамках рассмотрения административного дела N 03-17/38-2018; при этом отмечает, что ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не разграничивает истребование сведений в зависимости от вида производства.
Заявитель АО "Облкоммунэнерго" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом; представителя для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе производства по делу об административном правонарушении N 03-17/38-2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в адрес законного представителя АО "Облкоммунэнерго" было направлено извещение от 13.03.2018 N 3838 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 КоАП РФ, в данном извещении указано на необходимость представления в трехдневный срок со дня получения извещения представить следующие документы:
- копии приказа о назначении ответственного должностного лица за соблюдение Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, далее по тексту - Стандарты (сбор, анализ, подготовка сведений, предусмотренных Стандартами для их раскрытия на официальном сайте Общества в сети "Интернет");
- копии приказа о назначении на должность лица, ответственного за раскрытие информации, предусмотренной Стандартами;
- копии страниц паспорта должностного лица, ответственного за раскрытие информации, предусмотренной Стандартами;
- копию должностной инструкции должностного лица, ответственного за раскрытие информации, предусмотренной Стандартами;
- копию Устава акционерного общества "Облкоммунэнерго";
Данное извещение получено АО "Облкоммунэнерго" 13.03.2018, о чем свидетельствует отметка на извещении (вх. N 01-13/971 от 13.03.2018).
Административный орган указывает, что по состоянию на 19.03.2018 истребуемые документы АО "Облкоммунэнерго" не представлены, каких-либо письменных уведомлений с указанием причин невозможности представления документов либо невозможности своевременного представления документов не поступило.
Кроме того, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области направлено извещение от 20.03.2018 N 4354 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении,адресованное заместителю генерального директора по корпоративным вопросам АО "Облкоммунэнерго" Гореленко И.В., в котором указано на необходимость представления АО "Облкоммунэнерго" в трехдневный срок со дня получения извещения следующих документов:
- выписки из учредительных документов, подтверждающих полномочия Гореленко И.В., включая период с 01.01.2017 по 04.04.2017;
- копии приказа о приеме на работу Гореленко И.В. на должность заместителя генерального директора по корпоративно-правовым вопросам акционерного общества "Облкоммунэнерго", включая период с 01.01.2017 по 04.04.2017;
- копии приказа о назначении ответственного должностного лица за соблюдение Стандартов (сбор, анализ, подготовка сведений, предусмотренных Стандартами для их раскрытия на официальном сайте Общества в сети "Интернет"), а также за раскрытие сведений, предусмотренных Стандартами, включая все приложения;
- копии положения об отделе (подразделении, управлении), осуществляющего раскрытие информации в соответствии со Стандартами, действующего на 04.04.2017;
- копии трудового договора, заключенного с Гореленко И.В., включая все приложения;
- иные документы, подтверждающие осуществление Гореленко И.В. административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций.
В этом же извещении указано на представление заместителю генерального директора по корпоративным вопросам АО "Облкоммунэнерго" Гореленко И.В., в трехдневный срок со дня получения извещения следующих документов:
-копии страниц паспорта ИНН;
-копии должностной инструкции, действующей на 04.04.2017;
-письменное пояснение по делу об административном правонарушении по ст. 9.15 КоАП РФ
Данное извещение получено АО "Облкоммунэнерго" 20.03.2018, о чем свидетельствует отметка на извещении (вх. N 01-13/1149 от 20.03.2018).
Административный орган указывает, что истребуемые документы представлены 23.03.2018, за исключением копии приказа о назначении ответственного должностного лица за соблюдение Стандартов (сбор, анализ, подготовка сведений, предусмотренных Стандартами для их раскрытия на официальном сайте Общества в сети "Интернет"), а также за раскрытие сведений, предусмотренных Стандартами, включая все приложения, и иных документов, подтверждающих осуществление Гореленко И.В. административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций. Каких-либо письменных уведомлений с указанием причин невозможности представления недостающих документов либо невозможности своевременного представления документов не поступило.
В связи с чем Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в отношении АО "Облкоммунэнерго" составлен протокол от 24.05.2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ; и по результатам рассмотрения материалов административного производства вынесено постановление 04.06.2018 N 03-17/113-2018 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
АО "Облкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что в рассматриваемом случае сведения запрошены с нарушением установленного порядка, в связи с чем состав вменяемого административного правонарушения не доказан.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указано, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
При этом функции и полномочия антимонопольного органа, осуществляемые в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установлены в ст. 22, ст. 23 данного Федерального закона.
В ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае запросы о представлении необходимых сведений направлялись в адрес АО "Облкоммунэнерго" в рамках производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.15 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.
При этом из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае информация была затребована Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области именно в рамках исполнения функций и полномочий антимонопольного органа, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; и не следует, что были запрошены сведения (информация), предусмотренные антимонопольным законодательством.
В связи с чем суд первой инстанции верно указал, что в извещениях N 4354 от 20.03.2018, N 3838 от 13.03.2018 не содержится обоснования (мотивации) необходимости представления запрашиваемых документов в рамках ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суд первой инстанции о недоказанности в действиях АО "Облкоммунэнерго" состава вменяемого правонарушения.
В соответствии с п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 ноября 2018 года по делу N А60-39702/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39702/2018
Истец: АО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области